Структура и дизайн анкет




Анкета в маркетинговых исследованиях

 

Для эффективной работы по сбору необходимой информации используются анкеты, которые, как правило (но не обязательно), являются и бланком регистрации ответов.

 

Основная функция анкеты — это измерение. Анкета выступает инструментом для достижения целей и задач исследования и, исходя из этого, она должна максимально однозначно регламентировать действия, как интервьюера, так; и респондента.

 

Хорошо подготовленная анкета облегчает весь процесс проведенияопроса. Если бы интервьюер без анкеты попробовал провести опрос, ему было бы нужно не забыть задать все необходимые вопросы, причем в их логической последовательности, правильно формулировать вопросы, при этом не давая

респонденту уйти в сторону от исследуемой темы и к тому же удерживать его внимание.

 

В такой ситуации неизбежны ошибки, пропуски важной информации, а интервьюер находится в постоянном напряжении. Наличие анкеты существенно облегчает работу интервьюера, делает ее менее напряженной и более приятной. Анкета обеспечивает логически выстроенный порядок вопросов, содержит вопросы-фильтры, помогающие интервьюеру принять решение, о чем спрашивать и о чем не спрашивать данного конкретного респондента.

 

Профессионально и грамотно подготовленная анкета обеспечивает интерес респондента к проводимому опросу, последовательность вопросов и целесообразный переход от вопроса к вопросу, поддерживает активность респондента, учитывает необходимость психологической разгрузки при длительном опросе, в ней корректно сформулированы вопросы по острой тематике.

 

Стандартные анкеты позволяют легко регистрировать ответы, быстро проводить необходимую кодировку, оперативно переносить информацию из анкет на машинный носитель, что позволяет переходить к интерпретации полученной информации.

 

 

При анкетировании можно получить следующие данные:

1. О неудовлетворенном спросе.

2. Об обеспеченности потребителей различными товарами аптечного ассортимента и сроках их использования.

3. О мнении потребителей об ассортименте товаров, качестве обслуживания и т.п.

4. О покупательских намерениях и предпочтениях, об отношении к новинками.

5. О месте покупке товара и т.д.

 

По частоте проведения опросы могут быть:

 

1. Спорадическими (проводятся от случая к случаю).

2. Плановыми (проводится систематически, причём опрашивается одна и та же группа людей).

 

 

На практике предложенная схема «шаг за шагом» имеет очень сильное взаимопереплетение и взаимопроникновение.

 

 

Структура и дизайн анкет

 

 

Анкета, как правило, включает пять компонентов:

 

1) идентифицирующая информация;

2) приглашение к сотрудничеству;

3) инструкции;

4) необходимая исследователю информация, о которой спрашивается.

Идентифицирующая информация,в зависимости от характера исследования,может содержать данные об имени, адресе респондента или кампании, имя интервьюера, дату, данные о длительности интервью и т. д. Часть информации заполняется интервьюером самостоятельно, о некоторой спрашивается у респондента.

Сведения о респонденте должны содержать данные об опрашиваемых:

- пол;

- возраст;

- уровень доходов;

- род занятий;

- состав семьи и т.д.

 

Приглашение к сотрудничеству или предложение принять участие в опросепредставляет собой вступительное слово к интервью и должно информировать об организаторах исследования, содержать необходимую информацию, для того чтобы заинтересовать и мотивировать респондента для участия в опросе, объяснить цели исследования в минимально необходимом объеме, сообщить о том, как много времени понадобится для участия в опросе.

 

Инструкции представляют собой комментарии для интервьюера или для респондента о том, как работать с вопросником. Инструкции могут относиться к отдельному вопросу, блоку вопросов или вопроснику в целом. В зависимости от методики опроса инструкции могут содержаться непосредственно в бланке анкеты или в отдельном документе «Инструкция для интервьюера».

Необходимая исследователю информация,о которой спрашивается,составляет основную и наибольшую часть анкеты.

 

В отдельных случаях могут быть характеристики, по которым дается оценка интервьюером на основе наблюдения (например, это может быть материальный уровень домохозяйства). Как правило, этот блок информации располагается в конце анкеты.

Типы вопросов в анкетах

 

 

Немного о различных типах вопросов анкеты. Вопросом анкеты обычно считается конструкция «вопрос-ответы», которая состоит из собственно текста вопроса и набора вариантов ответов или четкого указания области возможных ответов. Вопросы бывают «открытыми », «закрытыми » и «полузакрытыми ».

Открытый вопрос предоставляет респонденту практически полную свободу в ответе на заданный вопрос и задача интервьюера как можно точнее и полнее записать данный ответ. Этот вид вопроса не предусматривает заранее разработанных и кодированных вариантов ответов. Такие вопросы и ответы при обработке анкет нуждаются в группировках по каким-либо признакам.

 

Закрытые вопросы(их еще называют кодированные или формализованные)предполагают наличие заранее закодированного перечня возможных вариантов ответов.

 

 

Например:

 

 

Закрытыевопросы содержат несколько вариантов ответов (альтернатив), из которых опрашиваемый выбирает нужный вариант ответа. Это могут быть, например, альтернативы: «да», «нет», «точно не знаю».

 

Закрытые вопросы очень удобны для респондентов, поскольку избавляют их от необходимости придумывать собственный ответ, облегчают поиск ответов.

Они удобны и для интервьюера, поскольку регистрация ответов сводится к тому, чтобы отметить номер (код) данного ответа или ответов. Иногда закрытые вопросы являются таковыми лишь дляинтервьюера. То есть респонденту не зачитываются возможные ответы, чтобы не повлиять на его ответ, однако в анкете содержатся варианты ответов, которые используются интервьюером для регистрации ответов респондента.

 

Такой вопрос для респондента задается как открытый, а для интервьюера, для регистрации ответов выглядит закрытым. В качестве примера можно привести достаточно распространенный в маркетинговых исследованиях вопрос об уровне осведомленности потребителей о марках интересующей группы товаров.

 

Например:

 
 


(не зачитывать респонденту вариантыответов)

 

1. Отривин.

2. Називин.

3. Ксилен.

4. …

5. …

6. …

 

Как видно, в вопросе содержится достаточно полный перечень тех лекарственных препаратов, которые применяются при насморке, что значительно облегчает работу интервьюера по фиксированию ответов респондента, хотя этот перечень респонденту не зачитывается и указания интервьюеру об этом также содержатся в бланке анкеты.

 

Нередко используются полузакрытые вопросы, которые наряду с предложенным перечнем вариантов ответов предусматривают возможность дополнительного или оригинального ответа респондента в том случае, если предложенные варианты его не устраивают или недостаточны.

 

Например:

 
 

 

 


1. Измерение давления.

2. Доставка ЛП «под заказ».

3. Продленный режим работы аптеки.

4. Другое ()

 

Таким образом, полузакрытый вопрос содержит кодированный набор возможных ответов, а также допускает дополнительный ответ респондента, который в последующем будет нуждаться в кодировке.

Если разработчик анкеты не уверен в полноте вариантов ответов или сознательно не включает в стандартный перечень ответов, встречающихся редко, то полузакрытый вопрос позволит не потерять информацию, и обеспечит психологический комфорт респонденту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: