Чтение
Тема. Гласный звук о, Буквы О, о
Ход урока:
Орг. момент
- Чтобы время не терять
Я хочу у вас узнать,
Всё ль у вас в порядке?
Книжки и тетрадки?
Все ли постарались
Сочинить загадки?
- Девочки садитесь, пожалуйста. Мальчики садитесь, пожалуйста.
- Какое нужно настроение, чтобы на уроке мы хорошо потрудились?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
Повторение изученного
Задание на повторение
Сложить из двух длинных и одной короткой палочки букву.
Какая буква получилась? (а)
-Назовите слова начинающуюся на звук а.
Чтение слогов и слияний с буквой А
- Буква А гласная, потому что звук [а] можно спеть, он не встречает во рту преграды, показывает, что согласный звук перед ней будет твёрдым, в начале слова буква А обозначает один слог.
Хоровое чтение детьми.
Постановка темы и целей урока
- Произнесите слова (овощи, огурец, очки, озеро)
-На какой звук начинаются слова?
- Сформулируем тему и цели урока.
Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы.
Будем учиться читать. Выделять звук О
Физкультурная минутка
Изучение нового материала
Знакомство с новой буквой
- Произнесите первый звук в слове овощи. Назовите этот звук.
- Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении. Дайте характеристику звука.
- Назовите ещё раз, какие предметы были изображены.
- Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком [о].
- Сделайте вывод, что обозначает звук [о] в слиянии с согласным звуком. (Схема)
- Назовите предметы, выделите звук [о] в словах. (Солнце, машина, торт, осы, облако, лось, зонт, кобра, малина.)
- Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о].
- Почему я показала вам две буквы О, о? Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О.
- На что похожа буква о?
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. Е.Тарлапан
Посмотри на колесо,
А увидишь букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О. А.Шибаев
Чтение слогов с буквой О по таблице.
- Какие слова получатся из слогов?
- Составьте с одним из слов предложение.
Если звук свободно проходит, не встречая преград и его можно спеть, значит, звук гласный.
Овощи, огурец, очки, озеро - в каждом слове есть звук[о].
В слиянии с согласным звуком, звук [о] делает согласный звук твёрдым.
Гласный звук [о] обозначается гласной буквой о.
Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных - Оля, Олег, Острогожск, Ока, Орлик.
Буква о похожа на колесо, круг, тарелку, солнце, мяч.
Физминутка
Звуковой анализ слов
- Произнесите, что изображено на рисунке. (Рисунок:окуни)
- Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать – сделает самостоятельно.
- Сколько слогов в слове ОКУНИ? Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук? Звук гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой второй слог в слове ОКУНИ? Что собой представляет слог «КУ»? Какой первый звук в слоге «КУ»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой второй звук в слоге «КУ»? Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой третий слог в слове ОКУНИ? Что собой представляет слог «НИ»? Какой первый звук в слоге «НИ»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой второй звук в слоге НИ»? Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Сколько всего звуков в слове ОКУНИ?
- Составьте предложение со словом ОКУНИ.
Проработать с остальными словами (капуста, яблоко, морковь, огурец)
Работа над стихотворением
- Найдите стихотворение на странице 25.
- Простым карандашом подчеркните все встретившие буквы «О».
(Читают дети умеющие читать.)
Закрепление изученного
- Окунёк предлагает вам проверить, хорошо ли вы запомнили звук [о] и сможете ли услышать этот звук в словах.
- Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, при произношении которых встречается звук [о].
Работа над загадками
- Угадайте слово. Какой будет первый звук и буква?
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? … (Огурцы)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это? (Олень)
Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные. (Арбуз)
Работа над лентой букв
- Какие буквы мы выучили? Что вы знаете о них?
Итог урока
- С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились?
- Дайте характеристику звуку [о].