Решение, подобное первоапрельской шутке. Невероятное и беспрецедентное в истории Церкви.




Принято полагать, что имеющие высокое положение в Церкви, т. е. епископы, призваны быть примером и образцом жизни во Христе, и что верующие должны оказывать им послушание, как тем, кто видимым образом представляет собой присутствие Христа в Церкви. Но какими словами мы можем их охарактеризовать после последнего решения «Священного» Синода, которое было принято 1 апреля текущего года? Такое решение можно воспринимать только в качестве первоапрельской шутки. Невозможно найти ни такое существительное, ни такое прилагательное, которые могли бы описать его должным образом: неописуемое, невероятное, антиевангельское, анти-святоотеческое, антиканоническое, противоречащее всем принципам и ценностям, и поэтому анархическое, братоненавистническое, бесчеловечное, человеконенавистническое, богоненавистническое и демоническое; стыд и позор, падение, извращение, искажение, уклонение от веры — подойдут и любые другие эпитеты такого рода. Разве можно сказать, что решение Священного Синода о закрытии храмов принято согласно заповедям Божиим и служит спасению человека? Все обстоит с точностью до наоборот: это решение нарушает важнейшие заповеди, наносит ущерб и вред верующим, а, следовательно, является порочным и нечестивым. Итак, к какому решению пришли архиереи на этом новом «соборище беззаконных»? Они решили в этом году (и кто знает, на сколько лет вперед?) скрыть Воскресение Христово, чтобы на Пасху никто не возглашал на улицах праздничное «Христос Воскресе!»; чтобы мы не встречали Христа с вайями и ветвями в руках в день Входа Господня в Иерусалим; чтобы мы не разделили Его скорбь в день Святых и спасительных Страстей нашего Господа, когда Он претерпел распятие на Кресте; чтобы мы не осуждали жестокосердных и неблагодарных иудеев и Иуду-предателя, а вместе с ними — и других нечестивцев и предателей, живших во все времена.

Нынешняя ситуация имеет и другое измерение. Согласно экуменической концепции псевдо-объединения и псевдо-примирения, следует избегать эпитетов, которые оскорбляют другие религии и конфессии, поскольку ни одна религия и ни одна конфессия не выражают истину в полном объеме; все они содержат «отдельные части истины». Соответственно, все отклонения от истины следует называть не заблуждениями или ересями, а просто «законным многообразием в вере». Службы Страстной седмицы и Пасхи имеют яркую анти-иудейскую направленность, богослужебные тексты наполнены тягчайшими обвинениями против иудеев. На протяжении вот уже многих лет экуменисты занимаются «очищением» текстов богослужений от эпитетов и определений, «порочащих» другие религии; в связи с этим даже были созданы специальные богослужебные комиссии. Так, например, из похвал, читаемых на утрени Страстной Пятницы, издательство «Апостолики диакония» изъяло тропари анти-иудейской направленности. Может быть, таким же образом произойдет и «чистка» церковных праздников? Может быть, нам оставят только религиозно нейтральные праздники, не связанные с исповеданием Православной веры, в рамках экуменического богослужебного круга? Сначала туда включат праздники, чтимые всеми христианскими конфессиями, затем — праздники, общие для всех религий, и, наконец, будут почитать ВАВ — «Великого Архитектора Вселенной» масонов? Возможно, все происходящее является предупреждением, с определенной долей запугивания, всем нам, многочисленным православным верующим, а также тем немногим, кто пытается противостоять беззаконию — чтобы мы не пытались оказывать сопротивление, поскольку они могут совсем отменить и Страстную седмицу, и Пасху? А для того, чтобы стало возможным происходящее ныне, они прежде всего разложили церковное руководство изнутри, за исключением нескольких немногочисленных епископов, которые, к сожалению, далеко отстоят от святых исповедников и святых мучеников нашей Церкви.

Таким образом, при полном послушании порабощенным и несвободным в своих решениях политикам, наши архиереи приняли решение, что, «всегда имея качестве основного критерия заботу о здоровье общества», они выражают согласие и с пониманием относятся к закрытию храмов, поскольку «в нынешних условиях непослушание не может быть оправдано даже во имя христианской веры». Также они заявили, что «в течение Страстной седмицы и в день Воскресения Христова всех нас, членов Церкви, попросят пережить неведомые доселе, беспрецедентные ситуации, когда нам придется воздержаться от священных богослужений, Божественной Литургии, а также от Таинства Причастия ». И вы только послушайте! они неверно истолковывают и искажают слова св. Иоанна Златоуста, чтобы у читающих сложилось впечатление, будто он согласен с их нечестивыми решениями. Они пишут: «Молимся… чтобы мы удостоились отпраздновать Светлое Воскресение Христово, отслужив праздничное Пасхальное богослужение во время отдания великого праздника Пасхи, а именно в ночь со вторника 26 мая на среду 27 мая». Нас призывают довериться оценке и решениям Священного Синода, проявив «доверие принципу соборности». При этом «не разрешается совершенно никому, будь то архиерей, иерей, диакон, монах или иной служитель Церкви, делать публично какие-либо заявления или публикации в СМИ или в интернете. Всем необходимо успокоиться, упражняться в молчании и усилить молитвы». Такое абсолютное безмолвие, могильная тишина «не разрешается совершенно никому» такой категоричный запрет на свободу слова не осмеливались выражать открыто даже при фашистском режиме или при диктатуре (несмотря на то, что это подразумевалось). «Единственным уполномоченным лицом», которое ведает истину и которому разрешено давать ответы по церковным вопросам, является митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос). Его непререкаемый авторитет, навязываемый верующим, чем-то напоминает «непогрешимость» Папы…

 

3. «Отойди от Меня, сатана! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»2

Вступая в период Святой и Великой Страстной седмицы и приближаясь к светлейшему празднику Воскресения Христова, который есть «праздников праздник и торжество из торжеств», мы научаемся от Самого Господа, как следует правильно относиться к вопросам жизни и смерти, имеющим непреходящее значение. Мы должны следовать за Господом и в этом тоже, потому что одна из главных целей взятого Им на Себя дела спасения — показать нам,как жил Он Сам, чтобы и мы тоже жили таким же образом; стать для нас примером, чтобы и мы следовали по Его пути: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его»3. Несмотря на то, что святые Апостолы провели рядом с Ним более трех лет и имели возможность насладиться Его учением и увидеть Его деяния своими глазами, когда приблизилось время Крестных страданий, их поведение показало, что они в то время еще не освободились от мирских критериев и рассуждали по человеческим меркам. Точно так же, к сожалению, проявили себя и наши епископы, которые приняли очень страшное, ужасающее решение о закрытии храмов в течение Страстной седмицы и на праздник Святой Пасхи, из-за чего миряне будут лишены Причащения Тела и Крови Христовой, Таинства Божественной Евхаристии.

Когда Господь наш Иисус Христос шел навстречу Кресту и Своим Страданиям, Он не был в преклонном возрасте и не относился к группе людей, наиболее уязвимых к болезням в силу возрастных особенностей; у Него не было никаких хронических заболеваний. Он не был заражен «вирусом греха», который поражает всех без разбора, и от которого нас избавляет только смерть; только Он один был безгрешным. Он не подвергался опасности совершить множество грехов, как случается с теми, кто одарен долголетием: «Кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли: изочтени же месяцы его от тебе, на время положил еси, и не преступит». 4 Ему было тридцать три года, Он был полон здоровья и сил и мог бы прожить еще долгие годы. Тем не менее, Он принял решение пойти в Иерусалим, где Он подвергался опасности не просто заболеть и лишиться здоровья, но лишиться и самой Своей жизни. Его ожидал смертоносный вирус зависти и ненависти первосвященников, книжников и фарисеев, вирус, который и в наши дни поразил сердца всех христоборцев и церквеборцев, по всему миру. И чтобы подготовить Своих учеников к грядущим событиям, Христос предсказал им, что идет навстречу смерти: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»5.

Если рассуждать по мирским критериям, то была вполне оправданной реакция исполненного горячности, искреннего Петра, одного из первоверховных апостолов, который отвел Божественного учителя в сторону и начал с Ним спорить, и уговаривать Его пожалеть Свою жизнь — как он сам думал, по любви: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!». Эти слова сегодня прозвучали бы так: «Жизнь — это наивысшее благо, а Ты хочешь расстаться с нею? Разве можно поступать таким образом?». Ответ Христа отражает любые аргументы тех, кто любит вести праздные разговоры о любви, так называемых «агапологов», живших во все эпохи, которые не способны правильно расставлять приоритеты и ценности. Кроме того, этот эпизод из Евангелия показывает нам, что диавол искушает своими советами даже избранных, таких как св. апостол Петр. Накануне Христос похвалил его за правильное исповедание веры и назвал его «блаженным», говоря, что Сам Бог открыл ему истину. Но теперь Христос отвечает: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое »6.

Мы не станем сейчас повторять все то, что сказал Господь после этого случая о неизмеримой ценности души, ради которой стоит лишиться и самой своей жизни. А также о том, что христианская жизнь и следование за Христом означают крестный путь и лишения, которые не имеют ни малейшего отношения к диавольскому люблению всего вещественного, видимого, и плотскому мудрованию, которые овладели всеми, включая и наших архиереев, и помешали им справиться с паникой и страхом смерти. Вспоминая этот эпизод из Евангелия, мы хотели бы показать, что закрытие храмов и запрет на участие в Крестных страданиях и Воскресении Христовом угодны отнюдь не Богу, а диаволу. Возможно, таким же образом, как и к Петру, Господь обратился бы и к членам нашего Священного Синода: «Отойдите от Меня, противники Божии! потому что думаете не о том, что́ Божие, но что́ человеческое »?

Некоторые, конечно, утверждают, что закрытие храмов и отстранение верующих от Божественной Евхаристии — это временные меры; они вводятся по принципу икономии, и как только исчезнет необходимость в изоляции и домашнем режиме, всё вернется на круги своя. Это означает, что нам предлагают не любить Бога непрестанно, «на всякое время: утром, вечером или пополудни», не дышать к Нему любовию ежечасно и ежеминутно, а любить Его как бы с перерывами. Не иметь твёрдой решимости отдать за Него свою жизнь во время нужды или гонений и пролить свою кровь, как это первым сделал Христос на Кресте, а за Ним — и сонмы святых мучеников, но приспособиться к требованиями времени, чтобы стать «современными», «прогрессивными», говорить «правильные» вещи, соответствующие политике государства. Точно так же советовали и святым мученикам: сохраняйте веру в Христа «в душе», но сейчас, поскольку этого требуют государственные мужи и император, покадите немного нашим богам, принесите жертву почитаемым в нашей стране идолам, будьте послушны, смиритесь и покоритесь властям.

Именно с такими призывами к нам обращаются и сегодня: мы не требуем, чтобы вы отказались от своей веры — веруйте, только не напоказ. Но вместе с тем будьте послушны премьер-министру и поклонитесь новому идолуобщественному здоровью, которое сегодня выше самого Бога. Все, кто проявили послушание и поклонились идолам в те времена, и все те, кто послушны идолопоклонникам сегодня, относятся к категории «падших». А те, кто не проявляет послушание антихристовым властям и плохим епископам, относятся к исповедникам и мученикам. Христос желает, чтобы мы были преданы Ему полностью и непрестанно. Чтобы мы были послушны Ему и не отдавали свое сердце временным нуждам, на которых (если таковые появятся) мы не должны заострять всё свое внимание; следует проходить мимо тленных и преходящих вещей, чтобы не разлучаться со Христом и не оставаться без Него даже на небольшое время.

Святитель Иоанн Златоуст понимает послушание как исполнение воли Божией и как безграничное отречение от своей воли; непозволительно отступить от Его заповедей даже на малейшее время. Вот почему, когда некий человек попросил у Христа разрешения, чтобы отлучиться ненадолго «похоронить отца своего», Он и этого не позволил ему сделать, «показывая, что следование за Ним должно предпочитать всему» 8. Можно ли сказать, что подобное решение Христа было фанатичным или беспощадным: Он не позволил человеку пойти на похороны к отцу и затем вернуться? В настоящей христианской жизни компромиссы недопустимы. Или ты со Христом, или ты с велиаром. Или ты холоден, или ты горяч. А приспособленцев и теплохладных не приемлет Господь, как говорится в книге Откровения: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»9.

 

4. Послушаниетолько тем, кто послушен Христу и святым. В противном случае непослушание свято.

Послушание епископам и иереям, духовникам и игуменам — это действительно великая христианская добродетель, но при одном условии: чтобы и они сами были послушны Христу, Евангелию и Святым Отцам, были истинными пастырями, а не лжепастырями и лжеучителями, не волками в овечьей шкуре, которые сами же пожирают овец. В Евангелии содержится много указаний от Господа и Святых Апостолов, чтобы мы не следовали за плохими пастырями. В истории Церкви есть много примеров, когда патриархи или другие клирики впадали в ересь и требовали от других послушания себе и принятия своих заблуждений и лжеучений. Если бы не было богопросвещенных Святых Отцов и великих исповедников веры, которые противостояли еретикам и разоблачали их лжеучения, после чего их осуждали на Святых Соборах, вселенских и поместных, диаволу уже давно удалось бы разрушить Церковь с помощью ересей и расколов, а также морального разложения и обмирщения.

Несомненно, в одной небольшой статье невозможно представить все материалы из Священного Писания и произведений Святых Отцов по этому вопросу. Уже долгое время многие епископы и духовники, проявившие теплохладность и трусость, или равнодушие в вопросах веры, убаюкивают верующих и пытаются уничтожить на корню их стремление к защите веры, используя для этого «священный долг послушания». По этой причине мы были вынуждены с болью в сердце и с чувством пастырского долга написать небольшую книгу под названием «Благое непослушание или худое послушание?» 10, где изложено евангельское и святоотеческое учение по этой теме. Издание и распространение этой книги было, по сути, запрещено, её не найти в христианских книжных магазинах или в книжных лавках священный митрополий, или на книжных выставках «послушных» монастырей. Боятся, как бы не пробудились некоторые благочестивые верующие, одурманенные учением о безоговорочном послушании, под предлогом которого они попадают в плен епископам, в оковы различных заблуждений и всеереси экуменизма, которая, подобно ржавчине, разъела и разложила почти весь епископат. Лишь немногие правомыслящие епископы противостоят экуменизму на деле, а не только посредством слов и обращений, выступлений или проповедей.

Неужели мы и дальше будем проявлять послушание архиересиарху — патриарху Варфоломею, который в устной и в письменной форме неоднократно делал еретические высказывания? Игумен Лонговардского монастыря архимандрит Хризостом (Пихос) направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви документ с перечнем лжеучений патриарха Варфоломея с просьбой осудить эти ереси как противоречащие истинному учению Православной Церкви Христовой. Его высказывания многократно критиковались в текстах «Собрания клириков и монахов», которое обнародовало в блоге «Катаниксис» десятки статей с «экуменическими высказываниями и деяниями» патриарха, главного виновника в распространении вируса ереси. Самым худшим из всех его кощунственных изречений было высказывание о том, что святые, которые боролись против папизма, виноваты в расколе (!!!) и являются «жертвами древнего змия, родоначальника всякого зла», т. е. диавола. А на Критском лжесоборе 2016 года Патриарх Варфоломей оправдал папизм и другие еретические сообщества и наделил их статусом церкви, чтобы в дальнейшем признать украинских раскольников (действие, которое угрожает всеобщим расколом православного мира). Той же линии придерживается и другой первоиерарх, архиепископ Афинский Иероним, соучастник и совиновник Вселенского Патриарха Варфоломея, который с группой архиереев-экуменистов поддерживает все идеи Фанара: Критский собор, украинскую автокефалию, а теперь уже и закрытие храмов, и запрет на участие верующих в богослужебных собраниях. И эти теплохладные и малодушные люди, пресмыкающиеся перед властью и раболепно прислуживающие сильным мира сего, будут просить нас оказывать им послушание и относиться к их суждениям с доверием?

С надлежащим рассуждением и с пастырской ответственностью мы отвечаем им «Нет!» и причисляем их к разряду негодных епископов. В двух последующих статьях мы напишем, во-первых, те аргументы, которые они должны были привести «кесарю» (в данном случае, премьер-министру), чтобы отказаться от закрытия храмов и лишения верующих Святого Причастия. А, во-вторых, мы наглядно покажем, что происходящее теперь в храмах, т. е. службы без присутствия верующих, являются самым настоящим позором, уничижением таинства и искажением его смысла, поэтому было бы лучше, если бы они не совершались вовсе, и каждый молился бы у себя дома. Довольно уже насмешек и издевательства над божественным! О службе, совершаемой за закрытыми дверями, нельзя сказать, что её Главой является Христос, поскольку отсутствуют верующие — Его Тело. Точно так же и Святой Дух не действует там, где выгнали всех крещеных из церкви: двери должны закрываться только для некрещеных и непосвященных, но никак не для тех, кто был крещен. Этот смысл имеет и возглас, который звучит на литургии: «Двери, двери! Премудростию вонмем!». Подробнее на эту тему будет написано в следующей статье.

Чтобы некоторые не воспринимали написанное нами как «крайние» и «зилотские» взгляды, завершая это небольшое размышление, уточним, что пишем мы только о том, чему учит Святое Евангелие и Святые Отцы нашей Церкви. И какие бы запреты или угрозы не последовали со стороны Священного Синода, мы будем продолжать писать с прежним дерзновением. Именно этому учит св. Василий Великий: первостепенный долг епископов и иереев — это призывать всех к послушанию Евангелию, смело говорить и проповедовать истину, подобно мученикам, даже если некоторые будут чинить этому препятствия и гнать их различными способами: «Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и всякими способами, как бы то ни было, гонят даже до смерти»11.

6 апреля 2020 г.

Протопресвитер Феодор Зисис, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля

Перевод с греческого специально для РНЛ Романа Германидиса

Источник

***

1. Мф. 6, 24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

2. Мк. 8, 33; Мф. 16, 23.

3. 1 Петр. 2, 21.

4. Иов. 14, 4-5.

5. Мф. 16, 21-22.

6. Там же, 22-23.

7. Там же, 24-26.

8. Далее приводим цитату из Беседы на Евангелие от Матфея 14,2, PG 57, 219: «Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему, и просил позволения «похоронить отца своего». Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему». См. также Мф.8, 21-22.

9. Ἀποκ. 3, 15-16.

10. Протопресвитер Ф. Зисис «Благое непослушание или худое послушание?», Фессалоники, 2006.

11. Св. Василий Великий, Нравственные правила, Правило 70, глава 12-13, PG 31, 825-828.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: