Критерии (классификация) | Теоретический состав критериев | Согласованное заключение экспертов по предложенным критериям |
Новизна (общий) | Новизна проектной идеи заключается как в создании абсолютно нового, неизвестного до настоящего времени продукта, так и в совершенствовании существующей образовательной ситуации | Проектирование учебной книги характеризуется относительной новизной, т.к. в процессе этой деятельности происходит усовершенствование, рационализация, видоизменение и модернизация, а также конструктивное соединение ранее известных элементов учебной книги, которые в таком виде прежде не применялись, что предполагает получение новых свойств учебной книги. Например, компонент «ожидаемые результаты», содержащий учебно-профессиональные задачи с разными контекстами придает учебнику компетентностный характер |
Масштабность (общий) | Масштабность инновационного проекта отражает уровень и значимость предполагаемого проекта, которые могут носить как локальный характер, осуществляясь на местном уровне и имея, соответственно, ценность на этом уровне, так и более широкий характер, предполагающий изменение в образовательной практике на региональном, межрегиональном и даже федеральном уровнях | Учебная книга будет иметь значимость на местном уровне, т.к. носит локальный характер и имеет ценность на этом уровне: в виде учебного пособия применяется в общепрофессиональной подготовке студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов на кафедре химии |
Системность (общий) | Системность инновационного проекта определяет фрагментарный или системный характер проекта, означающий рассмотрение как содержания образования, так и сценария отдельного занятия, разработку и представление как образовательных технологий, так и отдельных педагогических действий и т.п. | Проектирование учебной книги имеет системный характер, т. к. рассматривается содержание нескольких дисциплин на разных факультетах |
Эффективность (общий) | Эффективность инновационного проекта позволяет понять изменения, которые произошли в связи с введением данного инновационного проекта в образовательную практику: кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации, улучшение или существенное обогащение образовательной теории и практики | В процессе применения в образовательной практике учебных книг наблюдается улучшение и существенное обогащение образовательной теории и практики |
Траслируемость (общий) | Транслируемость проектной идеи говорит о возможности трансляции и тиражирования представленной инновации | По транслируемости учебной книги, характеризующейся возможностью ее тиражирования, эксперты дали высокую оценку, т.к. применяется на нескольких факультетах |
Полнота структуры инновационного проекта (специальный) | Полнота структуры инновационного проекта, которая в проекте представлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией инновационного проекта, включающего проектную идею, постановку целей, формулировку задач | По этому критерию эксперты сделали следующий вывод: структура учебной книги характеризуется полнотой, т.к. представлены анализ тенденций развития высшего профессионального образования, концепция современной учебной книги, включающей модульную структуру и особым образом построенное содержание |
Степень проработанности (специальный) | Степень проработанности и согласованности структурных элементов проекта | Концепция, цели, задачи, анализ ситуации, проблемы, которые необходимо решить рассмотрены во взаимосвязи |
Реалистичность (частный) | Реалистичность инновационного проекта, которая предполагает соответствие идей, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам | Учебная книга имеет право на существование, т.к. соответствует идее, целям и задачам реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам |
Реализуемость (частный) | Реализуемость инновационного проекта, заключающаяся в наличии, вовлеченности и согласованности действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации | Определены круг лиц, вовлеченных в инновационную проектную деятельность и их функциональное место, чем и обеспечивается их включенность в реализацию идеи |
Для характеристики учебной книги на экспериментальном этапе было предложено описание ее качеств в виде соответствий составу общих (новизна, масштабность, системность, транслируемость), специальных (полнота структуры, степень проработанности и согласованности структурных элементов) и частных (реалистичность, реализуемость) критериев, описанных выше, в форме экспертного заключения, выполненного экспертной группой.
|
|
Исследователи приводят следующие результаты теоретического анализа проблемы инновационных процессов в образовании:
|
– процесс создания, разработки и внедрения инновации нацелен на качественные изменения системы, обеспечение ее эффективности;
– инновационные процессы в образовании позволяют эффективно решать поставленные задачи, отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества;
– включение преподавателя в инновационные процессы обеспечивает становление его позиции как субъекта профессиональной деятельности, а сами инновационные процессы являются источником профессионального роста преподавателя при определенных условиях. Преподаватель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества. Инновации приводят к преобразованиям в профессиональной деятельности, которые начинаются с принятия человеком требований, поставленных перед ним условиями жизни и современным обществом, с создания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в нем самом.
Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования. Анализ практики организации проектирования педагогических систем подтверждает предположение о том, что проектирование есть акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Этот процесс способствует формированию команды с согласованными ранее целями, задачами и направлениями деятельности, что впоследствии будет способствовать преодолению негативного отношения к проектной деятельности, неаргументированной критике, а в некоторых случаях и отказу в работе. Как показывает практика, привлечение к проектированию тех, кому предстоит стать участником реализации проекта, еще на самых ранних стадиях и этапах работы над проектом необходимо с целью разрушения старых стереотипов, старых идеалов и построения новой системы и новых идеалов.
Рецензенты:
Чуркина Н.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Омск;
Петрусевич А.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Мендубаева З.А. ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНОЙ КНИГИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-20. – С. 4509-4515;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38103 (дата обращения: 05.04.2019).