Виды нарушения речи
1. Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность.
Это тяжелое нарушение речи подразделяется на алалию сенсорную и моторную.
При сенсорном типе заболевания ребенок не в состоянии понимать чужую речь: он слышит звуки, но не воспринимает их смысловую составляющую, подобно тому, как не владеющему иностранным языком человеку иноязычная речь кажется полной бессмыслицей.
Дети с моторной алалией не в состоянии овладеть и пользоваться языком, им не дается усвоение звуков, слов, грамматических построений.
2. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии – полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи, для этого заболевания свойственно:
· очень нечеткое произношение звуков, общая «смазанность» речи;
· слишком тихий или неестественно резкий голос;
· нарушения ритма дыхания во время речи;
· замедление/ускорение темпа речи, отсутствие плавности.
3. Дислалия. Наиболее частое нарушение речи – проблемное звукопроизношение; в просторечье – косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все. В современной медицине принято именовать разновидности дислалии по названиям, которые звуки носят на греческом языке:
· «р» по-гречески будет «ро», соответственно проблемы с произношение звука «р» определяются как ротацизм;
· ламбдаизмом называют искажения в произношении звука «л» («ламбда»);
· сигмаизм – это неверное воспроизведение шипящих/свистящих звуков («с» – «сигма»);
· тетизм («т» по-гречески «тета») – практически полностью непонятная речь с нарушенным произношением всех согласных и их сочетаний, исключая звук «т».
4. Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.
Наиболее часто возникновение заикания приходится на возрастной период 2-5 лет.
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи у детей:
· травма при родах;
· перенесенные в раннем возрасте телесные (соматические) болезни, продолжительные по времени;
· неблагоприятная речевая среда;
· педагогическая запущенность, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения.
Если у ребенка нарушена речь, следует обращаться:
· прежде всего – к педиатру;
· к логопеду;
· к психологу.
В процессе лечения детей школьного возраста обязательно взаимодействие с педагогами.
Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.
Причины нарушения речи
Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.
Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи:
· врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;
· доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;
· нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.
Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:
· проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;
· плохая подвижность языка и губ;
· задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;
· повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);
· дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);
· многоязычная семья, формирующая нарушение речи;
· неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.
Какие бывают нарушения речи
Нарушение речи устной:
· Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.
· Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.
· Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.
· Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.
· Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.
· Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.
· Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.
· Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.
· Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.
Нарушение речи письменной:
· Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.
· Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.
· Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.
· Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.
У кого лечить
Нарушения речи лечит логопед, возможно, в комплексе с психоневрологом в зависимости от характера и степени нарушения.
Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.). |
Логопе́дия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Известные российские и советские логопеды и дефектологи [править | править вики-текст]
· Жан Батист Жоффре
· Гурцов, Георгий Александрович
· Флери, Виктор Иванович
· Спешнев, Яков Тимофеевич
· Сиповский, Василий Дмитриевич
· Остроградский, Александр Федорович
· Енько Петр Дмитриевич
· Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
· Воячек, Владимир Игнатьевич
· Левина, Роза Евгеньевна
· Соловьёв, Иван Михайлович
· Фельдберг, Давид Владимирович
· Соколянский, Иван Афанасьевич
· Басова, Антонина Гавриловна
· Ласточкина, Елизавета Гурьевна
· Хватцев, Михаил Ефимович
· Трауготт, Наталия Николаевна
· Ляпидевский, Сергей Семёнович
· Микаэльян, Карп Авдеевич
· Никитина, Маргарита Ивановна
· Волкова, Лариса Степановна
· Некрасова, Юлия Борисовна
· Халатян, Вачаган Геворкович
Нарушения устной речи
1. расстройства фонационного оформления высказывания:
1. Дисфония (афония)
2. Брадилалия
3. Тахилалия
4. Заикание
5. Дислалия
6. Ринолалия
7. Дизартрия
8. Дислексия
9. Алексия
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
1. Алалия
2. Афазия