ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра конструирования и стандартизации в машиностроении
Словарь
Термины по теории механизмов и машин
Учебное пособие по самостоятельной работе
Иркутск 2009
Словарь терминов по теории механизмов и машин: Учебное пособие по самостоятельной работе/Составители В.И.Умнов, А.В.Шматкова. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.- 48с.
Настоящее пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Теории машин и механизмов», а также как соответствующий раздел курсов «Прикладная механика», «Техническая механика» или «Механика».
Рецензент: П.В.Королев, канд.техн.наук, доцент кафедры «Конструирования и стандартизации в машиностроении» (ИрГТУ).
Печатается в авторской редакции
Иркутский государственный технический университет
664074, Иркутск, ул. Лермонтова,83
Методические указания
Терминология является той важной составляющей науки, которая отображает описание объектов и методов исследования[3,4,7]. Общеизвестно, что терминология играет весьма важную роль в эффективном функционировании и развитии соответствующей научной дисциплины. Играть такую роль может только терминологическая система, которая самым тщательным образом составлена, в которой многократно выверены каждый термин и каждое определение. Общие принципы построения и упорядочения систем научных терминов были разработаны Комитетом научно-технической терминологии АН СССР[1]
На основе этих общих принципов были составлены и изданы Академией Наук СССР многочисленные «Сборники рекомендуемых терминов» по различным отраслям науки. [2,5,6]. В 1983 г., 1991 г. и 2003 г. под эгидой международной федерации по теории машин и механизмов (IFToMM) Постоянной Комиссией по терминологии (IFToMM Permanent Commission for Standardization of Terminology) были опубликованы первая, вторая и третья редакции «Терминологии по теории машин и механизмов» [8-10].
|
Целью данного учебного пособия было в лаконичной и доступной форме дать объяснения основных терминов и определений. Оно предназначено для закрепления знаний терминологии по теории механизмов и машин. Термины приводятся в алфавитном порядке.
1. Автоколебания – асимптотически устойчивые периодические колебания в автоколебательной системе.
2. Автоколебательная система – автономная колебательная система, способная совершать периодические колебания, возбуждаемые поступлением энергии от неколебательного источника, которое регулируется движением самой системы.
3. Автономная колебательная система – механическая колебательная система, у которой источник энергии или отсутствует, или является ее частью.
4. Аксоид – линейчатая поверхность, описываемая внутри двух соприкасающихся звеньев мгновенной винтовой осью их относительного движения.
5. Активная линия зацепления – часть линии зацепления зубчатой передачи, по которой происходит взаимодействие одного зуба с другим.
6. Амплитуда – наибольшее по модулю отклонение мгновенного значения периодической величины от ее среднего значения.
7. Амплитудно-фазовая частотная характеристика – зависимость амплитуды гармонических вынужденных колебаний от частоты гармонического возбуждения.
|
8. Амплитудно-частотная характеристика – зависимость амплитуды гармонических вынужденных колебаний от частоты гармонического возбуждения.
9. Анализ механизма – исследование кинематических и динамических свойств механизма по заданной его схеме.
10. Аналог скорости точки – производная радиус-вектора точки по обобщенной координате механизма.
11. Аналог углового ускорения звена – вторая производная угла поворота звена по обобщенной координате механизма.
12. Аналог угловой скорости звена – первая производная угла поворота звена по обобщенной координате механизма.
13. Аналог ускорения точки – вторая производная радиус-вектора точки по обобщенной координате механизма.
14. Ассура группа [по имени русск. ученого Л. В. Ассура (1878-1920)]– кинематическая цепь, присоединение которой к механизму или ее отсоединение образует механизм, имеющий подвижность, равную подвижности исходного механизма, не разделяемая на другие цепи с теми же свойствами.
15. Ассура метод особых точек – метод кинематического исследования механизмов, предложенный Л. В. Ассуром и основанный на определении скоростей точек пересечения звеньев, присоединенных к звену.
16. Балансировка – искусственное перераспределение массы ротора с целью его уравновешивания.
17. Биения – механические колебания, которые являются сложением двух и более гармонических колебаний с близкими частотами.
18. Блокирующий контур – совокупность линий в системе координат x1 и x2, ограничивающая область допустимых значений коэффициентов смещения исходного контура x1 и x2 для передачи с числами зубьев зубчатых колес z1 и z2.
|
19. Боковой зазор зубчатой передачи – расстояние между боковыми поверхностями зубьев зубчатых колес передачи, определяющее свободный поворот одного из зубчатых колес при неподвижном парном зубчатом колесе.
20. Вариатор – механизм для бесступенчатого регулирования передаточного отношения.
21. Ведомое звено – звено, для которого элементарная работа приложенных к нему внешних сил отрицательна или равна нулю.
22. Ведущее звено – звено, для которого элементарная работа вне них сил, приложенных к нему, является положительной.
23. Взвешенная разность – вспомогательная функция, минимизация которой приводит к минимизации отклонения от заданной функции.
24. Вилкообразный толкатель – толкатель с двумя жестко закрепленными поверхностями, входящими в контакт с обеими сторонами одного и того же кулачка.
25. Винтовая ось – прямая, неизменно связанная со звеном, точки которой за конечный или бесконечно малый промежуток времени перемещаются вдоль этой прямой относительно системы отсчета.
26. Винтовая пара – одноподвижная пара, допускающая винтовое движение одного твердого тела относительно другого.
27. Винтовое движение – движение звена, состоящее из вращения и одновременного поступательного движения параллельно оси вращения.
28. Винтовой зуб – зуб, теоретическая линия которого образована сложным движением точки по основной поверхности: равномерным движением по линии пересечения этой поверхности с плоскостью осевого сечения зубчатого колеса и равномерным вращением вокруг его оси.
29. Винтовой механизм – механизм, содержащий по крайней мере одну винтовую пару.
30. Водило – подвижное звено планетарной зубчатой передачи, на котором установлены сателлиты.
31. Возможная (виртуальная) работа – работа силы на возможном перемещении ее приложения.
32. Возможное (виртуальное) перемещение точки – любое допускаемое наложенными связями элементарное перемещение материальной точки из положения, занимаемого ею в данный момент времени, выражаемое изохронной вариацией радиус- вектора этой точки (для случая голономных связей).
33. Возможных (виртуальных) перемещений принцип – положение характеризующее условие равновесия системы материальных точек: «для равновесия системы (механизма) с идеальными и голономными связями необходимо и достаточно равенство нулю возможной (виртуальной) работы всех активных сил на возможных (виртуальных) перемещениях».
34. Волновая передача – механизм, содержащий зацепляющиеся между собой гибкое и жесткое зубчатые колеса и обеспечивающий передачу и преобразование движения благодаря деформированию гибкого колеса генератором волн.
35. Восстанавливающая сила – сила, зависящая от отклонения механической системы из положения равновесия и направленная противоположно этому отклонению.
36. Вращательная пара – одноподвижная пара, допускающая вращательное движение одного твердого тела относительно другого.
37. Вращательное движение – движение звена относительно оси, принимаемой за неподвижную, все точки которой описывают окружности.
38. Вход системы управления машины – часть системы управления машины, на которую подается воздействие из вне.
39. Входное звено – звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемые движения других звеньев.
40. Входной вращающий момент сил – вращающий момент сил, приложенный к входному звену.
41. Входной момент сил – момент сил, приложенных к входному звену механизма.
42. Входной сигнал – сигнал, подаваемый на вход системы управления машины.
43. Входные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, установленные заданием на его синтез.
44. Вынуждающая сила – сила, переменная во времени, не зависящая от состояния механической системы и вызывающая колебания этой системы.
45. Вынужденные колебания – механические колебания, вызванные вынуждающей силой или кинематическим возбуждением.
46. Выстой – состояние механизма, при котором одна или несколько точек звена имеют нулевую или приближающуюся к нулю скорость за конечный промежуток времени.
47. Высшая пара – сопряжение, элементом которого является линия или точка.
48. Выход системы управления машины – часть системы управления машины, которая воздействует вовне в соответствии с заданной программой.
49. Выходное звено – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.
50. Выходной вращающий момент сил – вращающий момент сил, обеспечиваемый выходным звеном механизма.
51. Выходной момент сил – момент сил, приложенных к выходному звену механизма.
52. Выходной сигнал – сигнал, получаемый на выходе системы управления машины.
53. Выходные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, которые определяются в процессе его синтеза.
54. Вязкое демпфирование – рассеивание энергии, происходящее, когда относительное движение двух элементов колебательной системы встречает сопротивление диссипативной силы.
55. Гармоника – синусоида, частота которой кратна основной частоте периодической величины.
56. Гармонические колебания – механические колебания, при которых обобщенная координата и (или) обобщенная скорость изменяются пропорционально синусу с аргументом, линейно зависящим от времени.
57. Гидравлический механизм – механизм, в котором для передачи движения используется жидкость.
58. Гидродвигатель – гидромашина, предназначенная для преобразования механической энергии жидкости в механическую энергию твердого тела.
59. Гидромашина – энергетическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии твердого тела в механическую энергию жидкости (или наоборот).
60. Гидронасос – гидромашина, предназначенная для создания направленного потока жидкости.
61. Гидропривод – привод, в котором используется механическая энергия жидкости.
62. Гидроцилиндр – гидродвигатель, выполненный в виде поршня перемещающегося в цилиндре под действием сжатой жидкости.
63. Гиперболоидная передача – зубчатая передача со скрещивающимися осями колес.
64. Гипоидная передача – гиперболоидная передача, у зубчатых колес которой начальные и делительные поверхности конические.
65. Главный вектор системы – величина равная сумме всех сил системы.
66. Главный момент системы сил относительно центра – величина, равная сумме моментов всех сил системы относительно данного центра.
67. Глобоидная передача – разновидность червячной передачи, у которой делительная поверхность червяка образована вращением вокруг его оси вогнутого отрезка дуги окружности.
68. Графическое дифференцирование – процесс, обратный графическому интегрированию.
69. Графическое интегрирование – получение интеграла функции графическим путем.
70. Д’ Аламбера принцип [по имени франц. математика и философа Ж. Д’ Аламбера (J/ DAlember, 1717-1783)]– один из основных принципов динамики по которому «если к действующим на точки материальной системы заданным (активным силам) и силам реакции связей присоединить даламберовы силы инерции, т.е. взятую с обратным знаком векторную сумму произведений масс всех материальных точек системы на их ускорения, то полученная система сил будет находится в равновесии»
71. Д’ Аламбера – Ланганжа принцип [по имени франц. математика и философа Ж. Д’ Аламбера (J/ DAlember, 1717-1783) и по имени франц. математика и механика Ж. Л. Лагранжа (J/ Lagrange, 1736-1813)] – один из основных принципов механики, объединяющий Возможных перемещений принцип и Д’ Аламбера принцип, по которому «если к действующим на точки механической системы активным силам присоединить силы инерции, то при движении механической системы с идеальными связями сумма элементарных работ активных сил и сил инерции на любом возможном перемещении системы равна нулю»
72. Двигатель – машина, предназначенная для преобразования энергии любого вида в механическую энергию твердого тела.
73. Двусторонний пневматический привод – пневмопривод, в котором движение поршня в прямом и обратном направлениях совершается под действием сжатого газа.
74. Двухкоромысловый механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят два коромысла.
75. Двухкривошипный механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят два кривошипа.
76. Двухподвижная пара – кинематическая пара с двумя степенями свободы в относительном движении соединяемых твердых тел.
77. Двухподвижная сферическая пара – двухподвижная пара, допускающая два независимых вращения вокруг двух пересекающихся осей.
78. Двухползунный механизм – четырехзвенный механизм с двумя ползунами, в котором стойка образует один из элементов каждой из поступательных пар.
79. Делительная головка зуба – часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью вершин.
80. Делительная ножка зуба – часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин.
81. Делительная окружность – окружность, которая является базовой для определения размеров зубьев цилиндрического зубчатого колеса.
82. Делительная поверхность – поверхность, которая является базовой для определения размеров зубьев.
83. Делительный диаметр – диаметр делительной окружности.
84. Демпфирование – любое воздействие, рассеивающее энергию системы.
85. Диаметр вершин зубьев – диаметр окружности, очерчивающей вершины зубьев.
86. Диаметр впадин зубьев – диаметр, проходящий по окружности впадин зубьев.
87. Диаметральный шаг – отношение числа зубьев к диаметру делительной окружности.
88. Динамика – раздел механики, в котором изучаются движения механических систем под действием сил.
89. Динамическая жесткость – отношение амплитуды гармонической вынуждающей силы к амплитуде гармонических вынужденных колебаний.
90. Динамическая модель механизма – схема механизма, необходимая для составления уравнений динамики.
91. Динамическая податливость – величина, обратная динамической жесткости.
92. Динамический анализ механизма – определение движения звеньев механизма по приложенным к ним силам или определение сил по заданному движению звеньев.
93. Динамический синтез механизма – проектирование кинематической схемы механизма и выбор инерционных параметров с учетом его динамических свойств.
94. Динамический фактор оценки – отношение максимальной амплитуды колебаний нагрузки (момента, усилий) к установившемуся ее значению после затухания колебаний при мгновенном приложении нагрузки к колебательной системе.
95. Динамическое уравновешивание вращающегося звена – распределение масс вращающегося звена, совмещающее ось его вращения с одной из главных осей инерции.
96. Дисковый кулачок – диск, вращающийся вокруг оси, перпендикулярной его плоскости и приводящей в движение толкатель, контактирующий с профилем.
97. Диссипативная сила – сила, вызывающая в ходе движения системы потерю общей (механической) энергии в связи с преобразованием ее в другие формы.
98. Диссипативная функция Рэлея – функция обобщенных координат и обобщенных скоростей, частные производные которой по обобщенным скоростям, взятые с обратным знаком, равны соответствующим диссипативным силам.
99. Дифференциальный механизм (дифференциал) – механизм с двумя степенями свободы, преобразующий два входных движения в одно выходное или одно входное в два выходных.
100. Длина активной линии зацепления – расстояние между точками пересечения окружностей вершин с линией зацепления.
101. Жесткость – мера сопротивляемости тела или конструкции к деформации, вызванной внешними силами.
102. Жуковского теорема [по имени русск. Ученого Н. Е. Жуковского (1847-1921)] – положение, устанавливающее: если силу, приложенную к какой-либо точке звена плоского механизма, перенести параллельно самой себе в одноименную точку повернутого на 900 плана скоростей, то момент этой силы будет пропорционален ее мощности.
103. Замкнутая кинематическая цепь – кинематическая цепь, каждое твердое тело которой образует кинематические пары по крайней мере с двумя другими твердыми телами.
104. Замкнутого векторного контура метод (метод В. А. Зиновьева) – метод кинематического анализа метода, при котором положение каждого звена определяется связанным с ним вектором и по условию замкнутости векторных контуров определяются искомые величины.
105. Затухающие колебания – механические колебания с уменьшающимися во времени значениями размаха обобщенной координаты или ее производной по времени.
106. Звездочка – зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с цепью.
107. Звено – твердое тело, участвующее в заданном преобразовании движения.
108. Зеркальный полюс – отображение вершины полюсного треугольника на противоположной его стороне.
109. Зуб – выступ звена, образующий высшую кинемати-ческую пару с выступом другого звена.
110. Зубцовая частота – частота колебаний зубьев, накладываемых на крутильные колебания зубчатого колеса.
111. Зубчатая компенсирующая муфта – муфта, выполненная в виде пары зубчатых колес с одинаковым числом внешних и внутренних зубьев и обеспечивающая компенсацию расположения валов.
112. Зубчатая передача – трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару.
113. Зубчатая рейка – часть цилиндрического зубчатого колеса бесконечно большого радиус.
114. Зубчатая сцепная муфта – муфта сцепная, выполненная в виде зубчатой пары внутреннего зацепления с одинаковым числом зубьев так, что создается возможность относительного осевого перемещения колес.
115. Зубчато-рычажный механизм – устройство (механизм), содержащее взаимодействующие между собой зубчатые и шарнирные или рычажные механизмы.
116. Зубчатое зацепление – высшая кинематическая пара (сопряжение), образованная последовательно соприкасающимися элементами (зубьями) двух звеньев.
117. Зубчатое колесо – зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное - движение другого зубчатого колеса.
118. Зубчатый механизм – передаточный механизм, содержащий по крайней мере одно зубчатое зацепление.
119. Зубчатый сектор (сегмент) – сектор цилиндрического зубчатого колеса внешнего или внутреннего зацепления.
120. Избирательная система управления машины – система управления машины, выбирающая одну из возможных комбинаций выходных сигналов в зависимости от входных сигналов в данном такте.
121. Избыточная связь – связь, устранение которой не изменяет число степеней свободы.
122. Интерполяционный синтез механизмов с низшими парами – синтез рычажных механизмов, при котором получаемый механизм точно выполняет заданные условия только в заданном конечном числе его положений.
123. Интерференция зубьев – явление, заключающееся в том, что при рассмотрении теоретической картины зубчатого зацепления часть пространства оказывается одновременно занятой двумя взаимодействующими зубьями.
124. Исполнительный орган машины – твердое тело, выполняющее в машине заданные перемещения с целью изменения или контроля формы, размеров и свойств обрабатываемого предмета.
125. Источник возбуждения колебаний – источник, подающий энергетический импульс в колебательную систему.
126. Исходный контур – контур зубьев номинально исходной (зубчатой) рейки в сечении плоскостью, перпендикулярной ее делительной плоскости.
127. Кардановы окружности – подвижная и неподвижная круговые центроиды внутреннего зацепления, диаметр одной из которых равен половине диаметра другой.
128. Касательная к центроидам – общая касательная к центроидам в мгновенном центре скоростей.
129. Качение – относительное угловое перемещение двух соприкасающихся звеньев вокруг общей касательной.
130. Кинематика механизма – раздел теории механизмов и машин, изучающий механическое движение звеньев без рассмотрения вызывающих его причин.
131. Кинематическая пара – соединение двух твердых тел механизма, допускающее их заданное относительное движение.
132. Кинематическая передаточная функция – функция, описывающая относительное движение двух звеньев.
133. Кинематическая схема механизма – схема механизма, выполненная в масштабе.
134. Кинематическая цепь – система звеньев и (или) твердотельных элементов механизма, образующих между собой кинематические пары.
135. Кинематический анализ механизма – определение движения звеньев механизма по заданному движению начальных звеньев.
136. Кинематический синтез механизма – проектирование кинематической схемы механизма.
137. Кинематическое возбуждение колебаний – возбуждение колебаний механической системы сообщением каким-либо ее точкам заданных движений.
138. Кинематическое соединение – кинематическая пара, образованная с помощью кинематической цепи.
139. Кинетостатика – раздел механики, изучающий движение звеньев с помощью уравнений движения, записанных в форме уравнений статики.
140. Клиновой механизм – механизм только с поступательными парами.
141. Класс кинематической пары – число связей, наложенных на относительное движение звеньев кинематической пары.
142. Клиновый ползун – звено, входящее в две поступательные пары.
143. Коническая зубчатая передача – зубчатая передача с пересекающимися осями, у зубчатых колес которой аксоидные, начальные и делительные поверхности конические.
144. Контур – замкнутая векторная цепь, моделирующая кинематическую.
145. Конус трения – коническая поверхность, внутри которой располагаются реакции двух контактирующих тел.
146. Коромысло – звено рычажного механизма, которое может совершать только неполный оборот вокруг неподвижной оси.
147. Коромыслово-ползунный механизм – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят коромысло и ползун.
148. Коромысловый толкатель – звено, совершающее не-полный оборот, один конец которого соединен со - стойкой вращательной па рой, а второй осуществляет контакт с кулачком.
149. Косозубое (винтовое зубчатое) колесо – зубчатое колесо, зубья которого расположены по винтовой линии на цилиндрической поверхности.
150. Коэффициент демпфирования – отношение коэффициента сопротивления к удвоенной массе или удвоенному моменту инерции.
151. Коэффициент динамичности – отношение некоторой величины, определяемой с учетом упругости звеньев к той же величине в предположении абсолютной жесткости звеньев.
152. Коэффициент жесткости – отношение модуля силы к перемещению, вызванному этой силой в упругом элементе механической системы при статическом действии.
153. Коэффициент изменения средней скорости выходного звена – отношение средних скоростей выходного звена за время его движения в прямом и обратном направлениях.
154. Коэффициент неравномерности движения механизма – отношение разности максимального и минимального значений скорости начального звена механизма к ее среднему значению за один цикл установившегося движения механизма.
155. Коэффициент осевого перекрытия – отношение угла осевого перекрытия зубчатого колеса косозубой цилиндрической передачи к его угловому шагу.
156. Коэффициент перекрытия – отношение угла перекрытия зубчатого колеса к его угловому шагу.
157. Коэффициент расхода пневмопривода – коэффициент, определяющий массовый пневмопривода расход.
158. Коэффициент смещения исходного контура – отношение смещения исходного контура к расчетному модулю цилиндрического зубчатого колеса.
