Тема: «Древнерусская иконопись». Образы Спаса.




Задание №6: этот конспект надо распечатать на принтере, вклеить в тетрадь (сохранить), чтобы знать этот материал. Сообщите мне о выполнении.

Тема: «Древнерусская иконопись». Образы Спаса.

• Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения.

• Есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, почитавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа.

• В городе Эдессе находился образ, созданный, как считалось, не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа,- так называемый «Спас Нерукотворный».

• Вполне вероятно, что к этим, не дошедшим до нас образам, восходит тот облик Спаса, который мы неизменно видим в древнерусском искусстве: характерный облик зрелого мужа с длинными волосами и небольшой бородой, который всегда безошибочно узнается людьми.

• Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы буквы IС XС - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос («Христос» по-гречески - помазанник, посланник Божий).

• Также традиционно окружает голову Спаса нимб - круг, чаще всего золотой,- символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму.

Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.

Легенда о Нерукотворном Образе гласит, что в малоазийском городе Эдессе во время земной жизни Иисуса Христа правил царь по имени Авгарь, который был болен проказой. До него дошли слухи, что в Иудее исцеляет и учит замечательный проповедник по имени Иисус.

• Авгарь отправил к нему своего приближенного Ананию с поручением пригласить Иисуса в Эдессу, а если он откажется прийти, написать и привезти с собой его портрет: Анания был искусным художником. Иисус Христос отказался идти в Эдессу, «ибо в Иудее должно свершиться предначертанное».

• Не получился и портрет у Анании: словно некий свет, идущий от Иисуса Христа, мешал художнику уловить его черты. Тогда Иисус Христос попросил чистый плат (платок) и, умыв лицо, отер его этим платом, на котором чудесно отпечатался его лик. Так возник «Нерукотворный Образ». Плат с «Нерукотворным Образом» Анания привез Авгарю, и царь исцелился.

• Царь Авгарь приказал набить плат на «доску негниющу» и поместить его в нише над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство.

• Но один из потомков Авгаря возвращается к язычеству и хочет уничтожить «Нерукотворный Образ». И тогда, чтобы спасти изображение, епископ закладывает кирпичом нишу с укрепленным на доску «платом Авгаря». Открытый через столетия, как гласит легенда, плат оказался неповрежденным и спас Эдессу от напавших на нее персов.

• Эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением, которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ, но и с его повторениями. Поэтому «Спас Нерукотворный» часто на Руси помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.

 

Спас Нерукотворный Новгород, XII в. ГТГ   На прямоугольной иконе, в центре ее, как и на натянутом на доску «плате Авгаря»,- изображен большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой чуть раздвоенной бородой - всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса. Благородные черты лика, высокие дуги бровей, тонкий нос, широко распахнутые удлиненные глаза. Золотом по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы.  

 

• Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название «Спас Вседержитель».

• Понятие «Вседержитель» выражает основное представление христианского вероучения об Иисусе Христе. В этом наименовании воплотилось твердое представление о нем как о вершителе судеб, представление о том, что Иисус Христос, принесший в мир спасение, во всем равен и «единосущен» Отцу - Творцу и Создателю этого мира.

• «Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения.

• У древнерусских художников был достаточно распространенный обычай: изображать Евангелие Спаса Вседержителя открытым и на его страницах помещать тот отрывок евангельского текста, то «слово», которому наиболее полно соответствует созданный ими образ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: