За многие годы в России сформирована одна из сильнейших систем подготовки кадров для авиационной промышленности. Ежегодно отечественными высшими учебными заведения выпускается более
4000 специалистов по специальности «Авиационная и космическая техника».
На промышленных предприятиях авиапрома задействовано около
350 тыс. квалифицированных работников, еще около 65 тыс. работников трудятся в конструкторских бюро и научных организациях.
Однако участники отрасли отмечают существенные проблемы с кадрами.
Доля старшего поколения в авиационной промышленности растет, а эффективная передача накопленных знаний последующим поколениям отсутствует. На фоне проблемы преемственности поколений в отрасли возник крайний дефицит инженерно-технических кадров, дефицит работников, от которых зависят характеристики авиационной продукции и экономика ее производства, в том числе специалистов высокого отраслевого уровня ― главных конструкторов и технологов.
Отсутствует ряд компетенций, необходимых в работе
с рыночными заказчиками. В СССР существовал полный цикл производства ВС, при этом перед производителями не стояла задача заниматься маркетингом и сервисом производимой продукции. В связи
с этим в отрасли сформировались дефицит опыта разработок
под заданную рыночную стоимость проекта и дефицит компетенций
в продажах и послепродажном обслуживании.
Отсутствует значительный опыт участия в риск-разделенных партнерствах, проектах с глобальной цепочкой поставок, проектах, требующих применения международных отраслевых стандартов.
Недостаток компетенций в управлении цепочкой поставок, обеспечении качества, управлении проектами стал одной из причин неполного выполнения Стратегии авиапрома 2015.
|
При значительных инвестициях участников отрасли в НИР и ОКР авиационной продукции за последнее время уровень компетенций в области экономики, права и управления интеллектуальной собственностью остается крайне низким.
Образовательные стандарты подготовки кадров отстают от уровня развития производственных технологий в мире. Кроме того, сохраняется языковой барьер, препятствующий эффективной работе с зарубежными партнерами и применению зарубежных решений в производстве и проектировании авиационной продукции.
Только восстановление полного набора компетенций позволит российскому авиапрому выдерживать конкуренцию на мировом рынке.
В целях поддержания конкурентоспособной системы подготовки
и удержания кадров в авиационной промышленности будут предприняты следующие стратегические шаги.
Во-первых, государство скорректирует программы обучения
и обеспечит средние специальные образовательные учреждения и вузы современной материальной базой под текущие и перспективные потребности отрасли, создав условия для обучения с применением новых материалов, нового промышленного оборудования, современных информационных систем проектирования и управления производством.
Во-вторых, будут скорректированы программы подготовки
и повышения квалификации преподавательского состава средних
и высших учебных заведений с учетом прогрессивных методов
проектирования, производства, испытаний, сертификации, продаж
и маркетинга, управления цепочкой поставок, управления качеством, управления интеллектуальной собственностью, поддержки жизненного цикла авиационной техники, управления проектами.
|
В-третьих, для развития компетенций, необходимых для работы в условиях международной кооперации, коллективы научных и промышленных организаций будут усилены высококвалифицированными специалистами с глобальной экспертизой.
В-четвертых, в целях повышения эффективности подготовки кадров под актуальные и перспективные потребности промышленности и науки государство и бизнес усилят взаимодействие системы образования, промышленности и науки за счет максимального совмещения процесса обучения и работы посредством целевого обучения, поддержки работы профильных и базовых кафедр, предоставления практики, стажировки, проведения исследований под задачи промышленности, привлечения вузов
к выполнению НИР и ОКР, выполняемых организациями промышленности. Так, будет продолжена государственная поддержка кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Подобный опыт будет распространен и на другие потенциальные области взаимодействия вузов и промышленности (например, в разработке и инжиниринге изделий, исследовании материалов и процессов, обработке крупных массивов данных).
Кроме того, будут созданы условия для укрепления сотрудничества между российскими и зарубежными учебными заведениями, а также зарубежными разработчиками и производителями с целью обмена опытом и подготовки кадров для отечественной авиационной промышленности.
|
Промышленность продолжит реализацию мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в отрасли
и удержание наиболее ценных кадров, посредством расширения компенсационного пакета работников отрасли, в том числе за счет улучшения социальных условий и развития программ профессионального роста.
Привлечение и удержание кадров на периферии будет достигаться через повышение социально-экономического уровня развития регионов посредством реализации соответствующих программ пространственно-территориального развития.
В результате, система подготовки кадров будет удовлетворять современным и перспективным потребностям отрасли, инфраструктура и задачи промышленности будут встроены в общую систему подготовки кадров, а в отрасли будут сформированы компетенции, необходимые для работы на глобальном рынке. Более того, в отрасли будут созданы конкурентоспособные условия труда.