159. Коэффициент сопротивления – отношение модуля диссипативной силы к модулю обобщенной скорости механической системы с одной степенью свободы.
160. Коэффициент перекрытия – отношение угла перекрытия зубчатого колеса к его угловому шагу.
161. Коэффициент торцового перекрытия – отношение угла торцового перекрытия зубчатого колеса цилиндрической передачи к его угловому шагу.
162. Коэффициент трения – отношение предельной силы трения к нормальной реакции.
163. Крайнее положение звена – положение звена, из которого оно может двигаться только в одном направлении.
164. Крайнее положение механизма – положение механизма, при котором хотя бы одно звено механизма занимает крайнее положение.
165. Кривая круговых точек – геометрическое место круговых точек на движущейся плоской фигуре.
166. Кривая центров – геометрическое место центральных точек относительно неподвижной системы отсчета.
167. Кривая центров кривизны – геометрическое место центров кривизны траекторий точек, лежащих на кубической кривой стационарной кривизны.
168. Кривошип – звено рычажного механизма, которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси.
169. Кривошипно-коромысловый механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят кривошип и коромысло.
170. Кривошипно-ползунный механизм – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и ползун.
171. Критический коэффициент демпфирования – значение коэффициента демпфирования, при превышении которого механическая система перестает быть колебательной.
172. Критический коэффициент сопротивления – значение коэффициента сопротивления, при превышении которого механическая система перестает быть колебательной.
173. Критический коэффициент расход пневмопривода – максимальное значение массового расхода газа.
174. Критическое демпфирование – мера вязкого демпфирования, соответствующая граничному условию между колебательным и неколебателъным затуханием свободного движения.
175. Круговая точка – точка плоской фигуры, движущаяся в своей плоскости, которая в четырех положениях плоской фигуры лежит на фиксированной окружности.
176. Крутильные колебания – колебания, при которых происходит кручение элемента механизма.
177. Кубическая кривая стационарной кривизны – геометрическое место точек плоской фигуры, движущейся в собственной плоскости, для которых кривизна траектории имеет стационарное значение в данный момент времени (максимальное или минимальное).
178. Кулачковая пара – кинематическая пара, состоящая из кулачка и толкателя.
179. Кулачковый вал – вал, на котором закреплены кулачки.
180. Кулачковый механизм – механизм, содержащий по крайней мере один кулачок.
181. Кулачок – звено, сопрягаемый элемент которого выполнен в виде криволинейной поверхности.
182. Кулачок постоянного диаметра – радиальный кулачок постоянного диаметра, предназначенный для работы с вилкообразным толкателем.
183. Кулиса – звено рычажного механизма, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару.
184. Кулисный механизм – рычажный механизм, в состав которого входит кулиса.
185. Линия действия силы – прямая, вдоль которой направлен вектор, изображающий данную силу.
186. Линия зацепления – траектория общей точки контакта зубьев при ее движении относительно неподвижного звена зубчатой передачи, которая при линейном контакте определяется в ее главном сечении.
187. Лишняя степень свободы – степень подвижности, не влияющая на характер движения механизма в целом.
188. Логарифмический декремент – натуральный логарифм отношения двух любых последовательных одинакового знака максимальных амплитуд при затухании одночастотных колебаний.
189. Логический механизм – логический элемент, состоящий только из твердых тел.
190. Логический такт – промежуток времени, в течение которого не меняется состояние ни одного из логических элементов.
191. Логический элемент – устройство для выполнения логических операций.
192. Малышева формула – структурная формула пространственного механизма.
193. Мальтийский механизм – механизм, включающий кривошип, палец которого прерывисто сцепляется с пазом на выходном звене.
194. Манипулятор – устройство в виде незамкнутой кинематической цепи, предназначенное для перемещения выходного звена (исполнительного органа) из одной точки пространства в другую.
195. Массовый расход пневмопривода – количество газа при истечении его из емкости или при движении его по трубопроводу.
196. Масштаб – величина, обратная масштабному коэффициенту.
197. Масштабный коэффициент – отношение численного значения физической величины в свойственных ей единицах к длине отрезка (мм), изображающего эту величину (на схеме, графике и т. п.)
198. Маховик – ротор, предназначенный для обеспечения заданного коэффициента неравномерности движения или накопления кинетической энергии
199. Машина – устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации.
200. Машина-автомат – машина, в которой преобразование энергии, материалов и информации выполняется по заданной программе, без участия человека
201. Мгновенная винтовая ось – геометрическое место точек звена, скорость которых параллельна угловой скорости в данный момент времени
202. Мгновенный выстой – состояние механизма, при котором одна или несколько точек звена имеют нулевые скорость и ускорение за бесконечно малый промежуток времени.
203. Мгновенный заменяющий механизм – эквивалентный механизм, заменяющий другой механизм за бесконечно малый промежуток времени.
204. Мгновенный коэффициент полезного действия механизма – взятое с обратным знаком отношение мощности внешних сил на ведомом звене к мощности внешних сил на ведущем звене, определяемые из условий статического равновесия механизма с учетом сил трения в кинематических парах.
205. Мгновенный центр скоростей – точка звена, скорость которой относительно системы отсчета в данный момент времени равна нулю.
206. Мгновенный центр ускорений – точка звена, ускорение которой в данный момент времени равно нулю.
207. Межосевое расстояние – расстояние между осями зубчатых колес передачи по межосевой линии.
208. Механизм – система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел и (или) сил, действующих на них, в требуемые движения других тел и (или) сил.
209. Механизм с выстоями – механизм, в котором выходное звено совершает движение с периодическими выстоями.
210. Механические колебания – движение механической системы, при котором хотя бы одна обобщенная координата и (или) обобщенная скорость поочередно возрастает и убывает во времени.
211. Модификация профиля головки зуба (фланкирование) – изменение формы головки зуба с монотонным увеличением несоответствия профиля зуба теоретическому на участке от заданной точки до вершины.
212. Модификация профиля ножки зуба (протуберанец) – изменение формы ножки зуба с монотонным увеличением несоответствия профиля зуба теоретическому на участке от заданной точки до основания зуба.
213. Модуль зубьев – отношение окружного шага к числу π.
214. Мощность – производная работы по времени.
215. Мощность силы – скалярное произведение силы и скорости точки ее приложения.
216. Надкритический режим расхода пневмопривода – режим истечения газа в пневмоприводе, не зависящий от давлений.
217. Направляющая – звено поступательной пары, имеющее большую протяженность сопрягаемого элемента по сравнению с длиной сопрягаемого элемента другого звена.
218. Направляющий механизм – механизм, в котором точка звена воспроизводит заданную траекторию.
219. Нарастающие колебания – механические колебания с увеличивающимися во времени значениями размаха обобщенной координаты или ее производной во времени.
220. Насосная установка – установка, состоящая из объемного гидронасоса и переливного клапана.
221. Начальное звено – звено, которому приписывается одна или несколько обобщенных координат механизма.
222. Незамкнутая кинематическая цепь – кинематическая цепь, в которой имеется хотя бы одно твердое тело, входящее только в одну кинематическую пару.
223. Нелинейная упругая связь – связь между массами динамической модели с нелинейной характеристикой упругости.
224. Неподвижная центроида – геометрическое место мгновенных центров скоростей, описываемое на любой из двух плоских фигур в их относительном плоском движении.
225. Неподвижный аксоид – аксоид, описываемый в неподвижной системе отсчета
226. Неустойчивая часть характеристики электродвигателя – участок характеристики электродвигателя, на котором при увеличении момента внешних сил и соответствующем уменьшении скорости ротора движущий момент также уменьшается и двигатель останавливается.
227. Низшая пара – сопряжение, элементом которого является поверхность.
228. Нормальная окружность Бресса – геометрическое место точек плоской фигуры, движущейся в собственной плоскости, имеющих нулевые касательные ускорения в данный момент времени.
229. Обобщенная координата механизма – каждая из независимых между собой координат, определяющих положение всех звеньев механизма относительно стойки.
230. Обобщенная сила – скалярная величина, равная отношению суммы возможных работ сил, приложенных к механизму при изменении только данной обобщенной координаты к вариации этой координаты.
231. Обобщенная скорость – первая производная от обобщенной координаты по времени.
232. Обращенный механизм – механизм, который получается из исходного механизма путем выбора в качестве стойки другого звена кинематической цепи.
233. Объемный гидродвигатель – гидродвигатель, в котором преобразование механической энергии жидкости происходит при периодическом изменении рабочих полостей гидроцилиндра.
234. Объемный гидронасос – гидронасос, в котором создание напр