Функционирование конкурентных рынков: спрос и предложение




 

1. Рынок: сущность и функции.

2.Закон с проса.

3. Закон предложения.

4. Рыночное равновесие.

5. Эластичность спроса и предложения.

 

Рынок: сущность и функции. «Научите попугая говорить «спрос и предложение» - и перед вами экономист!». В этой шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги – спрос и предложение – способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом. Важнейшей целью этой главы является уяснение природы рынков и процесса формирования цен и объемов производства.

Рынок – это институт, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг; это форма организации и функционирования общественного производства, основанная на экономической свободе, конкуренции, частной собственности, свободном ценообразовании, спонтанном порядке.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

По объектам структура рынка может быть представлена следующим образом: потребительский рынок, рынок факторов производства, денежный рынок, рынок информации, рынок инноваций, рынок недвижимости, рынок ценных бумаг.

По общественному разделению труда различают: местный (локальный) рынок, региональный, национальный, мировой.

По уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный.

По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся.

По степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный.

По соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный («черный», «серый»).

Закон с проса. Спрос - это потребность обеспеченная деньгами. Этот термин, а точнее, его полный вариант – «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Выводы Томаса Роберта Мальтуса позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеет только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров». Закон спроса выражает количественную взаимосвязь между спросом и ценой:

D=f(p)

В обычной ситуации Д и Р находятся в обратной зависимости, а кривая Д имеет отрицательный наклон.

Закон спроса не действует в трех случаях:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством помещения денег (золота, драгоценности, антиквариат);

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к повышению спроса на него).

Цена выступает главным фактором спроса. Однако существуют и другие причины изменяющие спрос. Это неценовые факторы – совокупность факторов кроме цены на рассматриваемый товар. Под воздействием неценовых факторов кривая спроса изменяет свое положение в пространстве и сдвигается на новую позицию вправо или влево.

 

Различают следующие основные неценовые факторы спроса:

1) реклама;

2) денежные доходы населения. Рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров при всех возможных ценах на них. Товары бывают высшей категории (нормальные товары) и низшей. Товары, спрос на которые растет при росте доходов, называется товарами высшей категории или нормальными товарами. Особая разновидность нормальных товаров – товары «демонстративного потребления». Так называют товары, которые люди покупают, чтобы продемонстрировать окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Рост доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, красная и черная икра, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, картофель, ношенная одежда;

3) численность и структура населения (например, бум рождаемости после Второй мировой войны повысил спрос на пеленки, старение населения, рост числа пенсионеров увеличивает спрос на лекарства и медицинское обслуживание);

4) потребительские ожидания (неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидание более высоких цен на кофе в будущем и тем самым повышает и текущий спрос на кофе);

5) мода, вкусы, традиции и предпочтения (физическое здоровье становится модным, а это повышает спрос на спортивную обувь);

6) экономисты различают два типа взаимозависимости товаров: а) взаимозаменяемость товаров (товары–субституты) и б) взаимодополняемость товаров (товары-комплементы). Взаимозаменяемость – это свойство товаров удовлетворять потребности за счет друг друга (чай - кофе, маргарин – масло, розы – гвоздики). Взаимодополняемость – это свойство товаров удовлетворять потребность лишь в комплексе друг с другом (стол и стул; ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления).

Когда два товара взаимозаменяемы между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

 

Когда цена на масло Одновременно кривая спроса

растет - потребители на маргарин сдвигается вправо.

покупают его в меньшем

количестве.

Когда два товара являются взаимодополняющими между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, падение цены на бензин повышает спрос на моторное масло, так как увеличивается пробег автомобилей.

       
 
Цена на бензин падает
 
В результате увеличивается пробег автомобилей и повышается спрос на моторное масло. Кривая Д на моторное масло сдвигается вправо.
 


 

 

«Изменение в спросе» не следует путать с «изменением величины спроса». На языке экономистов понятие «спрос» выражается в виде кривой, а поэтому «изменение в спросе» должно означать, что вся кривая изменила свое положение. В противоположность этому, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую на кривой спроса. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

 

Закон предложения. Предложение – это совокупность товаров, предложенных к продаже. Закон предложения выражает количественную взаимосвязь между предложением и ценой:

S = f (p)

Предложение и цена находятся в прямой зависимости, а кривая S имеет положительный наклон.

 

Цена выступает важнейшим фактором S. Однако кривая S находится под влиянием многих неценовых факторов. Под воздействием неценовых факторов кривая S перемещается в пространстве на новую позицию вправо или влево:

 

Различают следующие основные неценовые факторы предложения:

1. Сокращение цен на ресурсы и факторы производства, что ведет к сокращению издержек на единицу продукции и обуславливает смещение кривой S в пространстве.

2) Передовые, прогрессивные технологии обеспечивающие сокращение издержек на единицу продукции.

3) Налоги и субсидии (государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства).

4) Ожидания производителей. Так, например, фермеры могут задержать продажу урожая текущего года, ожидая роста цены на нее в будущем.

5) Предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными. Их применение способно сократить издержки производства и увеличить производство продукции.

6) Количество продавцов: выход на рынок новых фирм способно увеличить S вне зависимости от цен.

7) Природные катастрофы и социальные конфликты, разрушая экономику, сокращают производство и предложение товаров и услуг на рынке.

Различие категорий «изменение в предложении» и «изменение величины предложения» такое же, как различие между категориями «изменение в спросе» и «изменение величины спроса». Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения вправо или влево. Изменение величины предложения означает передвижение по кривой предложения под воздействием изменения цены на данный товар.

 

Рыночное равновесие. В результате взаимодействия Д и S устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые Д и S.

где: E – точка равновесия;

– равновесная цена;

– равновесный объем производства.

 

Рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, когда Д=S. Любое отклонение от такого состояния, когда Д S или S>Д приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия и устранить дефицит или перепроизводство.

> – перепроизводство;

< – дефицит.

Равновесие на локальном рынке характеризует насколько эффективно распределяются и используются ресурсы для удовлетворения тех или иных потребностей.

Эластичность спроса и предложения. Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется способ выражения измерения в процентах. Понятие «эластичность» ввел в оборот А.Маршалл, его идеи были развиты Дж.Р.Хиксом, П.Самуэльсоном и др.

Эластичность спроса по цене – это способность спроса изменяться в определенных границах под влиянием изменения цены. Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:

где: DQ – процентное изменение спроса.

Dр – процентное изменение цены.

Различают 5 основных форм эластичности спроса по цене:

1) эластичный спрос, когда ;

2) неэластичный спрос, когда ;

3) спрос с единичной эластичностью, когда ;

4) совершенно неэластичный спрос, когда ;

5) совершенно эластичный спрос, когда .

Эластичным является спрос на предметы роскоши или товары, имеющие заменители. Неэластичным является спрос на предметы первой необходимости, не имеющие заменителей. Спрос вероятнее всего будет неэластичным в следующих случаях: товар не имеет заменителей; покупатели не сразу замечают рост цен; покупатели проявляют консерватизм (патриотизм); покупатели считают, что рост цен оправдан высоким качеством.

По данным статистики США коэффициенты эластичности на отдельные товары равны: картофель – 0,3; сахар – 0,3; сигареты – 0,5; одежда – 0,6; пиво – 1; мебель – 1,2; автомобили – 2,1.

О том, эластичен или не эластичен спрос на товар по цене, можно судить по показателю общей выручки. Если спрос эластичен, то падение цены ведет к росту дохода фирмы, при повышении цены выручка падает. Если спрос неэластичен, то падение цены ведет к падению дохода фирмы, а при росте цены выручка растет. Если спрос имеет единичную эластичность, то изменение цены не приводит изменению выручки.

Эластичность предложения по цене – это способность предложения изменяться под влиянием изменения цены. Интенсивность этих изменений различна и измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене:

где: DQ – процентное изменение S.

Dр – процентное изменение p.

Различают 5 вариантов ценовой эластичности предложения:

1) эластичное предложение, когда ;

2) неэластичное предложение, когда ;

3) предложение с единичной эластичностью, когда ;

4) совершенно неэластичное предложение, когда ;

5) совершенно эластичное предложение, когда .

 

 

Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения – количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения, поскольку реакция производителей на рост цены продукта зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства данного продукта за счет сокращения производства других продуктов. Перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, можно выделить несколько периодов.

В кратчайший период производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, т.к. фермер может предложить лишь столько, сколько привез, как бы высока ни была цена.

В краткосрочный период производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предлагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим периодом.

В долговременный период фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена, потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы.

Согласно закону предложения, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

 

Выводы

1. Важнейшими категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение.

2. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратная зависимость.

3. Закон предложения в условиях рынка предполагает прямую зависимость между ценой и объектом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов выпускать большее количество продукции, чем по низкой.

4. Рынок сводит продавцов и покупателей, равновесная цена устанавливается в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают.

5. Изучение спроса на производимую продукцию является важнейшей задачей фирмы в рыночных условиях. Одним из важнейших показателей является его эластичность. Измерение эластичности спроса (по цене, доходам потребителей и другим показателям) позволяет правильно выбрать стратегию фирмы на рынке. Коэффициенты эластичности спроса и предложения создают для фирмы возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: