Работа над понятием «гражданин».




Выработка правил поведения на классном часе

 

- Подумайте, когда мы работаем в группе, что нам мешает, а что помогает?

Мешает: шум, споры, критика, невнимание.

Помогает: поддержка, тактичность, уважение, умение слушать.

Таким образом вы сами разработали правила поведения на классном часе.

 

 

Обсуждение темы.

 

Что же такое человек?

Давайте рассмотрим схему: Человек- это

индивид

организм

индивидуальность

«я»

личность

гражданин

 

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятием «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

Я – Часть речи: местоимение, служит для обозначения говорящим самого себя, или я – как личность.

 

– Продолжаем проводить параллель. Личности – мы в семье, но для государства каждую личность называют другим словом. Каким? (Гражданин)

 

– Кто такой гражданин?

 

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства.

 

 

– А вот как поясняет толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым что такое личность.

 

Личность – человек как носитель каких-нибудь качеств.

 

– Какими качествами может обладать личность? (Хорошие – положительные, плохие – отрицательные)

 

– А гражданин – это личность? (Да, гражданин тоже личность, которая обладает набором положительных и отрицательных качеств).

 

– Для гражданина важны положительные или отрицательные качества личности? (Конечно, положительные, ведь нас много, и если мы хотим, чтобы Родина процветала нам нужно объединять наши лучшие, а не худшие качества)

 

– Перечислите, пожалуйста, какими на ваш взгляд положительными качествами должна обладать личность.

 

Качества – доброта, отзывчивость, отвага, честность, любовь, толерантность (терпимость), надёжность, дружелюбие, верность, и т.д.

 

– Скажите, зачем гражданину нужны эти качества? (Чтобы научиться любить, ценить Свою родину, стремиться сделать её богаче и надёжнее)

 

Человек – индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежащее к роду человеческому.

Человек – организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

Человек – индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

Человек «я».

Реальное представление о самом себе, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия).

Социальный педагог. Спасибо всем группам.

 

Работа над понятием «гражданин».

Чтобы быть настоящим Гражданином, нужно иметь чувство ответственности за своих детей, а также чувство дома перед родителями, чувство уважения национальной символики, культуры, языка, традиций.

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в стране, и в смутные и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

 

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.

 

Для российского общества всегда было важно духовно-нравственный смысл понятия гражданин. Вспомним строки Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

 

У слова “гражданин” несколько значений. Во-первых, гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, с более древних времён слово “гражданин” имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями человека. И уже в то далёкое от нас время потерять статус гражданина было большим позором. У современного гражданина России тоже есть свои права и обязанности, так как он живёт в правовом государстве, которое защищает свободу и права человека, и одновременно контролирует его деятельность законами. И если ты правильно понимаешь это великое слово, ты должен взаимодействовать как с обществом, так и с государством. Лишь активное участие в публичной жизни поможет нам молодым, сформироваться как личность, иметь свой взгляд на жизнь. В нашем правовом демократическом государстве я, как и тысячи моих сверстников, имею право избирать и быть избранным, право доступа к государственной службе, право быть членом общественной организации или партии. Я имею право на участие в референдуме, на участие в митингах, уличных шествиях. Право избирать дано всем совершеннолетним с восемнадцати лет. И мне непонятны те люди, которые отказываются идти на выборы. Вероятно, каждый из них считает, что участием в выборах ничего не добиться, и их голос ничего не значит. Я думаю иначе. Как же мы будем существовать в нашем обществе, если откажемся от данных нам прав?! Действуя каждый в своих интересах, мы не построим себе и своим детям светлого будущего. Только сплотившись, можно обеспечить нашей России достойное будущее.

 

Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

● ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зелёным «островкам» своего посёлка;

● жители одного из микрорайонов собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

● молодые люди участвуют в восстановлении храма;

● Ученики взяли шефство над посёлком «Ветеран»

 

Вывод:

 

Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

 

Викторина

 

 

1. В нашей стране глава государства: а) король; б) премьер-министр; в) президент.

2. Столица современной России. (Москва)

3.В каком году Москва впервые упоминается в летописи? (1147, 1947, 2047)

4. С именем какого князя связано крещение на Руси? (Владимир Святославович)

5. В каком году принято христианство на Руси? (899, 988 или 998)

6. Назовите московского боярина, который сыграл большую роль в усилении Московского княжества и объединении русских земель вокруг Москвы. Он накопил большие богатства, за что и получил своё прозвище. (Иван Калита – кошель, денежная сумка.)

7. Русский царь-реформатор, который владел сам многими ремёслами? (Пётр I)

8. Какой город решил строить Пётр I на берегах Невы? (Санкт-Петербург)

9. Какой флаг с подачи Петра I стали поднимать Российские торговые корабли? (Бело-сине-красный – Росссийский. Андреевский флаг – военный на белом фоне синий крест означает выход к 4-м морям)

10. Этот человек стал выдающимся учёным 18 века. Знаменит своей удивительной тягой к знаниям. Он художник, историк, физик, химик, астроном, литератор? (Михаил Васильевич Ломоносов)

11. Назовите первые 2 строчки гимна. (Россия – священная наша держава. Россия – любимая наша страна).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: