Домашняя работа. На занятии мы узнаем




24.05

Домашняя работа

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Сведения из биографии Н. А. Некрасова. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов

Цель занятия:

· проанализировать основные события жизни Н. А. Некрасова и их влияние на творчество писателя, рассмотреть основные темы в лирике поэта.

Задачи:

· выявить основные темы в творчестве Н. А. Некрасова;

· понять позицию ведущих журналов того периода;

· составить портрет лирического героя;

· выявить гражданскую позицию автора и проследить, как она отразилась в творчестве поэта.

 

На занятии мы узнаем

· об особенностях стиля Н. А. Некрасова;

· как тема народа раскрыта в творчестве Н. А. Некрасова;

Мы научимся

· объяснять, как факты биографии поэта повлияли на его мировоззрение;

· соотносить лирические произведения с биографией поэта;

Мы сможем

· охарактеризовать деятельность Некрасова в журналах «Современник» и «Отечественные записки»;

· определить гражданскую позицию писателя.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова;

2. Особенности новаторства поэта;

3. Содержание и проблематика лирики.

4. Обзор тематических направлений лирики Некрасова

5. Особенности лирического героя

6. Содержание и проблематика лирики.

 

Глоссарий по теме

Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает

Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме

Жанр — определенный вид литературного произведения

Картина мира — сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни

Литературный журнал — периодическое издание, посвящённое литературной критике, в котором публикуются произведения художественной литературы.

Либерализм — течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Революционная демократия — течение, предполагающее создание социально справедливого общества через революцию.

Социализм — доктрина, полагающая идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Литературный критик М. Ф. Де-Пуле считал, что Некрасов «смешал задачи лирического поэта и публициста — и не был ни тем, ни другим». А на похоронах поэта Ф. М. Достоевский поставил имя Некрасова после Пушкина и Лермонтова, что возмутило некоторых присутствующих: «Он выше их».

По воспоминаниям И. И. Панаева, русского писателя и литературного критика, однажды Некрасов прочитал Белинскому одно из своих стихотворений («В дороге»). Критик был так впечатлён, что, обняв поэта, произнёс: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?»

Проблемные вопросы:

Что же так поразило Белинского в лирике Некрасова?

В чём особенность некрасовского слога?

Какое же место занимает Некрасов в русской литературе?

Николай Алексеевич Некрасов родом из города Немирова Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец был разорившимся помещиком, семья страдала от тирании и произвола. Союз родителей был неудачным. Мать поэта покорно выносила тяготы брака, и это не мешало ей с заботой и душевной щедростью относиться к детям, о чём поэт упоминал в своём творчестве.

Детство Некрасова проходит на Волге. Ранние впечатления о жизни омрачены бесчеловечным крепостническим режимом, введённым отцом в родовом имении.

«В неведомой глуши,

в деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей...»

В период с 1832 по 1837 год будущий поэт проходит обучение в Ярославской гимназии. Он увлечён литературой, театром и сочинительством. В 1838 году отец отправляет его в Дворянский полк в Петербурге. Но в пути Николай принимает решение отступиться от воли родителя и поступить в университет, за что впоследствии семья лишает его материальной поддержки. Из-за отсутствия денег Некрасов становится вольнослушателем на филологическом факультете с 1839 по 1841 годы, зарабатывая на еду недорогими уроками и небольшой литературной работой.

В 40-х годах Некрасов занимается написанием фельетонов, критических статей, водевилей, а также издаёт ряд сборников, в которых печатаются Достоевский, Тургенев, Григорович.

Некрасов вместе со своим единомышленником И.И.Панаевым выкупает журнал «Современник», прекративший свое существование после смерти Пушкина, и в течение короткого промежутка времени превращает этот журнал в трибуну общественно-литературного движения XIX века. Издание собирает вокруг себя лучших писателей и критиков того времени, лучшие литературные силы, которые выражают ненависть к крепостному праву и которые объединены той самой идеей служения народу. Они по-разному понимают это служение: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Д.В. Григорович и др. Тем не менее, они объединились в период с 1847 по 1866 год для общего дела, которое сформулировано в некрасовском поэтическом сборнике точнее всего:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Это призыв, который звучит как молитвенное заклинание, связанное со слепой, религиозной, мистической верой в то, что народ сможет вырастить в своей массе семена, посеянные этими господами.

Многие из своих стихотворений Некрасов публикует на страницах журнала «Современник», которым он управляет вместе с Панаевым. Журнал был вершиной литературной эпохи и главным достижением литературной деятельности Некрасова и его единомышленников в середине XIX века.

Именно в журнале «Современник» Некрасов достиг вершины, и эта вершина открывает весь смысл того, что мы теперь называем общественным движением середины XIX века. Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Говоря о Некрасове, мы вспоминаем такие строчки, как, например:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. («Поэт и гражданин»)

Эта формула определяла суть того движения, в центре которого оказался Некрасов.

Именно в журнале «Современник» в 1856 году, в тот момент, когда поползли слухи о готовящейся земельной реформе, было опубликовано стихотворение «Поэт и гражданин». Одновременно это стихотворение открывало новую книгу Некрасова. Публикация в журнале «Современник», который в то время возглавлял Н.Г. Чернышевский, привела к цензурному скандалу. Цензурное ведомство восприняло эти строчки как подрывные, призывающие к бунту. С точки зрения современного читателя, в этих строчках нет ничего крамольного, но тем не менее, именно они привели к ожесточению цензуры, а позже и к закрытию журнала, к репрессиям людей, издававших этот журнал.

Некрасов показывает себя блестящим литературным критиком и публицистом: его очерк «Русские второстепенные поэты» открывает читателю творчество Тютчева.

В 1855 году в условиях общего подъёма, пришедшего после разгрома России в Крымской войне и кончины Николая I, Николай Алексеевич начинает готовить к печати сборник стихотворений. После этой книги он становится самым популярным поэтом своего времени. В книгу входит составившая так называемый «панаевский цикл» интимная лирика, посвящённая А. Я. Панаевой, гражданской жене поэта.

Вторая половина 50-x — начало 60-x годов — время расцвета поэтического таланта писателя. Произведения той поры наполнены мыслями о судьбе русского народа. В 1859 году выходит знаменитое стихотворение «Песня Ерёмушке», которое подхватывает передовая молодежь. Оно становится едва ли не самым популярным произведением великого поэта.
За реформой 1861 года следует спад общественного воодушевления. Заточение Чернышевского в Петропавловскую крепость и смерть Добролюбова приводят к тому, что журнал «Современник» остаётся без главных сотрудников. После вмешательства цензуры в 1862 году выпуск издания приостановлен. Некрасов уезжает в родные края. Следующий год он пишет поэму «Мороз, Красный нос» о трагической доле крестьянской семьи после потери главы семейства.

Некрасов пытается спасти журнал «Современник» и идёт на рискованный поступок — обращается к мадригалу Муравьеву, который осуществляет политику репрессий. Друзья и коллеги обвиняют поэта в отступничестве от прежних идеалов.

Издательская деятельность возобновляется в 1868 году, в уже арендованном журнале «Отечественные записки» взамен закрытого «Современника». Некрасов объединяет вокруг издания Салтыкова-Щедрина, Oстpoвcкoгo, Успенского, Плещеева и других выдающихся литераторов
В 1865 году выходит первая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Поэт работает над ней последние пятнадцать лет своей жизни с перерывами. Хотя поэма остаётся в незавершённом виде, она даёт важный толчок к размышлению: «Народ освобождён, но счастлив ли нapoд?».

В начале 70-x гoдов, во время нового общественного подъёма, связанного с народническим движением, Николай Алексеевич интересуется исторической тематикой и создаёт поэмы «Дедушка», «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Поэт воспевает не только подвиг русских женщин, но и прославляет героизм декабристов. В русской литературе за полвека после восстания на Сенатской площади поэмы Некрасова становятся первым обращением к этой теме.

Проблема служения настоящего гражданина обществу волновала поэта на протяжении всего творческого пути. Мысль о посвящении себя общему делу воплотилась в стихотворении «Пророк» 1874 года.

Творческая деятельность писателя завершается сборником «Последние песни», которому уже неизлечимо больной Некрасов придаёт большое значение. В него входят лирические стихотворения, поэма «Современники» и отрывки из поэмы «Мать». Многие темы и мотивы этой работы связаны с предыдущим творчеством, но прослеживается желание автора рассказать о себе, о своей жизни, его прощание переходит в идеи жертвенного служения «великим целям вeкa». По причине празднования пасхальной недели книга не могла вовремя пройти цензуру. Не дожидаясь разрешения, Некрасов объявляет о выходе «Последних песен» через газету «Голос» 26 марта 1877 года.

8 января 1878 года Николай Алексеевич Некрасов умирает. Он работает до последнего дня. Похороны поэта вызывают большой общественный резонанс. Несмотря на сильный мороз, за гробом идут тысячи людей.

«Да не плачь украдкой! Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим, как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.
Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!»

На пути к вершине литературы у Н.А.Некрасова было много трудностей как жизненных, так и творческих. Превозмогая лишения и голод вовремя нищего Петербургского периода, тяжелая критика первых работ, влияние мнений новых знакомых на формирование своего мировоззрения, любовные терзания к чужой жене, борьба с цензурой и многое другое, что выпало поэту в жизни, он складывал свой путь сквозь жизнь к литературе. И эти препятствия не помешали Некрасову стать одним из трех титанов русской поэзии XIX века. Будучи литературным потомком пушкинской и лермонтовской школ, Некрасов достигает новые вершины в истории русской поэзии, становится своеобразным новатором на литературном поприще. Его творчество вызывает споры из-за нестандартного выбора форм и наполнения традиционных форм новым содержанием или непривычными мотивами.

Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу; в истории русской поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлака и т. д.

Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

Некрасов был тончайшим лириком, который перелистнул страницу прошлого и написал новую главу в русской поэзии. Жизнь народа стала источником поэзии поэта, противоборствующие силы добра и зла, героическое в обыденном и будничное в возвышенном, а прозаичное в поэтическом, то, что не может быть рядом, в его творчестве является единством. Все это обусловливает особенности лирического героя, его нравственный выбор. Лирический герой как будто реален, он говорит живым голосом, сожалеет о своей жизни, о своих ошибках, но все это звучит наравне с порицанием зла, пониманием вины, искренним сожалением.

Литературный опыт Некрасова содержит различные темы в своей основе:

¾ тема нелегкой жизни простого трудового народа,

¾ тема изобличения различных угнетателей этого народа,

¾ тема народных заступников, защитников человека, идеал общественного деятеля,

¾ тема нелёгкой судьбы русской женщины,

¾ тема родины,

¾ темы любви,

¾ тема природы,

¾ тема предназначения поэта и поэзии.

Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги все они в центре внимания поэта. Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды».

Его поэзия это не только драматизм эпохи, вопросы жизни кризисной поры исторического развития России (канун отмены и отмена крепостного права), но и драма души поэта, трагедия его чувств, состояний, обостренно реагирующих на чужую боль и на собственные страдания. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

В дороге

– «Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи –
Буду, братец, за всё благодарен».

– Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать –
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородной
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), –
Да, знать, счастья ей Бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал Богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятёк –
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно, –
Воротил он её на село –
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка – крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло – да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровой…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! –
Не утешишь её и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревёт как шальная…
Погубили её господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно ба́рченка, каждый день чешет,
Бить не бьет – бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит Бог, не томил
Я её безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

– «Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.

Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают, становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом, отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.

Стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.

 

Родина

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,

И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного крепостным правом, показывая резкий контраст между жизнью помещиков и крестьян. Одним из таких обличительных произведений является стихотворение «Родина», написанное в 1847 году, когда Некрасов уже был достаточно известным поэтом и публицистом, а также вполне состоявшимся и зрелым человеком. В этом произведении автор обращается к своим детским воспоминаниям, навеянным поездкой в родовое имение Грешнево Ярославской губернии.

Следует отметить, что детство поэта прошло под знаком вечной тирании отца, отставного поручика. В семье Некрасовых было 13 детей, и, по воспоминаниям поэта, царил казарменный порядок. Мать Некрасова, польская красавица Александра Закревская, вышла замуж по любви без родительского благословения и очень скоро разочаровалась неравным союзом, так как ее избранник оказался человеком неуравновешенным и жестоким. В подобной атмосфере нетерпимости и вырос Николай Некрасов, с детских лет наблюдая над тем, как отец издевается не только над крепостными крестьянами, но и над домочадцами. Поэтому родина у поэта ассоциируется с мрачным и угрюмым домом, темным садом и постоянным ощущением несправедливости. При этом автор отмечает, что «научился терпеть и ненавидеть», а также впервые примерил на себе обличие помещика, стыдясь этого в душе и не имея сил изменить домашний уклад жизни.

Мать свою поэт вспоминает как очень умную, гордую и образованную женщину, которая, тем не менее, всю свою жизнь вынуждена была сносить унижения со стороны мужа-тирана. При всех своих достоинствах Александра Закревская никогда не помышляла о том, чтобы восстать против собственного супруга. Поэтому « все, что вынести в тебе достало сил, предсмертный шепот твой губителю простил», – пишет поэт, обращаясь к матери.

Из стихотворения «Родина» становится ясно, что отец поэта не только свел в могилу свою законную супругу. Такая же участь постигла и многочисленных любовниц помещика Некрасова. Поэтому в холодном большом доме единственной отрадой будущего поэта была няня, к которой он убегал в самые трудные моменты своей жизни. Но даже ее доброту Некрасов называет «бессмысленной и вредной», так как она отравляла существование автора сильнее, чем царившая вокруг ненависть. Поэтому поэт отмечает, что в его юности «отрадного душе воспоминанья нет ». И годы, проведенные в отчем доме, вызывают у него чувство злости. Поэт убежден, что этот период жизни стал для него проклятьем, и «всему начало здесь, в краю моем родном».

Именно поэтому картина разрушающегося родового гнезда, которое автор посетил спустя много лет, вызвала у Некрасова чувство отрады. Поэт словно бы хороним вместе со старым домом, вырубленной рощей и опустевшими полями свое безрадостное прошлое, которое ассоциируется у автора с болью, горечью и осознанием того, что он на своей родине почти так же бесправен, как и крепостные крестьяне. Это чувство вполне оправдано, так как юношей поэт был вынужден бежать из дома в Санкт-Петербург, провожаемый проклятьями отца, который грозился лишить его наследства. В итоге в родовом поместье из многочисленных наследников никто так и не захотел жить. Объясняя этот феномен, поэт отмечает, что в доме ему до сих пор чудится «глухой и вечный гул подавленных страданий».

Еду ли ночью по улице темной…

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки,
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок…
Бедная, слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли с помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебе назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут!..

 

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (ABAB), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;

2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;

3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;

4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины и безразличного общества. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».

2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.

3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.

2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: