Воспитателю Яслей – сада № 43 г. Барановичи
__________________________________________________________________
Общие положения
1.1 Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики воспитателя, утвержденной Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998г. №3 «О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках должностей служащих учреждений и организаций здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты, науки, научного обслуживания, физической культуры и спорта, службы радиологического контроля».
1.2 Воспитатель принимается на работу на основании заявления и составления трудового договора (контракта) на имя заведующего по согласованию с начальником Управления образования.
1.3 Воспитатель назначается и освобождается от должности заведующим по согласованию с начальником Управления образования.
1.4 На должность воспитателя принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную педагогическую квалификацию, высшее или среднее специальное образование с подтверждающими документами об образовании.
1.5 Воспитатель подчиняется, заведующему, заместителю заведующего по основной деятельности.
1.6 Воспитатель организует свою работу с детьми во взаимодействии со специалистами учреждения.
1.7 Воспитатель согласовывает свою деятельность с воспитателем- напарником, заместителем заведующего по основной деятельности медицинским персоналом в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в учреждении.
1.8 Воспитатель является участником инновационного проекта Министерства образования «Внедрение модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении».
1.9 Воспитателю подчиняется помощник воспитателя.
1.10 В своей деятельности воспитатель руководствуется:
1.10.1 Конституцией Республики Беларусь,
1.10.2 законами Республики Беларусь «Об образовании», «О пожарной безопасности», «Об охране труда», «О правах ребенка», «О браке и семье».
1.10.3 трудовым Кодексом Республики Беларусь.
1.10.4 нормативными правовыми актам, а также отраслевыми руководящими и методическими документами по вопросам дошкольного образования, воспитания, правам ребенка;
1.10.5 инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
1.10.6 санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»
1.10.7 приказами и распоряжениями вышестоящих организаций и руководителя дошкольного учреждения;
1.10.8 уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и другими локальными актами дошкольного учреждения.
1.10.9 настоящей должностной инструкцией.
1.10.10 инструкцией об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, другими руководящими и методическими документами по инновационной деятельности.
1.11. Воспитатель должен знать:
1.11.1 нормативные правовые акты, другие программно-методические документы и материалы по вопросам дошкольного образования, воспитания, инновационной деятельности, правам ребенка;
1.11.2 педагогику и методики дошкольного образования;
1.11.3 детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
1.11.4 основы дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
1.11.5 средства обучения, дидактические материалы, оборудование;
1.11.6 достижения педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
1.11.7 правила охраны жизни и здоровья детей;
1.11.8 основы доврачебной помощи;
1.11.9 основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка;
1.11.10 правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
1.11.11 культуру труда и служебную этику.
Функции
Основными функциями воспитателя дошкольного учреждения являются:
2.1. Планирование, организация и проведение образовательного процесса с детьми;
2.2. Планирование, организация и проведение инновационной деятельности в рамках инновационного проекта Министерства образования «Внедрение модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении»
2.3. Организация выполнения детьми распорядка дня;
2.4. Обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
2.5. Выявление и развитие комплекса индивидуальных способностей и задатков, формирование личности ребенка, обеспечение перехода на следующую ступень образовательной системы.
2.6. Своевременное выявление признаков социального неблагополучия в семьях воспитанников.
2.7. Оказание консультативной и практической помощи педагогическим работникам и родителям воспитанников.
2.8. Координация деятельности помощника воспитателя и других работников дошкольного учреждения в рамках единого образовательного процесса.
Должностные обязанности
Воспитатель дошкольного учреждения:
3.1. Планирует, организует и проводит воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей согласно программе «Пралеска» и нормативно-правовых документов.
3.2. Организует выполнение детьми распорядка дня.
3.3. Обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
3.4. Осуществляет дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формирует его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.
3.5. Способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
3.6. Приобщает детей к национальной культуре, ее традициям.
3.7. Использует в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
3.8. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.
3.9. Координирует деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
3.10. Участвует в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений, выполняет их решения.
3.10.1.Работает над повышением своего профессионального и культурного уровня. Обобщает передовой педагогический опыт с последующей разработкой методических рекомендаций или научных публикаций.
3.11. Планирует, организует и проводит мероприятия по реализации проекта инновационной деятельности «Внедрение модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении».
3.12. Ведет дневник инновационной деятельности, согласно требованиям главы 5 Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, заполняет его по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
3.13. Представляет дневник и результаты инновационной деятельности для анализа консультантам инновационного проекта в установленные им сроки.
