Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.




Оно расположено в юго-восточной части шельфа Печорского моря в 55 км к северу от пос. Варандей, в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (р. Печора) и в 980 км от Мурманска. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м, срок его разработки – 36 лет.

В настоящее время разработка Приразломного месторождения - первый российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведется со стационарной платформы – морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Сегодня «Приразломную» можно с полным основанием считать настоящим символом успеха России в освоении самого северного региона планеты.

Район, в котором расположено месторождение, характеризуется сложными природно-климатическими условиями: ледяной покров окружает платформу в течение 7 месяцев с ноября по май, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться до - 50 °С, а полярная ночь длится почти два месяца.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года. В апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic Oil). Команду на отгрузку дал президент России Владимир Путин. По итогам 2014 года потребителям Северо-западной Европы было отгружено более 300 тыс. тонн нефти.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Все скважины на МЛСП «Приразломная» бурятся методом наклонно-направленного бурения, их протяженность составляет от 4 до 8 тыс. метров. При этом общая перспективная длина скважин Приразломного месторождения превысит 200 км.

 

 


 

 

Схема разработки месторождения

 

«Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

Ветер и отрицательные температуры в районе добычи преобладают 40% времени года, количество штормов достигает 22-х в год при средней продолжительности шторма 9,5 суток, устойчивый ледяной покров держится 7 месяцев в году с ноября по май. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе, рассчитана на максимальные ледовые нагрузки и способна выдержать удар волны высотой в 10 м.

«Приразломная» - новый промышленный объект (ее активное строительство началось в 2008 году), она оснащена всем необходимым для безопасного функционирования оборудованием. От волновых и ледовых воздействий платформу защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки – оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Строение кессона и бермы

МЛСП «Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса». Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. В свою очередь, собранные дренажной системой и очищенные масло- и нефтесодержащая вода, загрязненные дождевая вода и снег будут закачиваться обратно в пласт на большую глубину, что считается в мировой практике наиболее безопасным способом утилизации отходов

На МЛСП «Приразломная» используется автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ). Дистанционно и в автоматическом режиме АСУБ управляет процессами добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, процессами производства и распределения электроэнергии. Также АСУБ осуществляет контроль пожарогазовой обстановки, аварийную остановку оборудования и технологических процессов.

Система безопасности

На платформе имеются все необходимые системы, обеспечивающие безопасные условия выполнения производственных процессов, а также средства спасения работающих на платформе людей. Системы эвакуации и спасения персонала на платформе включают в себя эвакуационные коридоры с аварийным освещением и огнестойкостью стен 120 минут, временное убежище для персонала на мезонинной палубе, эвакуационные мосты и системы СЭС-2Д с рукавами и спасательными плотами, индивидуальные средства спасения (спасательные жилеты, круги, гидротермокостюмы), спасательные шлюпки танкерного типа для спуска на открытую водную поверхность.

Системы эвакуации и спасения персонала

 

Ход проектирования и строительства МЛСП «Приразломная» можно разделить на четыре основные этапа:

· Буксировка платформы из г. Северодвинска в г. Мурманск;

· Достройка и балластировка бетоном платформы на акватории Кольского залива (г. Мурманск);

· Буксировка платформы из г. Мурманска на месторождение;

· Установка платформы на месторождении, бурение первых скважин.

18 ноября 2010 г. завершился первый этап строительства платформы: было выполнено заводское изготовление платформы на ОАО «ПО «Севмаш», на МЛСП был установлен жилой модуль, а также выполнены подготовительные работы для буксировки платформы на достройку в г. Мурманск.

В период с 18 по 27 ноября 2010 г. закончен второй этап — буксировка платформы из г. Северодвинска к месту достройки опорного основания (кессона) — в г. Мурманск. В транспортировке платформы в составе буксировочного ордера принимали участие семь судов.

На протяжении девяти месяцев в Мурманске на территории филиала ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» велась достройка платформы. Была завершена балластировка платформы бетоном: в течение почти полутора месяцев в ёмкости платформы было залито около 54 тыс. кубометров бетона, проводились основные строительно-монтажные работы и испытания систем и механизмов для установки платформы на месторождение.

С 18 по 26 августа 2011 года продолжался четвертый этап — операция по буксировке МЛСП «Приразломная» из Мурманска к месту постоянного базирования на одноименное нефтяное месторождение в Печорском море. Транспортировку платформы обеспечивали многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов» и транспортно-буксирные суда «Кигориак», «Нептун» и «Иимс». Буксировка платформы до месторождения заняла ровно неделю. Протяженность маршрута — около 1200 км.

Пятым, завершающим этапом стала установка платформы на точке в Печорском море. Для защиты грунта от размыва и предотвращения смещения платформы с точки бурения вокруг нее была создана защитная насыпь из камня (каменная берма). Высота бермы по гребню составила 2,5 м, ширина — 25 м.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: