Работа с устаревшими словами.




ПРИЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит

извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д. Ушинский

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

● различать свой личный опыт и реальность текста;

● отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

● перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

● работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

● собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

● переформулировать вопрос и сообщения текста;

● использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

● выражать свои мысли письменно.

Приемы работы для формирования читательской грамотности.

Приём «Инсерт».

Этот приём позволяет ученику контролировать свое понимание прочитанного текста. Дети знакомятся с маркировочными знаками, а далее по мере чтения ставят их на полях распечатанного текста для отдельных абзацев или предложений.

Пометки могут быть разными:

-Знаком «плюс» отмечается в тексте уже известная ученику информация.

-Знаком «минус» отмечается новая, неизвестная информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он был не знаком с ней раньше.

-Знаком «восклицательный знак» отмечается то, что удивило ребенка.

-Знаком «вопрос» отмечается то, что вызвало затруднение, и ребенок хочет узнать подробнее.

Этот приём требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

2. Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

Работа с устаревшими словами.

Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки. Прием заставляет не пропускать данные слова, а акцентирует на них внимание.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

1) О чем рассказывает данный текст?

2) Каких тем касается автор?

3) Какому вопросу автор уделяет большее внимание?

4) Зачем автор написал текст?

5) Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: