Предприятия машиностроительного комплекса вносят серьезный вклад в производство продукции по Пермскому краю.
Основу пермского машиностроения составляет продукция для оборонно-промышленного комплекса (ОПК): авиа- и ракетостроение, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование. Отрасль характеризуется высокими коэффициентами инвестиций, что обусловлено необходимостью поддержания производственного цикла. При этом в части объемов инвестирования существует зависимость от крупных корпораций с большой долей государственного участия – владельцев предприятий («Хруничев», «Газпром», «Ростехнологии» и др.).
На предприятиях ОПК работает порядка 8% от общей численности занятых в отраслях промышленного производства (257,3 тыс. чел. по данным 2009 года).
Ситуация в машиностроении в целом с 2005 года имеет положительную динамику (рост производства за 2005-2010 гг. составил 116,5%), несмотря на то, что в течение последних лет рост производства замедлялся и в 2009 году снизился (расчетная величина индекса промышленного производства в сумме по трем машиностроительным отраслям составила 96,9% к уровню 2008 года[3]). В 2010 году, напротив, в пермском машиностроении зафиксирован один из высоких темпов производства среди всех отраслей обрабатывающего сектора промышленности (расчетная величина индекса промышленного производства составила 135,3% к уровню 2009 года).
Рис. Динамика индекса промышленного производства в машиностроении и обрабатывающем производстве по Пермскому краю за 2005-2010 (%)
В 2009 году наблюдался спад машиностроительного производства, как и всей промышленности в Пермском крае, поэтому в 2010 году рост носил восстановительный характер по отношению к предыдущему году.
Увеличение произошло за счет значительного роста производства транспортных средств и оборудования – на 94,2% к уровню 2009 года, а также рост производства машин и оборудования – на 21,6%. При этом объем отгрузки по виду деятельности "Производство машин и оборудования" вырос в 2010 году на 15,7%, а в производстве транспортных средств и оборудования произошло увеличение данного показателя на 12,9%.
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2010 году произошло снижение производства (88,6%), объем отгруженной продукции, напротив, увеличился (146,6%).
Общий объем отгруженной продукции машиностроительных производств в 2005-2010 гг. увеличился в 2,5 раза, с 35,9 млрд.руб. в 2005 году до 90,2 млрд.руб. в 2010 году. Наибольшую долю в машиностроении по объему отгруженной продукции составляет производство машин и оборудования. Однако их доля постепенно снижается: с 55,2% в 2005 году до 46,4% 2010 году.
Положительная динамика наблюдалась в финансовой сфере предприятий машиностроения: прибыль за 2005-2010 гг. выросла более чем в 2,5 раза; сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) – более чем в
2,8 раза. Доля убыточных предприятий машиностроительной отрасли снизилась с 29,2% в 2005 году до 21,1% в 2010 году.
В 2010 году в производстве транспортных средств и оборудования ситуация улучшилась по сравнению с 2009 годом, когда доля убыточных предприятий составляла более 50%, а сальдированный финансовый результат оказался отрицательным (-145 млн.руб.). В 2010 году – 23,1% и 448,5 млн.руб. соответственно.
Инвестиции в отрасль машиностроения составляют 3,4% от общего объема инвестиций в край, оставаясь на уровне 2005 года. При этом более половины инвестиций отрасли приходится на производство машин и оборудования.
Среднесписочная численность работников в машиностроении по итогам
2010 года сократилась на 2,6% по отношению к предыдущему году, составив
68,9 тыс. чел., по сравнению с 2005 годом численность работающих снизилась на 23,8% (на 21,6 тыс. чел.). Сокращение числа работников произошло по всем видам деятельности машиностроительной отрасли за период 2005-2010 гг.: в производстве машин и оборудования число занятых снизилось на 30,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 21,7%, в производстве транспортных средств и оборудования – на 11,8%.
На фоне сокращения численности занятых в машиностроении наблюдался рост фонда оплаты труда, что привело к увеличению среднемесячной заработной платы работников отрасли.
За 2005-2010 гг. фонд заработной платы в машиностроении увеличился на 78%, превышая средний рост фонда оплаты труда в целом по обрабатывающим производствам (170,6%).
При доле в 7,7% от общей численности занятых доля фонда оплаты труда в машиностроении составляет 9,5% по итогам 2010 года, это говорит об относительно высокой заработной плате в отрасли.
Среднемесячная заработная плата в машиностроении по итогам 2010 года составила 21265,9 руб., превышая уровень средней заработной платы в целом по краю (17350,6 руб.) и по обрабатывающим производствам (19458,8 руб.). За
2005-2010 гг. зарплата выросла в 2,3 раза, в реальном же выражении – лишь на 34,4%.
Таблица - Основные показатели развития машиностроения в Пермском крае
Показатели | Единица измере-ния | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Индекс промышленного производства | % | 88,6 | 102,4 | 97,4 | 100,6 | 96,9 | 144,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства | млн. руб. | 35909,7 | 46839,9 | 67731,3 | 78305,6 | 71668,7 | 90185,2 |
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям | млн. руб. | 1569,9 | 1702,8 | 2580,9 | 4702,2 | 3176,8 | 3313,7 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций | млн. руб. | 1657,8 | 3274,6 | 5475,5 | 5430,1 | 2325,1 | 4713,8 |
Удельный вес прибыльных организаций | в % от общего числа органи-заций | 70,8 | 85,8 | 83,7 | 76,5 | 68,0 | 78,9 |
Среднесписочная численность работников | чел. | ||||||
Фонд заработной платы по полному кругу предприятий | млн. руб. | 9880,5 | 11043,4 | 13805,1 | 16831,2 | 15483,6 | 17587,5 |
Существенная проблема пермского машиностроения в том, что оно производит преимущественно сложные узлы, конечная сборка которых происходит вне территории Пермского края.