№ урока п.п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды деятельности | Домашнее задание |
Биология – наука о живой природе. | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Выделяют биологические науки, называют живые объекты и их процессы; характеризуют биосферу как живую оболочку планеты; показывают границы биосферы. | П.1, рабочая тетрадь, сообщение об ученом-биологе | |||
Методы изучения биологии. Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Формулируют правила техники безопасности в кабинете биологии, называют лабораторные приборы и объясняют их назначение. | П.2, рабочая тетрадь, паспорт домашнего животного | |||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Характеризуют признаки представителей различных царств; объясняют значение процесса размножения в природе; составляют элементарные пищевые цепи. | П.3, рабочая тетрадь, сообщение о флоре и фауне материка | |||
Среда обитания организмов. | Называют среды обитания живых организмов и дают им характеристику; различают представителей различных сред; сравнивают особенности строения организмов, обитающих в различных средах; объясняют причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания. | П.4, рабочая тетрадь, сообщение о природной зоне | |||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | . | Определяют понятие «экологические факторы»; различают биотические, абиотические и антропогенные факторы; характеризуют влияние экологических факторов на организмы; приводят доказательства взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы; приводят примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. | П.5, рабочая тетрадь, принести блокнот к экскурсии | ||
Экскурсия «Фенологические наблюдения. Осенние явления в жизни растений». Инструктаж по технике безопасности | Ведут дневник фенологических изменений. Определяют понятие «фенология»; объясняют значение биологии для развития различных областей народного хозяйства. | Подготовка к к/р№1. Сообщение о перелетной птице России. | |||
Контрольно-обобщающий урок. | Работают с тестовыми заданиями. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Дают определения понятиям темы. | Подготовка к словарному диктанту. Принести томат для пр/р | |||
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 Лабораторная работа №2 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, знают устройство микроскопа. Объясняют значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывают устройство увеличительных приборов; определяют увеличение микроскопа; формулируют правила работы с микроскопом; называют последовательность действий при работе с ним | П.6, рабочая тетрадь, переписать порядок работы с микроскопом | |||
Строение клетки. Лабораторная работа №3 Лабораторная работа №4 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Дают определения понятию «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; описывают особенности строения растительной клетки. Готовят микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | П.7, рабочая тетрадь, нарисовать строение растительной клетки | |||
Химический состав клетки. | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке | П.8, рабочая тетрадь, сделать таблицу по веществам и их функциям | |||
Процессы жизнедеятельности клеток. Лабораторная работа №5 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Наблюдают при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывают процесс взаимодействия между соседними клетками Объясняют значение хромосом; характеризуют процесс деления клетки. | П.9, рабочая тетрадь, схема митоза в тетради | |||
Ткани. | . | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Определяют различные растительные ткани на микропрепаратах, рисунках, таблицах; описывают особенности строения каждого типа растительной ткани; объясняют значение каждого типа растительной ткани; устанавливают взаимосвязь между особенностями строения ткани и функциями, которые они выполняют | П.10, рабочая тетрадь, сделать таблицу по тканям в тетради. Подготовка к к/р№2 | ||
Контрольно-обобщающий урок. | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Дают определения понятиям темы. Работают с тестовыми заданиями. | Подготовка к словарному диктанту | |||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | . | Описывают особенности строения бактериальной клетки; различают формы бактериальных клеток и называют их; объясняют причины широкого распространения бактерий; характеризуют процессы питания, размножения и спорообразования у бактерий; сравнивают способы питания бактерий; объясняют значение спорообразования | П.11, рабочая тетрадь, самостоятельно вырастить сенную палочку | ||
Роль бактерий в природе и жизни человека. | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека; формулируют правила, помогающие избежать заражения болезнетворными бактериями | П.12, рабочая тетрадь, сообщение о бактериальном заболевании | |||
Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Описывают процессы питания и размножения грибов; различают одноклеточные и многоклеточные грибы; приводят примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека. | П.13, рабочая тетрадь, сообщение о необычном грибе | |||
Шляпочные грибы. Лабораторная работа №6 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Описывают особенности строения шляпочного гриба; различают на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объясняют значение спорообразования у грибов; сравнивают споры бактерий и споры грибов; объясняют значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями; формулируют правила сбора грибов, описывать процесс выращивания шляпочных грибов. | П.14, рабочая тетрадь, сообщение о грибах-двойниках | |||
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 Лабораторная работа №8 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; различают мукор, пеницилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивают культуру мукора и дрожжей; объясняют значение мукора, пеницилла и дрожжей в природе. | П.15, рабочая тетрадь, сообщение о плесневом или дрожжевом грибе | |||
Грибы – паразиты. | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека, приводят примеры паразитических грибов; определяют по внешним признакам растения вид заразившего его гриба | П.16, рабочая тетрадь, сообщение о грибе-трутовике. Подготовка к к/р№3 | |||
Контрольно-обобщающий урок. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе дополнительной литературы). Дают определения понятиям темы. Работают с тестовыми заданиями. | Подготовка к словарному диктанту | |||
Разнообразие, распространение, значение растений. | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Раскрывают роль растений в природе и жизни человека. | П.17, рабочая тетрадь, сообщение о комнатном растении | |||
Водоросли. Лабораторная работа №9 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. Объясняют роль водорослей в биосфере. | П.18, рабочая тетрадь, сообщение о водоросли | |||
Лишайники. | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности лишайников; выделяют у лишайников признаки растений и признаки грибов. Описывают места обитания лишайников; объясняют значение лишайников. | П.19, рабочая тетрадь, сообщение о лишайнике | |||
Мхи. Лабораторная работа №10 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Находят представителей мхов на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов. Объясняют значение воды для размножения споровых растений; объясняют значение спор в жизни высших споровых растений. | П.20, рабочая тетрадь, сообщение о мхе | |||
Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа №11 Лабораторная работа №12 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют их роль в природе и жизни человека. Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности высших споровых растений; объясняют их функции; объяснять значение воды для размножения споровых растений; объясняют значение спор в жизни высших споровых. | П.21, рабочая тетрадь, сообщение о плауне, хвоще или папоротнике | |||
Голосеменные растения. Лабораторная работа №13 Инструктаж по технике безопасности и охране труда | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека Характеризуют особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объясняют механизм образования семени у голосеменных растений; приводият доказательства преимущества семенного размножения перед споровым. | П.22, рабочая тетрадь, сообщение о голосеменном растении | |||
Покрытосеменные, или Цветковые растения | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека Характеризуют особенности строения цветковых как высших семенных растений; различают однолетние, двулетние и многолетние растения. | П.23, рабочая тетрадь, сообщение интересное цветковое растение | |||
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Описывают методы изучения древних растений; приводят доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции; описывают строение первых наземных растений; характеризуют условия, в которых они появились; приводят доказательства преимущества семенных растений перед споровыми. | П.24, рабочая тетрадь, сообщение древнее растение. Подготовка к к/р №4 | |||
Контрольно-обобщающий урок. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Дают определения понятиям. Работают с тестовыми заданиями. | Подготовка к словарному диктанту. Доклад и презентация на любую тему по изученному материалу | |||
Урок систематизации знаний за курс 5 класса. | Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оформляют в виде исследовательской работы. | Задание на лето: сделать гербарий. Список литературы по ботанике |