Практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности.




1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

• обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

• организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора;

• создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

• полифункциональность использования помещений и оборудования;

• возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

Уголки для театрализованных представлений, спектаклей должны быть организованы в каждой группе детского сада. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Театрализованная деятельность может предполагать и наличие сцены, поэтому в группе мы с помощью родителей можно установить многофункциональный подиум. Подиум позволит визуально расширить пространство, увеличить дистанцию между теми, кто играет на нем, и теми, кто находится рядом.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, куклы сделанные руками детьми.

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы.

Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.

В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях.

Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на чёткость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем, чтобы дети могли следить за действием.

Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу. Произведения малых фольклорных форм таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движения, интонации, мимики. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты помогают детям адекватно реагировать на подобные произведения.

Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально – игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх всё новые и новые сюжеты. А самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей – игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить её необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.

Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребёнок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызвать в ребёнке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослыми игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребёнок будет отображать его в своих играх.

В 4-5 лет сюжетно – ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребёнок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно – художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов – актёров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят всё необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.

Для полноценного развития театрально – игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу, какой – либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребёнка, дать ему возможность путём свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонаций голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретённые ребёнком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определённым образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки - этот приём очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли в него, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определённого времени.

Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр - импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество у детей в игре проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.

В старшей и подготовительной группе развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально – игровой деятельности. Этюды – это эмоционально – игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми – этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания, какого – либо навыка, но и здесь художественно – игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; ещё мягче, легче».

В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребёнку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребёнок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трёх до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период воспитатели обеих рабочих смен читают сказку, фрагментарно обыгрывают её, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по несколько раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребёнка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища.

В старших, подготовительных группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссёров выбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актёров репетирует роли для постановки. Группа художников – декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримёров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцену. Творческие группы детей среднего дошкольного возраста могут быть иммигрирующими, нестойкими, в старшем возрасте – более устойчивыми.

В подготовительный период воспитатель организует и координирует всю работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другие, пробовать себя во всём.

Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей.

В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется ещё раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по – своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очерёдности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, театрализованных представлений, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относится к детской игре как к насущной потребности ребёнка, стараться организовывать игры дома.

Творческая игра может развиваться, если:

• воспитатели осуществляют грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью детей;

• в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;

• детям отводят время и место для самодеятельных игр;

• создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;

• воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

• создаётся взросло – детская общность (педагоги – дети – родители), которая живёт общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

 

Используемая литература:

 

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Баряева Л. И., Вечканова И. И., Загребаева Е. А., Зарин А. А. Театрализованные игры-занятия с детьми: - учебное пособие. - СПб.: Изд-во “Союз”, 2001.
  3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
  4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
  6. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
  7. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  8. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: