в) нормативные правовые акты




1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. N 1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в Риме 4 апреля 1950 г.) вместе с «Протоколом №1» (подписан в г. Париже 20 марта 1052 г.), «Протоколом №4» «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 марта 1963 г), «Протоколом №7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984г) // СПС «Консультант Плюс»

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

7. Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880

9. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

11. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

12. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

13. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм

14. бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5522.

15. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 (ред. от 10 марта 2005 г.) "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1501.

16. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (ред. от 10 марта 2005 г.) "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

17. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 1 февраля 2005 г.) "О детском доме семейного типа" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251.

18. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (с изм. от 10 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

19. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 года №841 (ред. от 6 февраля 2004 г.) «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // СПС «Консультант Плюс»

20. Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // БНА федер. органов исполнительной власти. 2000. N 10.

21. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 апреля 2006г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // СПС «Консультант Плюс»

22. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 октября 1996г. №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // СПС «Консультант Плюс»

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Материалы для практических занятий в электронном и печатном виде.

2. Видеопроектор, ноутбук, экран, презентации лекций.

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

10.1. 1. Методические рекомендации преподавателю

Изучение данной дисциплины предусматривает проведение лекций и семинарских (практических) занятий. Самостоятельная работа студентов заключается в самостоятельном решении правовых казусов, которое анализируется на семинарском занятии. На семинарских занятиях обсуждаются поставленные перед аудиторией вопросы. Также студенты самостоятельно готовятся к тестированию. Тест включает задания закрытого типа, охватывающие содержание разных микротем. При подготовке к тестированию нужно проанализировать наиболее типичные затруднения, которые ранее возникали у обучаемых в процессе выполнения тестовых заданий, а затем провести соответствующую пропедевтическую работу со студентами.

Студент может получить итоговую положительную оценку при условии регулярной подготовки к занятиям, правильного выполнения 60% тестовых заданий, письменного решения правовых казусов. В случае невыполнения указанных требований, итоговая аттестация осуществляется на основе собеседования по теоретическим вопросам, выполнения комплексного стилистического анализа текста (по выбору преподавателя).

2. Методические рекомендации студенту

На лекционных занятиях рекомендуется использовать приемы рефлексивного слушания. Нужно конспектировать лекции, задавать вопросы преподавателю, активно отвечать на вопросы, адресованные аудитории.

При подготовке к тестированию необходимо освежить в памяти содержание лекций, вспомнить об основных затруднениях, которые возникали при выполнении практических заданий.

Правовые казусы решаются в соответствии с изучением теоретических вопросов с опорой на источники, анализируемые при подготовке к практическому занятию.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации;

2) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных сочинений;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию обоснованной собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем современной социологии.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к анализу правовые казусы, которые студенты решают, опираясь на нормативный материал. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометы на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки. Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование интернет-ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для интернет-ресурсов – адрес (URL). При подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить в него цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, в первую очередь, необходимо его прочитать минимум 2-3 раза, попытаться понять его содержание.

При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

При подготовке к зачету рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. Читайте учебники и научную литературу. Обращайтесь к справочной литературе. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями.

 

11. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Критерии оценки компетенции СКП-2, 6:

Оценка проектов осуществляется по следующим критериям:

1. полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 40 баллов);

2. наличие примеров, иллюстраций (0 - 30 баллов);

3. использование нормативных документов (0 - 30 баллов).

Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Самостоятельное решение правовых казусов (в тетрадях)

1. В один из органов загса г. Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение 3 лет и имеют общего ребенка, хотя Денисов не записан его отцом.

Орган загса принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и Карповой. При государственной регистрации заключения брака Денисов, будучи военнообязанным, изменил свою фамилию на фамилию жены.

Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак между Денисовым и Карповой через две недели после подачи заявления? Должно ли быть указано в актовой о регистрации брака, что вступающие в брак имеют общего ребенка? Должен ли орган загса сообщить в военкомат об изменении фамилии военнообязанным Денисовым?

