Упражнения в ползании и лазанье




Упражнения в ползании и лазанье — это жизненно необходимые циклические локомоторные движения, связанные с перемещением тела в вертикальном, наклонном и горизонтальном положении с опорой на руки и ноги. Эти движения особенно полезны для детей дошкольного возраста, так как они способствуют укреплению крупных мышечных групп — туловища, плечевого пояса, рук и ног, развитию гибкости позвоночника, координации движений и ориентировки в пространстве.

В ползании и лазанье чередуется напряжение и расслабление мышц, что позволяет выполнять движения длительное время, не испытывая при этом утомления. Следовательно, упражнения в ползании и лазанье можно использовать для воспитания выносливости. Четырехопорное положение тела позволяет снять нагрузку с позвоночника, а активная работа мышц рук и плечевого пояса способствует их укреплению, что создает предпосылки для формирования правильной осанки.

Первые попытки самостоятельного ползания на животе отмечаются на первом году жизни малыша. Оно является основным способом передвижения и позволяет активно знакомиться с окружающим миром. С 2,5 месяцев проводятся подготовительные упражнения, когда ребенка выкладывают на живот так, чтобы он опирался на руки, выше поднимал голову и удерживал ее в таком положении.

С пяти месяцев стимулируют попытки к ползанию с помощью яркой игрушки, которую кладут перед малышом. Если ребенок не ползает самостоятельно, то взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, прилагая небольшое усилие, помогает согнуть ножки в коленных и тазобедренных суставах и оттолкнуться от ладони. В процессе занятий ребенок овладевает ползанием и использует в дальнейшем этот навык для самостоятельного передвижения. После овладения ходьбой навык ползания используется как физическое упражнение.

Детям второго года жизни доступно влезание в ящик высотой10—15 см и вылезание из него, влезание на диван или скамейку высотой 40 см и слезание с нее, переползание через бревно из положения стоя, опираясь руками и перекидывая ноги, подползание на четвереньках под веревку, приподнятую на высоту 30—40 см от пола.

В ползании и лазанье выделяют одноименный и разноименный способы. При одноименном способе движение начинается с правой руки и правой ноги, затем в работу включаются левая рука и левая нога, что способствует перемещению тела. При разноименном способе наблюдается перекрестная координация движений, при котором движение начинается с правой руки и левой ноги и продолжается с помощью действий левой рукой и правой ногой. Затем движение повторяется в том же порядке.

Ползание полезно для детей всех возрастных групп детского сада. Сначала малыши свободно ползают по полу в любом направлении, потом по ограниченному пространству, например, между параллельных шнуров, палок, по узкой дорожке и др., учатся ползать в направлении, указанном взрослым, например, к игрушке, флажку и пр. Дальнейшим усложнением является ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, бревну. В дошкольном возрасте дети овладевают ползанием на животе, на четвереньках, на спине.

В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и одновременно передвигают ноги. Другие попеременно переставляют вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на колени и ладони,либона ступни и ладони. У многих малышей получается ползание на животе. Несколько позже дошкольники овладевают ползанием с опорой на предплечья и колени, подтягиваясь руками, лежа на скамейке и др. Сложность препятствия постепенно увеличивается: нужно проползти под низко натянутый шнур, переползти через несколько скамеек.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками.

Особенность упражнений в ползании состоит в том, что они выполняются без показа движений воспитателем, так как на него не рассчитаны используемые пособия. Движения может показать подготовленный ребенок.

Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением! После упражнений в ползании, подлезании, пролезании и перелезании детям можно предложить взять предмет (погремушку, кубик и др.), поднять его над головой, посмотреть на него, помахать им. Или достать предмет, подвешенный выше вытянутой руки ребенка, поднять руки вверх и похлопать в ладоши. Выполнить прыжок в длину с места с активным замахом рук или бросить мяч в баскетбольную корзину и т.п.

При выполнении упражнений в ползании с опорой на колени не рекомендуется использовать элемент соревнования, так как желание быстрее достигнуть цели вызывает некоторую суетность в движениях, которая может привести к травме колена.

Ползание по полу на животе может выполняться одноименным и разноименным способом. Ползание на животе по-пластунски выполняется разноименным способом. Воспитатель помогает ребенку встать на колени, опереться о пол руками, выпрямить правую, затем левую ногу и лечь на пол. После этого вытянуть правую руку и одновременно подтянуть к животу колено сильно согнутой левой ноги. Корпус при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и разгибая левую ногу, ребенок передвигает тело вперед, не поднимая высоко голову. Далее движения повторяются в том же порядке.

Ползание на животе с помощью одних рук: туловище выносится вперед за счет попеременного выноса рук вперед и сгибания их в локтях.

Ползание на четвереньках может выполняться разными способами с опорой на ступни и ладони (при этом ноги слегка согнуты в коленях), на колени и ладони или на колени и предплечья.

На втором году жизни занятия проводятся с подгруппой детей. Им предлагается из исходного положения лежа или на четвереньках доползти до предмета (игрушка, флажок, погремушка). Воспитатель помогает сохранить направление и достигнуть цели. Постепенно задания усложняются: прокатить вперед мяч и ползти за ним (четвертый год жизни), ползти змейкой, животом вверх, с поворотом, толкая головой легкий мяч (не набивной!); на скорость (пятый год жизни), чередовать ползание с ходьбой, бегом, перешагиванием, с проползанием под один или несколько предметов подряд и др. Постепенно увеличивается расстояние для ползания от 2—3 до 10 метров.

Ползание по ограниченной площади: подоске, скамейке, бревну, веревке, лежащей на полу. Эти упражнения способствуют развитию равновесия.

Ползание по лежащей на полу веревке может выполняться несколькими способами:

· руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги — слева и справа от нее;

· ноги поочередно переставляются по веревке, руки — слева и справа от нее;

· руки и ноги поочередно переставляются по веревке.

Можно ползти через несколько параллельных линий или змейкой между параллельно лежащими веревками.

Ползание по скамейке. Перед обучением данному упражнению детей учат подниматься на скамейку разными способами, например,

· подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку колено правой и левой ноги;

· встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, затем другое колено;

· сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

После ползания, в конце скамейки, надо подняться, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо или влево; спрыгнуть с нее. Можно так же сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

Ползание по скамейке на животе предполагает, что ребенок ложится на скамейку, вытягивает руки вперед, захватывает края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу) и подтягивает тело, энергично сгибая руки в локтях. Подтягивать тело можно и одной рукой. При этом вперед выносится правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

Ползание по скамейке на спине используется в старшем дошкольном возрасте. Ребенок ложится на скамейку на спину, захватывает края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользит по скамейке. Хват руками можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками. Это упражнение требует хорошей силовой подготовки, поэтому сначала можно разрешить ребенку помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами одновременно или поочередно, затем держать ноги прямыми.

После подтягиваний на скамейке с помощью рук обязательно даются упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса!

Ползание по бревну возможно двумя способами. В первом случае ребенок садится на бревно верхом и передвигается вперед при помощи ног и рук. Во втором — ползти по бревну на четвереньках с опорой на ступни и ладони.

Ползание по ребристой доске выполняется на четвереньках. Ползание по лестнице, лежащей на полу, способствует воспитанию ловкости, развитию координации движений. При этом можно опираться на рейки и станины лестницы и ползти на четвереньках с опорой на ступни и ладони. Можно руками опираться на рейки, а ногами — на станины лестницы, или, наоборот, ногами опираться на рейки, а руками — на станины лестницы.

При ползании по наклонной доске используются те же способы, которые применялись на горизонтальных снарядах. Во время выполнения упражнений воспитатель оказывает детям необходимую помощь, осуществляет страховку.

Подлезание, подползание. Этим движениям детей учат после овладения ходьбой, предлагая, например, подлезть под дугу или веревку, не касаясь руками пола. Выполнить данное движение можно разными способами.

При подлезании под веревку головой вперед ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, поочередно передвигает одну и другую ноги.

При подлезании ногами вперед сначала передвигается одна нога, потом прогибается спина, затем переставляется другая нога.

При подлезании правым (левым) боком сначала передвигается левая (правая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, после этого переставляется правая (левая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

· снизу-вверх. Ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает обруч вверх над головой и возвращает в исходное положение. Или обруч лежит перед ребенком на полу, он ставит в него сначала одну, потом другую ногу, затем поднимает обруч вверх, продевая через себя;

· сверху-вниз. Данный способ предполагает, что ребенок поднимает обруч прямыми руками над головой, затем опускает его сверху-вниз, и перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой;

· в вертикально поставленный обруч, как и в случае подлезания, головой вперед, ногами вперед, левым и правым боком.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пролезание в пролеты лестницы, поставленной на ребро, в обруч большого диаметра вдвоем, держась за руки, с предметом и др.

Перелезание осуществляется через бревно, гимнастическую скамейку.

Перелезание через препятствие прямо. Ребенок переставляет через препятствие сначала обе руки, потом обе ноги.

Перелезание через высокое препятствие возможно следующим способом: стоя к препятствию лицом, ребенок берется руками за него, опирается, переносит одну ногу и оказывается в положении сидя верхом. Переносит другую ногу, опирается обеими руками о препятствие и опускает ноги вниз. Поворачиваясь лицом к препятствию.

Перелезание через препятствие боком (левым, правым). Ребенок ложится вдоль предмета на живот и, держась руками, поочередно (левую, правую) или одновременно переносит ноги. Затем встает, поочередно (левую, правую) или одновременно переносит руки и встает.

В старшем дошкольном возрасте можно перелезать «перевалом» через препятствие высотой 50—60 см. Для этого ребенок встает лицом к снаряду, опирается грудью и руками о препятствие, поворачивается вдоль него, затем переносит сначала одну ногу, потом другую. Держась руками, опускает ноги поочередно на другую сторону препятствия, после чего встает к нему лицом.

Для повышения у детей интереса к выполнению упражнений им предлагается перелезть через предмет и принести игрушку. В качестве усложнения дошкольникам предлагается перелезть через две—три скамейки, расположенные на некотором расстоянии одна от другой.

Перелезание может выполняться с пособия на пособие, например, с наклонной доски на гимнастическую стенку и др.

Влезание на предметы (ящик, мягкий модуль, пенек и др.) используется в работе с детьми с раннего возраста. Сначала детей учат влезать с помощью рук. При этом, держась руками за предмет, ребенок поочередно ставит на него ноги. При слезании ребенок поочередно опускает ноги или спрыгивает с предмета.

В дальнейшем детей учат влезать на предмет без помощи рук, поочередно ставя на него ноги. Высота предмета постепенно увеличивается от 10 до 40 см.

Лазанье проводится на лесенке-стремянке, гимнастической стенке, вышке (башне), наклонной лестнице, мостике-качалке, по веревочной лестнице и канату. Лазанье выполняется с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные вертикально, наклонно и горизонтально. Расположение пособия требует определенного положения корпуса. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины (рейки) и боковые брусья (станины), если лестница шириной 40 см. По вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины. Лазанье по канату в детском саду встречается редко, в основном проводятся подготовительные и подводящие упражнения.

Упражнения в лазанье требуют соблюдения техники безопасности. При проведении упражнений должна соблюдаться строгая дисциплина. Нельзя допускать скученности детей на пособиях, так как это может привести к травмам, например, если один ребенок случайно наступил на руку другому, и тот непроизвольно ее отпустил. В то же время необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать перекладину, с которой сорвалась нога, и др.

Нельзя разрешать детям спрыгивать с гимнастической лестницы, так как это может привести к травмам.

Для профилактики детского травматизма обязательно используются мягкие маты, которые кладут под гимнастическую лестницу.

Во время проведения упражнений в лазанье воспитатель обязательно обеспечивает страховку детей.

В младших группах дети влезают на гимнастическую стенку удобным для них способом. Воспитатель обращает внимание на правильный хват руками за рейку: большой палец снизу рейки, четыре пальца сверху. Нога ставится на рейку серединой стопы.

Особое внимание уделяется разнообразию условий, в которых выполняется ползание и лазанье. Для этого используются пособия различной высоты и конструкции в разном сочетании. Важно заботиться о проведении упражнений в ползании и лазанье в естественных условиях, при преодолении естественных препятствий: деревьев, низко опущенных веток, заборчиков и др. Качественное выполнение движений в непривычных условиях свидетельствует о прочности их усвоения, повышает значимость всей педагогической работы с детьми.

Лазанье по лестнице-стремянке проводится с конца первого года жизни. Она имеет большую устойчивость, наклон ее позволяет равномерно распределять вес тела на руки и ноги, зрительно контролировать движения.

С третьего года жизни вводится лазанье по вертикальной стенке. На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя для этого необходимы определенные мышечные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуется большая смелость, решительность, пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда надо поставить ногу, поэтому вынужден нащупать и почувствовать опору.

В старшем дошкольном возрасте используются одноименный и разноименный способ движения (так же как в ползании), а также приставной, чередующийся и смешанный шаг.

При одноименном способе лазанья движения начинаются с одноименных руки и ноги, например, правая рука и правая нога или левая рука и левая нога. Разноименный способ лазанья предполагает перекрестные (крест-на-крест) движения рук и ног: одновременно правой рукой и левой ногой или левой рукой и правой ногой.

Лазанье разноименным приставным шагом предполагает, что ребенок подходит к гимнастической лестнице, ставит правую ногу на нижнюю рейку, приставляет к ней левую. Затем берется левой рукой за рейку на уровне глаз и приставляет к ней правую руку. Таким образом, на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой — обе ноги.

Лазанье одноименным приставным шагом предусматривает, что движение начинается одновременно с левой ноги и левой руки, затем к ним одновременно приставляются правая нога и правая рука.

При слезании с пособия сначала переставляют ноги, потом руки. Спускаются дети так же приставным шагом, только в более медленном темпе. В результате многократных повторений постепенно в лазанье, вначале при влезании, появляется чередующийся шаг.

При переменном (чередующемся) шаге ноги и руки ставят через одну рейку. Таким образом, на каждой рейке может располагаться только одна рука или нога. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способом.

Лазанье одноименным чередующимся способом. При одноименном способе движение начинается с левой руки и левой ноги, затем активно действуют правая рука и правая нога.

Лазанье разноименным чередующимся способом. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ноги и правой руки. Этот шаг наиболее экономный и быстрый, он свидетельствует о хорошей координации движений.

Лазанье смешанным способом предполагает, что во время выполнения упражнения движения рук осуществляются приставным способом, а движения ног — чередующимся или, наоборот, движения рук — чередующимся, а движения ног — приставным шагом.

Как отмечает Е.Н. Вавилова, в период овладения лазаньем дети выполняют двигательные действия с напряжением, прикладывая чрезмерные усилия там, где это совсем не требуется. При влезании делают сильный толчок ногой, резкие и широкие движения рук при перехвате перекладин, лишние сгибания и разгибания рук, отклоняют и приближают туловище к лестнице. При слезании не согласуют по времени движения рук и ног, часто они сближаются, что вызывает сгибание туловища и отрицательно влияет на формирование правильной осанки1.

Согласно исследованиям А.Д. Удаловой, детям дошкольного возраста трудно овладеть согласованными движениями рук и ног во время лазанья, так как для этого требуется умение управлять своими движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные повторения, выполнение которых затруднительно обеспечить во время физкультурного занятия. В этой связи детям дошкольного возраста как можно чаще надо предлагать упражнения в лазанье вне занятий, на прогулке или в индивидуальной работе.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо и по диагонали — вправо и влево.

При переходе прямо (на одном уровне) вправо сначала нужно переставить правую руку и правую ногу, затем приставить левую руку и левую ногу или перенести сначала обе руки, потом обе ноги. В средней группе дети переходят с пролета на пролет приставным шагом на уровне первой—второй рейки снизу, в старшем дошкольном возрасте — на уровне четвертой—шестой рейки.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется переменным шагом снизу-вверх и сверху- вниз в правую и левую сторону. Дети выполняют это упражнение друг за другом, спускаясь вниз по последнему пролету. В этом упражнении важны согласованность действий детей, их выдержка, умение подождать, пока впереди влезающий ребенок перейдет на соседний пролет.

Перелезание через лесенку-стремянку используется со средней группы. В старших группах перелезание через верх стенки на другую сторону возможно при условии, если обе стенки открыты для подхода к ним. Воспитатель страхует детей со стороны спуска.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: