Какие бывают нарушения речи




Виды нарушения речи

1. Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность.

Это тяжелое нарушение речи подразделяется на алалию сенсорную и моторную.

При сенсорном типе заболевания ребенок не в состоянии понимать чужую речь: он слышит звуки, но не воспринимает их смысловую составляющую, подобно тому, как не владеющему иностранным языком человеку иноязычная речь кажется полной бессмыслицей.

Дети с моторной алалией не в состоянии овладеть и пользоваться языком, им не дается усвоение звуков, слов, грамматических построений.

2. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии – полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи, для этого заболевания свойственно:

· очень нечеткое произношение звуков, общая «смазанность» речи;

· слишком тихий или неестественно резкий голос;

· нарушения ритма дыхания во время речи;

· замедление/ускорение темпа речи, отсутствие плавности.

3. Дислалия. Наиболее частое нарушение речи – проблемное звукопроизношение; в просторечье – косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все. В современной медицине принято именовать разновидности дислалии по названиям, которые звуки носят на греческом языке:

· «р» по-гречески будет «ро», соответственно проблемы с произношение звука «р» определяются как ротацизм;

· ламбдаизмом называют искажения в произношении звука «л» («ламбда»);

· сигмаизм – это неверное воспроизведение шипящих/свистящих звуков («с» – «сигма»);

· тетизм («т» по-гречески «тета») – практически полностью непонятная речь с нарушенным произношением всех согласных и их сочетаний, исключая звук «т».

4. Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.

Наиболее часто возникновение заикания приходится на возрастной период 2-5 лет.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи у детей:

· травма при родах;

· перенесенные в раннем возрасте телесные (соматические) болезни, продолжительные по времени;

· неблагоприятная речевая среда;

· педагогическая запущенность, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения.

Если у ребенка нарушена речь, следует обращаться:

· прежде всего – к педиатру;

· к логопеду;

· к психологу.

В процессе лечения детей школьного возраста обязательно взаимодействие с педагогами.

Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.

Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи:

· врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;

· доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;

· нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.

Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:

· проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;

· плохая подвижность языка и губ;

· задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;

· повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);

· дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);

· многоязычная семья, формирующая нарушение речи;

· неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.

Какие бывают нарушения речи

Нарушение речи устной:

· Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.

· Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.

· Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.

· Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.

· Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.

· Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.

· Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.

· Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.

· Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение речи письменной:

· Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.

· Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.

· Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.

· Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.

У кого лечить

Нарушения речи лечит логопед, возможно, в комплексе с психоневрологом в зависимости от характера и степени нарушения.

  Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Логопе́дия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Известные российские и советские логопеды и дефектологи [править | править вики-текст]

· Жан Батист Жоффре

· Гурцов, Георгий Александрович

· Флери, Виктор Иванович

· Спешнев, Яков Тимофеевич

· Сиповский, Василий Дмитриевич

· Остроградский, Александр Федорович

· Енько Петр Дмитриевич

· Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович

· Воячек, Владимир Игнатьевич

· Левина, Роза Евгеньевна

· Соловьёв, Иван Михайлович

· Фельдберг, Давид Владимирович

· Соколянский, Иван Афанасьевич

· Басова, Антонина Гавриловна

· Ласточкина, Елизавета Гурьевна

· Хватцев, Михаил Ефимович

· Трауготт, Наталия Николаевна

· Ляпидевский, Сергей Семёнович

· Микаэльян, Карп Авдеевич

· Никитина, Маргарита Ивановна

· Волкова, Лариса Степановна

· Некрасова, Юлия Борисовна

· Халатян, Вачаган Геворкович

 

Нарушения устной речи

1. расстройства фонационного оформления высказывания:

1. Дисфония (афония)

2. Брадилалия

3. Тахилалия

4. Заикание

5. Дислалия

6. Ринолалия

7. Дизартрия

8. Дислексия

9. Алексия

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

1. Алалия

2. Афазия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: