Музыка должна звучать в хорошем качестве.




6. Музыка должна звучать негромко. Фоновая музыка не должна доминировать над тем видом деятельности, которым занят ребёнок: будь то изобразительное творчество, свободная игра или физкультминутка. Старайтесь вообще поменьше приучать их к громкой музыке. Пусть лучше они прислушиваются, вслушиваются, замирают. Во-первых, громкая музыка режет по ушам, раздражая слух, во-вторых, у каждого ребёнка слуховые рецепторы развиты по-разному, поэтому тут нужно найти «золотую середину» для всех в группе.

Для начала давайте решим, что такое режимные моменты?

В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой

Приём детей. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. На сегодняшний день существует масса разнообразной энергичной детской музыки, которую можно использовать во время приёма детей. Сюда подойдут и детские песни из известных мультфильмов, детские песни современных композиторов, бодрая мажорная классическая музыка. Однако и тут надо учитывать настроения первых детей. У них, как и у нас бывает не очень добрым утро. Тогда можно поставить фоном более спокойную музыку.

Классическую музыку дети слушают намного реже, чем детские песни или современную эстраду. А учёными доказано, что именно классическая музыка облает лечебными свойствами, поэтому, чем чаще мы будем ставить им классическую музыку, тем больше воспитательных задач мы решаем. Это на первый взгляд, кажется, что дети не заинтересуются. Вас никто не призывает, включая им музыку, озвучивать композитора, рассказывать о его жизни, определять характер, жанр. Музыка звучит фоном.

Утренняя гимнастика. Какую музыку мы выберем для зарядки? Подвижную. В принципе, можно проводить зарядку и без музыки, но движения, способствующие пробуждению, в дошкольном возрасте лучше усваиваются в танце, или в каком-нибудь игровом моменте. Музыка зачастую решает обе задачи: это и усвоение движения, и игровая или танцевальная ситуация. Именно поэтому в яслях, в младшем возрасте все танцевальные движения усваиваются только с музыкальным оформлением. Старшим детям уже можно давать просто фоновую подвижную музыку с определённым ритмическим рисунком, который подходит под движения, которые вы даёте ребёнку. Для ходьбы, конечно, подходит марш. Марши существуют любые: подвижные, медленные. Если вы делаете медленные движения – то подойдёт спокойная музыка.

Приём пищи. На сегодняшний день нет однозначного ответа, как усваивается пища при фоновом звучании музыки. Существуют даже специальные подборки «Музыка для еды». Приём пищи не должен быть связан со слуховыми раздражителями. Так, например, многие семьи едят только под телевизор. Вот как раз неблагоприятное значение телевизора во время еды учёными уже доказано. Доказано, что пища не усваивается во время просмотра телевизора. Потому что телевизор – это раздражитель: как зрительный, так и слуховой. Резкие звуки сменяются яркими картинками. Например, в Китае чайные церемонии проходят именно под музыку: спокойную, умиротворённую. Поэтому, если вы решили включить детям музыку, это должна быть однозначно музыка без слов. Потому что музыка со словами – это слуховой раздражитель. Думаю, что все вы можете поэкспериментировать, будет ли меняться аппетит детей под спокойную релаксирующую музыку или наоборот.

НОД. Педагог, включая музыку на занятии (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. Здесь можно поставить детям звуки природы.

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Так, например, на НОД на тему «Осень», мы можем поставить для фоновой музыки П.И. Чайковского произведение из цикла «Времена года», Вивальди, смотря какое настроение мы хотим передать в рисунке или настроить детей. Но тут не лишним будет всё-таки обозначить название произведения, которое будет звучать фоном. Это для старших, для подготовительных групп. Сразу надо сказать, что классическая музыка в оригинальном исполнении (то есть в том, который задумал композитор), даётся детям со старшей группы. Малышам, если мы даём классику, мы даём её в стилистическом исполнении. Существуют множество дисков классических произведений «для малышей». В этих дисках используется более высокий регистр, музыка компьютеризирована, добавлены приятные звуковые эффекты. И, конечно, в младшей группе мы не озвучиваем названий произведений. И даже не заостряем на этом внимание детей, потому что эта информация лишняя.

Прогулка. Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.

Но всё это исключительно в тёплое время года – летом. Охрана голоса ребёнка – должна стоять на первом месте. Не побуждайте их петь в ветреную, холодную погоду.

Подготовка к обеду. Дети приходят с прогулки возбуждённые, поэтому мы успокаиваем их книгой или музыкой. Но музыка в этом случае должна быть спокойная, без слов.

С ясельной группой мы пропеваем попевки, когда умываемся, когда вытираемся, одеваемся. А большим уже включаем фоновую спокойную музыку, беседуем с ними, настраиваем на приём пищи.

Подготовка ко сну. Здесь можно включать релаксационную музыку, звуки природы, колыбельную музыку в детской аранжировке. Не только маленьким, но и большим.

Сон. Сон ребёнка должен проходить в тишине!

Свободная деятельность. Что такое свободная деятельность детей? Это детские свободные игры, театрализованная деятельность и т.д. Здесь мы можем поставить им детские песни, песни из мультфильмов, но учитываем настроения детей. Перед прогулкой их нельзя слишком перевозбуждать, поэтому можем поставить фоновую классическую музыку.

В это же время мы можем провести с ними индивидуальные занятия, повторить песни, танцы. Здесь как раз и подойдут детские песни со словами, подвижные, малоподвижные, классическая фоновая музыка, разученные песни на музыкальных занятиях, танцы.

Можно бесконечно говорить о музыке в режимных моментах, главное – уяснить одно: то, что мы вложим в детей сейчас, возможно мы и не увидим сразу, но это обязательно отзовётся в их сердце и пройдёт белой нитью через всю их жизнь. Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных ребёнку и взрослому.


Функция фоновой музыки Примерный репертуар
Релаксирующая (расслабляющая) К. Дебюсси «Облака» А.П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета, К.-В. Глюк «Мелодия» К. Дебюсси. «Лунный свет» К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" В.-А. Моцарт. "Реквием". К. Сен-Санс. "Карнавал животных." «Лебедь» Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада», «Аве Мария» И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде". Т.Альбиони «Адажио» Л. Бетховен «Лунная соната» Э. Григ «Песня Сольвейг» Н. Римский-Корсаков «Море» П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс» Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Музыка для свободной деятельности детей И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка» И. Брамс «Вальс» А. Вивальди «Времена года» Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк» В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо» М. Мусоргский «Картинки с выставки» П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета) Ф. Шопен «Вальсы» И. Штраус «Вальсы»
Тонизирующая (повышающая настроение) Э. Григ «Утро», И.-С. Бах «Шутка» И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» П.И. Чайковский «Времена года. Подснежник» Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Ф. Шопен. "Прелюдии". Б. Монти. "Чардаш"
Активизирующая (возбуждающая) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (финал) М.И. Глинка «Камаринская» В.-А. Моцарт «Турецкое рондо» П.И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".  
Умиротворяющая (успокаивающая) Ф. Шопен. Прелюдия ми минор. Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных. М. Глинка. "Жаворонок". А. Лядов. "Музыкальная табакерка". К. Сен-Санс. "Лебедь". Ф. Шуберт. "Серенада". П. Чайковский. "Вальс цветов" Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. «Мелодия» из оперы "Орфей и Эвридика". В.-А. Моцарт. "Реквием". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"
Музыка для пробуждения после дневного сна   Л. Боккерини «Менуэт» Э. Григ «Утро» Лютневая музыка ХYII века Ф. Мендельсон «Песня без слов» В. Моцарт «Сонаты» М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» К. Сенс-Санс «Аквариум» П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть. Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)   А. Вивальди «Времена года. Весна. Лето» И. – С. Бах. "Ария". С. Прокофьев. "Марш". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор. П.Чайковский. "Времена года»

 


 

Интернет – источники:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/12/seminar-dlya-vospitateley-ispolzovanie-muzyki-v-rezhimnykh-momentakh

2. https://www.maam.ru/detskijsad/vozmozhnosti-ispolzovanie-muzyki-v-rezhimnyh-momentah-konsultacija-dlja-vospitatelei.html

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/01/19/fonovaya-muzyka-v-zhizni-detskogo-sada

4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: