Стратегические шаги, реализуемые государством совместно
с промышленностью и наукой, будут способствовать сохранению лидирующей позиции России в производстве финальной продукции.
При этом российские производители комплектующих интегрируются в глобальный рынок и увеличат свою конкурентоспособность.
В ходе реализации Стратегии будет обеспечена комплексная поддержка отрасли за счет различных инструментов промышленной политики и эффективного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.
Промышленная политика, реализуемая государством в авиационной промышленности, сместится в сторону системных мер поддержки.
В частности, в государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» изменятся:
субъекты поддержки и типы поддерживаемых проектов. Господдержка будет направлена на завершение капиталоемких проектов, нацеленных на создание и вывод на рынок авиационной техники нового поколения и находящихся в высокой стадии готовности, реализацию экспортно-ориентированных проектов и проектов международной кооперации участников отрасли, не ограничиваясь интегрированными структурами отрасли;
ключевые области государственной поддержки. Акцент с НИР и ОКР по ключевым проектам и техперевооружения будет смещен на поддержку продаж ВС на внутреннем и внешнем рынках, поддержку создания и продвижения экспортно-ориентированной продукции, формирование опережающего научно-технического задела и развитие кадрового потенциала;
характер инструментов поддержки промышленности. Безвозвратные инструменты будут вытесняться льготным долгосрочным возвратным финансированием опытно-конструкторских работ, технического и технологического перевооружения (в форме льготных займов и кредитов либо возвратного бюджетного финансирования).
|
Интегральными показателями выполнения Стратегии являются совокупная выручка отрасли, объем экспорта авиационной продукции
и услуг, производительность труда в промышленных организациях отрасли.
Показатель совокупной выручки характеризует масштаб авиационной промышленности, объем экспорта демонстрирует уровень глобальной конкурентоспособности авиационной продукции российского производства, производительность труда отражает уровень эффективности в отрасли.
Реализация шагов, предусмотренных Стратегией, обеспечит достижение к 2030 году показателя выручки организаций отрасли в размере 2,6 трлн руб., что соответствует росту в номинальном выражении на уровне 8–9% в год в период до 2025 года и 5–6% на горизонте 2026–2030 годов, при этом доля экспорта за счет поставок финальной продукции и комплектующих превысит 40% (14,4 млрд долл.), а производительность труда за счет изменения индустриальной модели отрасли в реальном выражении увеличится по сравнению с уровнем 2014 года более чем в четыре раза.
В условиях неопределенной макроэкономической и геополитической ситуации этапы реализации Стратегии и промежуточные результаты не выделяются, показатели рассчитаны индикативно.
Реализация положений Стратегии сопряжена с различными рисками, которые могут существенно повлиять на достижение целевого состояния авиационной промышленности. К числу наиболее значимых рисков отнесены следующие:
|
риск дефицита федерального бюджета;
геополитические риски, в том числе риски сохранения на долгосрочном горизонте (более пяти лет) санкций по отношению к Российской Федерации и отдельным организациям авиационной промышленности, ограничивающие для участников отрасли возможности привлечения заемного капитала, трансфера технологий, размеры доступного рынка;
- риск отсутствия скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти;
- риск низкой вовлеченности интегрированных структур и их ДЗО в реализацию положений Стратегии.
В условиях дефицита федерального бюджета государство будет приоритизировать расходы с учетом необходимости выполнения наиболее значимых мероприятий (в том числе мероприятий в авиационной науке), определяемых с учетом положений Стратегии. Организации отрасли также будут приоритизировать свои расходы, прежде всего, направления капитальных вложений. Кроме того, будет рассмотрена возможность проведения приватизации в авиационной промышленности.
Для снижения влияния геополитических рисков на реализацию Стратегии авиапрома 2030 государство примет необходимые меры для стабилизации внешнеполитической ситуации в мире. На уровне отрасли будет реализован комплекс мер по повышению конкурентоспособности отечественных производителей ВС и комплектующих с целью выстраивания устойчивой к геополитическим изменениям производственной международной кооперации, в том числе в рамках построения международных альянсов, также будет реализован комплекс мер по обеспечению технологического суверенитета страны и конкурентного импортозамещения в авиационной промышленности и смежных отраслях.
|
С целью обеспечения скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, а именно своевременной разработки и актуализации мер государственной поддержки, обеспечения непротиворечивости требований законодательных актов, норм и правил к участникам отрасли, изыскания источников финансирования и их доведения до главного распорядителя бюджетных средств, контроль за реализацией Стратегии в соответствии с разделом 6 Стратегии будет осуществляться уполномоченным межведомственным органом с привлечением ключевых заинтересованных участников, в том числе Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России, Минобороны России, Минобрнауки России, Росавиации и других, а также представителей организаций промышленности и науки.
С целью обеспечения участия интегрированных структур и их ДЗО в реализации положений Стратегии, в том числе проведении своевременных изменений в интегрированных структурах, их стратегии развития и долгосрочные планы развития будут синхронизированы со Стратегией авиапрома 2030, а система вознаграждения и ответственности руководителей интегрированных структур и их ДЗО будет привязана к показателям эффективности и выполнению долгосрочных планов развития.