3.14. Не имеет права вносить в проект инновационной деятельности изменения и дополнения без согласования с консультантами инновационного проекта.
3.15. Обеспечивает своевременное составление установленной документации и отчетности.
3.16. Проводит оздоровительные мероприятия, рекомендуемые медицинским персоналом и в соответствии с системой оздоровительной работы.
3.17. Осуществляет дифференцированный подход в образовательном процессе в зависимости от уровня развития детей, формирует его высоко моральные качества, мотивы деятельности, самооценку,
межличностные отношения.
3.18. Помогает воспитаннику адаптироваться в коллективе, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
3.19. Строит отношения с воспитанниками на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
3.20. Организует работу по обеспечению предметно-развивающей среды в группе, участвует в преобразовании группы в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями программ, по которым работает.
3.21. Обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов.
3.22. Осуществляет надзор за действиями и поведением детей, а также контроль численности воспитанников в течение пребывания их в ДУ.
3.23. Готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, изучает методическую литературу, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, участвует в благоустройстве и озеленении территории учреждения.
3.24. Принимает детей от родителей в соответствии с Инструкцией по охране жизни и здоровья детей в дошкольном учреждении.
3.25. Проводит групповые собрания, консультации с родителями воспитанников. Оформляет совместно со специалистами информационный материал для родителей.
3.26. Соблюдает этические нормы поведения в учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.27. Принимает материальные ценности на использование по документам, обеспечивает сохранность и подотчетность имущества.
3.28. Принимает посильное участие в уборке группового участка, ремонтных работах группы.
3.29. Выполняет требования охраны труда и правила пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при проведении воспитательно-образовательного процесса.
3.30. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка правила охраны труда и пожарной безопасности.
3.31. Постоянно повышает свою квалификацию как самостоятельно, так и в соответствии с программами, предлагаемыми дошкольным учреждением.
3.32. Изучает новейшие методы работы мировые достижения в сфере своей деятельности.
3.33. Воспитатель руководствуется в своей деятельности статьей 18 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»: воспитатель обязан знать и выполнять требования нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.
3.34. Обеспечивает выполнение статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»:
3.34.1.соблюдает требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
3.34.2.использует и правильно применяет средства индивидуальной и коллективной защиты;
3.34.3.проходит в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3.34.4.немедленно сообщает работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
3.34.5.исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
3.34.6.выполняет нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями;
3.34.7.в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомляет об этом непосредственного руководителя;
3.34.8.оказывает содействие и сотрудничает с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещает своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
3.35. Обеспечивает выполнение следующих требований по охране труда перед началом работы:
3.35.1.Включает полностью освещение и убеждается в исправности электрооборудования в групповых, спальных и других помещениях: светильники должны быть надёжно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки не должны иметь трещин и сколов, в также оголённых контактов. Электропроводка должна быть изолированной, электроприборы не доступными для детей.
3.35.2.Убеждается в правильной расстановке детской мебели в групповой комнате.
3.35.3.Проверяет санитарное состояние всех помещений и проветривает их, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксирует крючками, а фрамуги ограничителями. Проветривание помещений заканчивает за 30 минут до прихода детей.
3.35.4.Убеждается в том, что температура воздуха в помещениях соответствует установленным санитарным нормам. В помещениях групповых и спальных комнат должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима.
3.35.5.Убеждается в том, что всё стационарное детское оборудование закреплено во избежание его падения и травмирования детей.
3.35.6.Убеждается, что дезинфицирующие средства, моющие средства хранятся в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.
3.36. Обеспечивает выполнение следующих требований по охране труда при выполнении работы:
3.36.1.Рассаживает за столы детей в соответствии с их ростом.
3.36.2.Не превышает максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей группе и средней - два занятий, а в старшей и подготовительных группах – три. Обеспечивает их продолжительность в младшей и средней группах не более 15-20 мин., в старшей – не более 25-30 минут. В середине занятий проводит физкультминутки. Обеспечивает перерывы между занятиями не менее 10 минут.
3.36.3.В пользование детям дает исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо укреплёнными ручками.
3.36.4.Любую деятельность детей, связанную с инструментами (изобразительная деятельность, трудовая, познавательно-практическая) осуществляет только под непосредственным контролем и присмотром взрослого. Для занятий с детьми использует ножницы с тупыми концами.
3.36.5.Прогулку детей на открытом воздухе проводит не реже двух раз в день. Одевание на прогулку проводит так, чтобы дети не перегревались и не потели. Для одевания детей младшего возраста привлекает других сотрудников. Следит за одеждой детей в соответствии с погодными условиями. В жаркие летние дни воспитанники должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы).
3.36.6.Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль, безопасный выход воспитанников из помещения на улицу и спуск с крыльца (особенно при неблагоприятных погодных условиях).
3.36.7.При проведении прогулок предварительно осматривает участок: территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя. Игровое оборудование и малые архитектурные формы должны быть исправны.
3.36.8.Для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда чередует виды деятельности от подвижной к малоподвижной, в зависимости от плана проведения прогулки.
3.36.9.Следит за тем, чтобы дети на участке не пробовали на вкус растения, ягоды, грибы, траву, плоды во избежание отравлений и ОКИ, не трогали руками колючие растения, насекомых и одиноких животных.
3.36.10. Исключает выращивание в группе вредных, ядовитых, колючих растений.
3.36.11. В тёплое время через каждые 30 минут обеспечивает питьевой режим воспитанникам.
3.36.12. Не привлекает детей к труду, который может вызвать инфицирование (уборка санузлов, сбор общего грязного белья, бытовых отходов)
3.36.13. Не допускает собирание детьми мусора незащищёнными руками.
3.36.14. Обеспечивает контроль и непосредственную страховку воспитанников во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на лыжах и выполнении прочих физических упражнение и движений.
3.36.15. Не допускает лазание воспитанников по ограждениям, перилам, деревьям, заборам.
3.36.16. Не оставляет воспитанников без наблюдения воспитателя.
3.36.17. Обеспечивает контроль за выполнением воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землёй и прочим).
3.36.18. Контролирует выдачу готовой пищи детям помощником воспитателя. Во время приёма пищи следит за правильным использованием детьми столовых приборов. Столовая посуда при выдаче пищи детям не должна иметь трещин и сколов.
3.36.19. При выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по столовой, детям категорически запрещает перенос горячей еды, воды и других горячих предметов.
3.36.20. Не впускает на территорию дошкольного учреждения, и особенно в группу, неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение дошкольного учреждения.
3.37. Обеспечивает выполнение следующих требований по охране труда по окончании работы:
3.37.1.Выключает все электрооборудование.
3.37.2.Проветривает помещение, закрывает окна, фрамуги и выключает свет, воду.
3.37.3..Закрывает помещение на ключ и сдает его дежурному администратору.
3.37.4.Обо всех недостатках, выявленных во время работы, работник докладывает руководителю.
3.38. Обеспечивает выполнение следующих требований по охране труда в аварийных ситуациях:
3.38.1.При возникновении пожара немедленно эвакуирует детей из здания, сообщает администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступает к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
3.38.2.При получении травмы немедленно оказывает первую помощь пострадавшему, сообщает об этом администрации учреждения, при необходимости отправляет пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
3.38.3.Знает номера телефонов и другие средства экстренной связи, умеет ими пользоваться, и в случаях возникновения аварийных (чрезвычайных) ситуаций, несчастного случая, пожара, загорания, взрыва, стихийного бедствия - немедленно прекращает работу, принимает меры к эвакуации людей из опасной зоны, сообщает (в том числе через кого-либо) о ситуации руководителю, вызывает (при необходимости) подразделения аварийных специальных служб: пожарной службы - по телефону 101, скорой медицинской помощи - по телефону 103.;
3.38.4.При поломке или обнаружении неисправности уборочного инвентаря, инструмента, а также, если при прикосновении к нетоковедущим частям ощущается действие электрического тока – прекращает их эксплуатацию (отключает от сети электроприборы), сообщает об этом непосредственному руководителю и действует в соответствии с его указаниями. Устранение всех видов неисправностей и неполадок выполняет только квалифицированный, обученный персонал, имеющий допуск на выполнение соответствующих работ.
3.38.5.В случаях возникновения пожара или загорания: прекращает работу, обеспечивает безопасность и эвакуацию работников из опасной зоны; обесточивает оборудование в зоне пожара или загорания; приступает к тушению очага пожара имеющимися на участке средствами пожаротушения и одновременно сообщает (в том числе через кого-либо) руководителю. При невозможности устранения очага пожара, сообщает о нем по телефону 101, указав адрес объекта, место пожара, свою фамилию, также сообщить о наличии в здании людей, При угрозе здоровью и (или) жизни немедленно покидает место пожара по путям эвакуации, по прибытии подразделений пожарной службы сообщает необходимые сведения об очаге пожара и мерах, принятых по его ликвидации, сообщает о происшествии администрации учреждения или другому должностному лицу.
Права
Воспитатель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении дошкольным учреждением в порядке, определенном Уставом.
4.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушениями воспитателем профессиональной этики.
4.5. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных, законом.
4.6. Свободно выбирать и использовать методики, инновационные технологии образовательного процесса, учебные пособия и материалы.
4.7. На научно-методическое обеспечение инновационной деятельности;
4.8. Проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.9. Вносить предложения по улучшению условий труда и для включения в план по охране труда.
4.10. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательно-образовательного процесса, а также доводить до администрации сведения о недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса, снижающих жизнеспособность и работоспособность воспитанников.
4.11. Пользоваться всеми правами, касающимися режима рабочего времени, времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.
4.12. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по основной деятельности, специалистов дошкольного учреждения.
4.13. Повышать свою квалификационную категорию в соответствии со следующими требованиями:
Вторая квалификационная категория: педагог имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии, содержания коррекционных программ, соответствующих диагнозу детей, методик коррекции, обучения и воспитания. Владеет элементарными методами и средствами педагогической диагностики, основными формами дифференциации контингента воспитанников, основными методами, формами организации воспитательно-образовательного процесса детей. Создает комфортный микроклимат в воспитательно-образовательном процессе. Практика работы педагога должна способствовать сохранению контингента воспитанников, с которыми непосредственно взаимодействует педагог.
Первая квалификационная категория. Воспитатель должен отвечать требованиям второй квалификационной категории, кроме того, иметь знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области технологий индивидуализации воспитательно-образовательного процесса. Владеть и применять на практике: современные педагогические технологии, элементы технологий коррекционной педагогики, владеть методиками анализа воспитательно-образовательного процесса, учитывать психологические особенности воспитанников при отборе содержания методов и форм воспитательно-образовательного процесса.
Высшая квалификационная категория. Отвечает требованиям 1 квалификационной категории, кроме того, воспитатель должен осваивать достижения педагогической науки и практики, творчески решать практические задачи, осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения, воспитания, коррекции и самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению, создавать условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, владеть и применять на практике исследовательские и опытно- экспериментальные методы обучения, воспитания, коррекции, методики управления и прогнозирования педагогического процесса
Ответственность
В установленном законодательством Республики Беларусь порядке воспитатель несет ответственность за:
5.1. Жизнь и здоровье детей, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
5.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение аморального поступка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.
5.3. Реализацию не в полном объеме воспитательно-образовательных программ, качества реализуемых воспитательно-образовательных программ
5.4. Не соответствие применяемых форм, методов и средств в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, интересам и потребностям детей.
5.5. Не подготовку группы и участка к учебному году, летней оздоровительной компании.
5.6. За совершенные в процессе своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
5.7. Дисциплинарную – за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава, правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего дошкольного учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией.
5.8. Материальную – при причинении своими действиями ущерба дошкольному учреждению, или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей.
6. Взаимоотношения. Связи по должности:
Воспитатель дошкольного учреждения
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 5-ти дневной рабочей недели (36 ч) и утвержденному руководителем дошкольного учреждения, участвует в обязательных плановых мероприятиях.
6.2. Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основании почасовой оплаты по тарификации (не более 1,5 ставок) и приказа руководителя учреждения.
6.3. Получает под роспись от администрации дошкольного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера.
6.4. Передает заведующему информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических объединениях, непосредственно после ее получения.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками
6.6. Информирует администрацию и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6.7. Планирует воспитательно-образовательную работу на каждый год и на каждый месяц, согласовывает его с заместителем заведующего по основной деятельности, предоставляет заведующему для утверждения. Своевременно и регулярно (на педагогические совещания, производственные совещания, совещания при заведующем) предоставляет отчетную документацию о своей деятельности.
Заведующий ГУДО «Ясли – сад № 43
г. Барановичи» _____________ Е.К. Беланович
СОГЛАСОВАНО:
Председатель ПК
Протокол № ___ от _______ _____________ Е.А. Марцукевич
Юрист
Барановичского горисполкома _____________ ______________
Руководитель группы зарплаты
Ценрализованной бухгатерии ГОРУО _____________ ______________
С инструкцией ознакомлен: _____________ ______________
«____» __________ 20___ г.