2. В орган загса обратился гражданин Степанов и гражданка Быстрова с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак на следующий день после подачи заявления, т.к. Степанов является курсантом выпускного курса военного училища и вскоре будет направлен к отдаленному месту службы. Туда же вместе с ним собирается его будущая жена. Указанные обстоятельства были подтверждены соответствующими справками.

Как должен поступить орган загса? Какие причины могут быть признаны уважительными для сокращения срока регистрации брака, предусмотренные ст. 11 СК РФ? Имеется ли в законе перечень этих причин?

3. Стариков и Бокова подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через несколько дней к заведующему отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак между Стариковым и Боковой, поскольку она, Мишина, уже несколько лет живет со Стариковым. У них дружная семья, есть общая доч трех лет. Хотя их брак не зарегистрирован, Стариков установил отцовство в отношении дочери.

Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли орган загса отказать Старикову и Боковой в государственной регистрации заключения брака?

4. Ваньков и Павлова подали в орган загса заявление о вступлении в брак, в связи с чем им был назначен день государственной регистрации заключения брака. По их просьбе в связи с командировкой Ванькова регистрация брака была перенесена на месяц. Однако из-за болезни Павловой они не смогли явиться в орган загса во вновь назначенный день, и во второй раз попросили перенести время государственной регистрации заключения брака. Тогда заведующий органом загса расценил причины неявки и просьбы Ванькова и Павловой как неуважительные, в связи с чем отказался еще раз переносить срок государственной регистрации заключения брака. В ответ на это Ваньков и Павлова подали жалобу в суд на действия заведующего отделом органа загса?

Что Вы можете пояснить по поводу решения заведующего отделом органа загса? Какое решение по жалобе должен принять суд?

5. Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились: Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев.

Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев.

Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на норму СК РФ.

6. Супруги Гончаренко обратились в орган загса с заявлением о расторжении брака. Заведующий органом загса отказался удовлетворить их требования и предложил обратиться в суд, т.к. Гончаренко имел усыновленного ребенка в возрасте 8 лет. Однако судья также отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в отдел загса.

Кто прав в данной ситуации: орган загса или суд? Какие основания установлены СК для расторжения брака в органах загса по заявлению супругов?

7. В орган загса обратиласьСлавина с заявлением о расторжении брака с А.И. Славиным, осужденным за уголовное преступление к 4 годам лишения свободы. Славин из мест отбывания наказания прислал в орган загса заявление, в котором просил не оформлять расторжение брака, т.к. он желает одновременно с разводом разделить совместное имущество.

Подлежит ли удовлетворению заявление Славиной о расторжении брака в органе загса?

8. Через год после смерти мужа (объявлен в судебном порядке умершим) гражданка Николаева вступила в брак с гражданином Ветровым. Через некоторое время Ветров обратился в суд с заявлением о признании недействительным его брак с Николаевой. В обосновании своих требований Ветров указал, что Николаева на момент регистрации брака с ним состояла в браке с Николаевым. Николаев был объявлен умершим в судебном порядке, но Николаева не зарегистрировала прекращение их брака в органе загса. Николаева иск Ветрова не признала, указав, что после получения решения суда об объявлении умершим Николаева, она считала себя не состоявшей в браке, и, поэтому вступила в новый брак.

Как должен быть разрешен спор?

9. По совету подруг Н.А. Кожайкина, работавшая на хлебокомбинате, решила стать парикмахером. Ее выбор не был одобрен мужем, в связи с чем супруги поссорились. Через неделю Кожайкин узнал, что, несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в парикмахерскую по трудоустройству. Тогда им было предъявлено к жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае Кожайкин пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как муж, давать жене рекомендации любого характера. В результате доводы показались Кожайкиной обосновательными, и в целях сохранения семьи она отказалась от реализации своего намерения изменить место работы.

Насколько обоснованна, по Вашему мнению, позиция Кожайкина? Раскройте право супругов на свободу выбора профессии.

10. Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней, теперь уже Белоусова, она пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, т.к. против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.

Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?

11. До государственной регистрации заключения брака и в период брака супруги Коримовы не заключили брачный договор. Однако после регистрации брака по требованию мужа Коримова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Через несколько лет Коримова нарушила данное обещание и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Коримовой обратился в юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры он может принять в отношении его жены, нарушившей данное ею обязательство.

Какой ответ следует дать Коримову? Возможно ли было включение предъявленного Коримовым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в брачный договор?

12. Фролова, несмотря на советы родных и близких, при заключении брака принять фамилию мужа, все же решила оставить свою добрачную фамилию. Через несколько недель после регистрации брака, почувствовав недображелательное отношение к себе со стороны родственников мужа, поняла, что поступила неосмотрительно, а потому обратилась в орган загса с просьбой изменить ее фамилию на фамилию мужа. В органе загса ей сообщили, что свое право на выбор фамилии она уже реализовала, и отказали в просьбе.

Правильно ли поступил орган загса? Каким образом Фролова может изменит свою фамилию на фамилию мужа?

13. В исковом заявлении о разделе общего имущества И.К. Судаков при его перечислении указал проданные без его письменного согласия бывшей женой за год до развода видеомагнитофон и телевизор «Сони», а также ценные бумаги-акции Сбербанка. В этой связи он потребовал признания указанных сделок купли-продажи недействительными с включением суммы, полученной женой от продажи аппаратуры и акций, в общую стоимость подлежащего разделу имущества. В ходе рассмотрения дела суд установил, что видеомагнитофон, телевизор и ценные бумаги действительно были проданы Судаковой, а вырученные деньги были использованы ею на нужды семьи: плата за дополнительные занятия дочери с репетиторами и ремонт квартиры. Сам Судаков заведомо знал о совершенных сделках, но отнесся к данному факту безразлично, вспомнив о нем только после развода при разделе общего имущества.

Как должно быть разрешено судом требование Судакова? Назовите основания необходимые для признания судом недействительной сделки, совершенной одним из супругов по распоряжению общим имуществом. В какой форме должно быть выражено согласие супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом?

14.После рождения дочери Николаева почувствовала ухудшение состояния здоровья, в связи с чем была помещена на стационарное лечение в больницу и не смогла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Выяснилось, что ориентировочный срок ее лечения будет составлять около 2 месяцев. Муж Николаевой находился в длительной служебной командировке, а других родственников у Николаевой по месту рождения ребенка и лечения не было. Спустя 2 недели после начала лечения знакомая Николаевой подала по ее просьбе в орган загса заявление о регистрации рождения Николаевой ребенка, предъявив при этом справку мед. учреждения о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность родителей ребенка.. Однако работники органа загса отказались принять это заявление и зарегистрировать рождение ребенка, потребовав личного прибытия Николаевой после окончания лечения, независимо от его продолжительности.

Дайте правовую оценку действиям работников органа загса, как они должны были поступить в данной ситуации? Установлен ли законом срок государственной регистрации рождения ребёнка?

15. Супруги Котловы по роду деятельности постоянно находились в геологических экспедициях, бывая по месту своего постоянного жит-ва в г. Саратове крайне редко. После рождения ребенка Котловы передали его на воспитание бабушке в Кемеровскую область не приняв необходимых мер к регистрации рождения в орган загса. Спустя 3 года Котловы поменяли место работы, заключив контракт с одним из АО и стали постоянно проживать в г. Саратове. В этой связи они привезли сына домой и решили устроить его в д/сад, в чем им было отказано из-за отсутствия у мальчика свидетельства о рождении. Поданное Котловым заявление о регистрации рождения ребенка с приложенной к нему мед. справкой о рождении ребенка, заведующим районного органа загса было отклонено, как поступившее по истечении 1 года со дня рождения ребенка, при этом им было рекомендовано обратиться с заявлением в суд с целью принятия им решения в гос. регистрации рождения ребенка. Суд также не принял это заявление к рассмотрению. Тогда адвокат юр. Консультации по просьбе родителей составил от их имени заявление в обл. орган загса с просьбой зарегистрировать рождение ребенка.

Дайте правовую оценку решений органа загса и суда. Какое решение примет обл. орган загса в этой ситуации? Как д. производиться регистрация рождения ребенка в подобных случаях?

16. Между супругами Токаревыми возник спор по поводу обучения 7-летней дочери Ольги. Отец настаивал на поступлении дочери в гимназию с преподаванием предметов на английском языке, мать же категорически возражала против этого, считая, что у Ольги слабое здоровье, а учебная нагрузка в гимназии большая и напряженная. Проживающие вместе с Токаревыми бабушка и дедушка Оли поддержали в споре зятя.

Какой выход предлагает закон при отсутствии согласия между родителями по вопросам, относящимся к воспитанию детей?

17. Проживающие в Москве супруги Мягковы решили присвоить родившемуся у них мальчику имя «Буран» в честь космического корабля с одноименным названием, подразумевая, что ребенок будет иметь решительный и отважный характер, а в будущем станет космонавтом. Выбранное имя было отвергнуто работниками загса при регистрации рождения ребенка. В обоснование принятого решения родителям было объяснено, что это имя не указано в справочнике личных имен, а в последующем может вызвать насмешки у сверстников ребенка в д/саду и в школе. Родители согласились с этим и переписали заявление, указав в нем другое имя – Василий.

Обоснованы ли были требования работников органа загса?

Как следовало поступитть родителям в такой ситуации?

18. По решению суда гражданин Смирнов выплачивал алименты бывшей супруге Смирновой на содержание своего несовершеннолетнего сына (15 лет), который по решению суда стал проживать с матерью. После окончания 9 класса сын Смирновых поступил учиться в профессиональное училище г. Бийска и стал проживать в семье отца (отец проживает в г. Бийске). Мать осталась проживать в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Деньги, которые ей перечислялись на содержание сына, она тратила на покупку спиртного и другие свои нужды, ребёнку же она ничего не покупала.

Смирнов обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты алиментов. Какое решение должен вынести суд.

19. По мировому соглашению, утверждённому мировым судьёй судебного участка, гражданин Гасанов обязан выплачивать алименты на содержание своей несовершеннолетней дочери, которая проживает со своей матерью, в размере 15 000 рублей. Длительное время Гасанов не платил алименты, в результате чего образовалась задолженность в размере 200 000 рублей. Он обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты задолженности и о снижении размера алиментов. В качестве доказательств он представил свидетельство о рождении сына (в другом браке). Как должен поступить суд.

20. После расторжения брака родителей пятилетний Саша Иванов остался проживать с матерью в г. Самаре. Его отец поступил на военную службу по контракту и уехал в Дальневосточный военный округ, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчика временно проживал у дальних родственников, которые не имели намерения взять его на воспитание в свою семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего прохождения службы в район вооруженного конфликта. Последующие запросы о его местонахождении результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры по доставке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а еще через три месяца Саши был усыновлен в судебном порядке супругами Сидоровыми, проживающими в одном из городов той же области.

Через шесть месяцев после усыновления в г. Самару прибыл отец Саши, который пояснил, что попал в плен и в течение длительного времени удерживался незаконным вооруженным формированием. Посчитав действия органа опеки и попечительства незаконными, он потребовал предоставить сведения о сыне и обратился в суд с требованием об отмене усыновления, заявив, что он имеет преимущественное право на воспитание своего ребенка.

Обоснованно ли действовал орган опеки и попечительства при постановке Саши Иванова на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей? Раскройте основания признания детей оставшимися без попечения родителей? Какое решение, по Вашему мнению, должен принять суд по заявлению родного отца Саши Иванова?

21. Оставшийся без попечения родителей 8-летний Борис Кравцов был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Меры по его устройству в семью (на усыновление, в приемную семью, под опеку) на территории области по месту нахождения воспитательного учреждения в течение четырех месяцев результата не дали. После этого руководитель воспитательного учреждения С.Ю. Марков по просьбе иностранной посреднической фирмы самостоятельно организовал знакомство с Борей супругов Томсон – граждан США, а затем по согласованию с ними дал заключение о возможности усыновления Бориса. Данное заключение было представлено в суд для решения вопроса об усыновление Бориса Кравцова супругами Томсон.

Узнав об этом, орган опеки и попечительства отозвал из суда заключение Маркова и поставил вопрос о привлечении его к административной ответственности. Однако Марков не согласился с тем, что совершил правонарушение, пояснив, что он принял все возможные меры по устройству ребенка в семью и действовал в его интересах.

Имеются ли основания для привлечения Маркова к административной ответственности? Как должны были действовать руководители воспитательного учреждения и орган опеки и попечительства в данной ситуации?

22. В связи с работой по контракту семья Максудовых (муж, жена и 5-летний сын) выехала с места постоянного жительства в Татарстане на о. Сахалин. Через некоторое время супруги Максудовы утонули в море при аварии судна. После гибели родителей их сын был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь ребенок привык к новым условиям жизни, нашел контакт с воспитателями и детьми. Через несколько месяцев в воспитательное учреждение приехала ранее незнакомая с ним дальняя родственница Максудовых – Р.Н. Замалутдинова, которая попросила руководителя воспитательного учреждения Попцову дать положительное заключение об усыновлении ею ребенка. Однако Попцова стала отговаривать Замалутдинову от усыновления, мотивируя это тем, что ранее она не была знакома с ребенком и неизвестно, как сложатся у них отношения, а в детском доме ребенок хорошо устроен и адаптировался. В свою очередь, Замалутдинова высказала твердое убеждение в то, что ребенку будет лучше у нее и в окружении дальних родственников, где он сможет изучить родной язык и жить в привычных для него условиях. Однако мнение Попцовой со ссылкой на интересы ребенка поддержал также орган опеки и попечительства, в связи с чем в ходатайстве Замалутдиновой было отказано.

Дайте правовую оценку действиям руководителя воспитательного учреждения Попцовой и органа опеки и попечительства? Должно ли учитываться при устройстве ребенка в семью его этническое происхождение? Каким формам устройства детей, лишившихся родительского попечения, отдает приоритет СК?

23.Гражданин Бобров подал в суд заявление об усыновлении 7-летнего сироты Димы Гаврилова, временно находящегося после смерти родителей в детском доме. В этой связи судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истребовал из органа опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка.

Через месяц в суд поступило такое заключение, к которому были приложены и другие документы: согласие органа опеки и попечительства на усыновление; свидетельство о рождении Димы Гаврилова; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии мальчика, согласие директора детского дома на усыновление Димы Гаврилова. Однако судья потребовал от органа опеки и попечительства дополнительно представить также акт обследования условий жизни Боброва и справку из Сбербанка по месту его жительства о наличии и размере его денежного вклада. Свое решение судья объяснил необходимостью тщательного выяснения материального положения Боброва в целях определения его возможностей по достойному воспитанию ребенка.

Обоснованны ли, по Вашему мнению, требования судьи (при ответе сошлитесь на конкретные нормы СК и ГПК)? Какие документы должны быть приложены усыновителем к заявлению в суд об установлении усыновления ребенка и к заключению, представляемому органом опеки и попечительства? Вправе ли суд запрашивать сведения, прямо не указанные ГПК РФ?

24.Г.Я. Железнов по просьбе своей жены Томиной усыновил ее 5-летнего сына, рожденного ею от первого брака с Б.В. Васильевым. В дальнейшем отношения между Железновым и Томиной испортились. Она вместе с сыном Юрой ушла к Васильеву и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Томина предъявила Железнову иск о взыскании алиментов на содержание Юры. Судя, исходя из того, что Железнов является усыновителем ребенка, взыскал с него алименты, однако Железнов предъявил иск об отмене усыновления, так как фактически лишен возможности участия в воспитании ребенка.

Подлежит ли удовлетворению иск Железнова об отмене усыновления ребенка?

 

Тестовые задания и их оценка

Студенты должны выполнить одну контрольную работу в форме теста. Тест включает в себя 20 вопросов.

Шкала оценки –

Количество правильных ответов               ….. ….
Количество полученных баллов              

 

Тестовые задания:

1. Какие отношения не входят в предмет семейного права?

1) имущественные;

2) личные неимущественные;

3) наследственные.

 

2. По каким элементам предмет семейного права отличается от предмета гражданского права:

1) по общественным отношениям;

2) по субъектам правоотношений;

3) по основаниям возникновения отношений?

 

3.Кто не относится к субъектам семейного права:

1) органы опеки и попечительства;

2) попечитель и опекаемый;

3) родители и дети?

 

4.Относится ли к субъектам семейного права прокуратура:

1) да;

2) нет;

3) да, в случаях, установленных законом?

 

5. Метод семейного права:

1) императивный;

2) диспозитивный;

3) императивно-диспозитивный;

4) диспозитивно-императивный?

 

6. Семейное право находится:

1) в совместном ведении РФ и её субъектов;

2) в ведении РФ;

3) в ведении субъектов РФ?

 

7. Относятся ли Постановления Верховного Суда РФ к источникам семейного права?

1) нет;

2) да, если имеется пробел в законодательстве;

3) да?

 

8. Что не относится к источникам семейного права:

1) законы;

2) Постановления Правительства РФ;

3) нормы международного права;

4) судебный прецедент?

 

9. К какому понятию относится следующее определение: «кровная связь лиц, происходящих один от другого либо от общего предка»:

1) свойство;

2) семья;

3) родство.

 

10. К какому понятию относится следующее определение: «такая связь, которая существует между одним супругом и родственниками другого супруга, или между родственниками обоих супругов».

1. брак;

2. свойство;

3. родство.

 

11. Допускается ли заключение брака через представителя:

1) да, в случаях, установленных законом;

2) нет;

3) допускается?

 

12. Возможно ли заключение брака в день подачи заявления:

1) нет;

2) только при наличии особых обстоятельств;

3) да, по желанию лиц, вступающих в брак?

 

13. Брачный возраст устанавливается в:

1) 16 лет;

2) 18 лет;

3) 14 лет.

 

14. Каким актом регулируется снижение брачного возраста до 14 лет?

1. СК РФ;

2. законом субъекта РФ;

3. актом органа местного самоуправления.

 

15. Возможно ли заключение брака между лицами при наличии у одного из супруга другого зарегистрированного брака:

1) да, с согласия другого супруга;

2) нет;

3) да.

 

16. Допускается ли заключение брака между лицами, если одно из них имеет венерическое заболевание:

1) да;

2) нет;

3) да, но с согласия лечащего врача?

 

17. Что является основанием для расторжения брака:

1) вступление в законную силу решения суда о расторжении брака;

2) внесение соответствующей записи в книгу регистрации актов о расторжении брака;

3) смерть или объявление судом одного из супругов умершим?

 

18. Вправе ли орган загса расторгнуть брак в случае, если супруга беременна:

1) да, с согласия супруги;

2) нет;

3) да.

 

19. Обязательна ли явка супругов в орган загса для расторжения брака:

1) да;

2) нет;

3) нет, если они напишут для этого заявление?

 

 

20. Возможно ли расторжение брака в суде в отсутствии супругов:

1) нет;

2) да, на основании соответствующего заявления;

3) да.

 

21. Какой орган признаёт брак недействительным:

1) орган загса;

2)прокуратура;

3) суд?

 

22. Влияет ли признание брака недействительным на права детей, рождённых в этом браке:

1) нет;

2) влияет?

 

23. Допускается ли по действующему законодательству двойная фамилия:

1) да;

2) нет?

 

24. Обязаны ли супруги при расторжении брака возвращать свои добрачные фамилии:

1) да;

2) нет;

3) да, если на этом настаивает другой супруг?

 

25. Законным режимом имущества супругов является режим:

1) совместной собственности;

2) общей д<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: