Содержание
1. Характеристика модели Г. Хофстеде
. Коллективизм и индивидуализм
. Дистанция власти
. Соотношение мужественности и женственности
. Избежание неопределенности
Литература
индивидуализм дистанция власти трудовой коллектив
Характеристика модели Г. Хофстеде
Национальная культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопрелеяет различные модели поведения из разных стран, в казалось бы, в абсолютно схожих ситуациях. Она обуславливает различный выбор при принятии бытовых и управленческих решений, когда мы сталкиваемся с поведенческими и управленческими дилеммами.
Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношениях с другими людьми.
Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Г. Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 116 тысяч работников компании IBM в 72 странах мира выделил 4 важнейших параметра деловой культуры:
соотношение индивидуализма и коллективизма
дистанция власти
соотношение мужественности и женственности
избежание неопределенности.
После посещения Китая Г. Хофстеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедительностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсолютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии был выявлен восточный фактор - фактор конфуцианского динамизма. Высокая степень конфуцианского динамизма в национальной культуре означаетработу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость, и склонность к долгосрочным инвестициям (капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фатализмом) и гармонии в обществе.
|
Параметры деловой культуры Г. Хофстеде всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями от 0 до 100%.
Культура - это всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, познает ее в соприкосновении с социальной средой.
Натура человека - это то, что делает человека человеком, составляет универсальный уровень ментального программирования.
Сюда можно отнести способность человека чувствовать страх, злобу, грусть, радость, переживать влюбленность, желание жить и нежелание умирать, желание быть самим собой и т.д. однако там, где заканчиваются чувства и начинается их конкретное проявление (как именно выражается гнев, страх и радость и т.д.), там человеческая натура уступает место культуре.
Дополняя человеческую натуру, культура демонстрирует способность передаваться с высокой степенью целостности от поколения к поколению, оставаясь в отличие от человеческой натуры отнюдь не наследуемой на генетическом уровне.
Если с одной стороны культура опирается на человеческую натуру, то с другой - дополняется индивидуальными характеристиками личности человека (ИХЛЧ). Под ИХЛЧ подразумевается уникальное программное обеспечение ума, присущее данному конкретному человеку и отличающее его от других.
|
ИХЛЧ формируются частично наследственно и частично уникально. Наиболее интенсивно процесс научения культуре окружающего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.
Коллективизм и индивидуализм
В разных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективизму и индивидуализму.
Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.
В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.
В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная: здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, а с максимальной степенью индивидуализма - США.
Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как ни странно, Австрию. К индивидуалистской культуре - северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.
|
коллективизм | индивидуализм |
Семья | |
- воспитание в духе «мы» - мнение семьи важнее личного - обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступки | Воспитание в духе «я» - уважение к личному мнению - обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, вина |
Школа | |
- учиться надо в молодости - учат «как» делать что-то | - постоянное обучение - учат, как учиться |
Работа | |
- двойной стандарт - «мы» и «они», «истина конкретна» - «другие» - не наша забота - отношения выше цели - отношения руководитель-работник основаны на принципах морали | - этический стандарт и закон универсальны для всех - «другие» - ресурсы - цель выше личных отношений - отношения руководитель-работник базируются на рациональной основе |
Дистанция власти
Под дистанцией власти подразумевается степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.
Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.
Характеристики стран с высокой дистанцией власти
1. сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства
2. наиболее распространен автократический характер власти
. подчиненные ожидают, когда им скажут, что надо делать
. идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода «отца семейства»
. разрыв в оплате труда сотрудников может превышать двадцатикратный уровень
. распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное
Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ. Противоположный полюс - Северная Европа, Англия и США.
Низкая дистанция власти | Высокая дистанция власти |
Семья | |
- у детей воспитывают собственный характер - отношения с родителями на основе равенства | - дети должны слушаться родителей (послушание) - почтительное отношение к старшим (подчинение) |
Школа | |
- в обучении центральная фигура - учащийся - обучение - объективный процесс познания | - в обучении центральная фигура - учитель - обучение - восприятие мудрости учителя (гуру) |
Работа | |
- иерархия - временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления - с подчиненными принято консультироваться - идеальный руководитель - грамотный и способный демократ | - иерархия - естественное, постоянно существующее неравенство - подчиненным говорят, что надо делать - идеальный руководитель - великодушный и доброжелательный адвокат |