е) Из исторической песни о Кузьме Минине и князе Пожарском




День народного единства.

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф. И. Тютчев

 

День народного единства – российский государственный праздник. С 2005 года отмечается 4 ноября. Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.

4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью. «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть». Эти слова принадлежат Патриарху Всея Руси Алексию II.

 

Историческая справка.

 

a) Смутное время.

Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года. Это были нелёгкие для Российского государства 30 лет. Время, когда на русском престоле воцарился первый царь из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Первые годы 17 столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод и, как следствие, народные недовольства, восстания. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло 120 тысяч человек. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей. Во всём обвинили царя Бориса Годунова, который пришёл к власти после смерти Ивана Грозного. Бояре считали его незаконным царём, не из Рюриковичей.

Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – Дмитрия. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

Пришедшие с Лжедмитрием поляки держали себя в Москве заносчиво. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыва возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши. Заговор по свержению Лжедмитрия возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царём.

В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец расположился в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в 20-ти русских городах, но, как и первого самозванца, его постигла трагическая участь: он был убит.

Разгневанные поражением русских войск под Тушином, бояре и дворяне под угрозой смерти потребовали от Василия Шуйского, чтобы он отрёкся от престола. Против собственной воли Шуйский был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а времена с 1610- по 1613 годы окрестили «Междуцарствием». Эти действия и послужили сигналом к объединению Россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Фёдором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III.

В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за дом Пресвятой Богородицы» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года в нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал, привезённую из Троицкого монастыря, грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. На лобное место быстро поднялся «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин и обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков.

Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде. А в конце октября уже все кремлёвские ворота были открыты настежь.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царём 16-летнего Михаила Романова (сына Митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственный деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября дня благодарности Пресвятой богородице за её помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошёл как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса) – один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).

На первой картине изображено, как граждане нижнего Новгорода несут своё имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.

Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Князь Пожарский изображён сидящим, он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. Минин – правой рукой показывает на Кремль, у него облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя превозмочь недуги и выйти на битву. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).

 

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. 23 ноября 2004 года на рассмотрение думы был внесён законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: введение нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – Валерий Богомолов, Олег Еремеев и Владимир Жириновский.

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

 

б) Кузьма Минин (?—1616 г.)

 

Посадский человек Кузьма Минин, торговец мясом и рыбой из Нижне­го Новгорода, был особенно уважаем рядовыми гражданами своей округи за честность и «мудрый смысл». Достоверные биографические сведения о нем относятся к началу сентября 1611 г., когда по призыву патриарха Гермогена избранный земским старостой Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов, хозяйни­чавших в ту пору на русской земле. Кузьма Минин подал своим согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Человек воле­вой и энергичный, он сумел собрать на цели ополчения весьма значительные средства. Военным вождем ополчения по совету Кузьмы Минина был выбран князь Д. М. Пожарский.

Помимо организационно-хозяйственных функций Кузьма Минин в эту пору занимался также и дипломатической деятельностью, вел переговоры о единстве действий с руководителями казачества и южнорусского дворянства.

В начале весны 1612 г. нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским выступило по направлению к верховьям Волги, к Ярославлю. Балахна, Юрьевен, Кинешма — ополчения этих городов одно за другим при­соединились к нижегородскому, казна его пополнялась, войско укреплялось, патриотический подъем нарастал. Летом того же года ополченцы завязали бои с основными силами интервентов. Патриотизм, всесторонне про­думанная организация сил ополчения, создание в Ярославле переходного правительства — «Совета всей земли», в которое вошли и бояре, и служивые люди, и представители простого народа, - все это способствовало тому, что к концу октября 1612 г. силами ополчения Москва была полностью освобож­дена. В боях за Москву Мининым были проявлены высокие качества воен­ного организатора и личная храбрость. В 1613 г. с присвоением чина думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы, где, впрочем действовал недолго, т.к. три года спустя умер. Похоронили его в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.

 

в) Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642 гг.)

 

Один из руководителей освободительной борьбы русского народа про­тив польских и шведских интервентов в начале XVII в., князь Д. М. Пожар­ский происходил из рода князей Стародубских. При дворе Бориса Годунова он служил стольником, затем поддерживал Василия Шуйского. В 1609 г. ли­квидировал шайки разбойников в районе Москвы, годом позже был назначен воеводой в Зарайске, где организовывал сопротивление польским интервен­там. Серьезно раненный в боях с поляками в 1611 г. в Москве, он был вывезен оттуда в Троице-Сергиев монастырь, после чего удалился для лечения в свою родовую вотчину в Суздальском уезде. Именно туда к Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завер­шающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда со­вместил всю верховную власть России. Весной и летом 1612 г. ополчение из Нижнего Новгорода двинулось к Ярославлю, завершив свою миссию ожесто­ченными сражениями в Москве, особенно в районе Кремля и Китай-города. К 26 октября 1612 г. столица стала свободной.

С освобождением Москвы народным ополчением, возглавляемым По­жарским и Мининым, были созданы условия для полного восстановления в стране государственной власти; эта акция послужила могучим стимулом к развертыванию массового народного «освободительного движения против польских интервентов. Сам Пожарский в 1613 г. получает чин боярина. В дальнейшем, после освобождения Москвы, Пожарский отходит как бы на второй план, руководя отдельными действиями против польских под­разделений и поддерживавших их казачьих отрядов. В 1614 г. Пожарский временно оставляет службу по болезни, но в 1619г. вновь принимает участие в боях против войск претендующего на русский престол польского короле­вича Владислава. С 1619 г. князь Пожарский ведает Ямским, а в 1624—1628 гг.— Разбойным приказами, в 1636—1637 гг. он — воевода в Нижнем Нов­городе, в 1638— в Переяславле-Рязанском. Во время русско-польской войны 1632—1634 гг. за возвращение Смоленска Пожарский назначается воеводой армии прикрытия, сформированной в районе Можайска. Похоронен Д. М. Пожарский в Суздале.

 

г) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Первый скульптурный памятник Москвы - памятник гражданину Ниж­него Новгорода Кузьме Миничу Минину (? - 1616) и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому (1578 - 1642) был сооружен в честь этих русских патриотов, возглавивших борьбу патриотических сил России против польско-литовской и шведской интервенции в 1612г. Средства на памятник (150 тыс. руб.) были собраны по всенародной подписки.

Перед сооружением памятника был объявлен конкурс, в котором уча­ствовали многие видные скульптуры начала XIX в. Победителем был при­знан Иван Петрович Мартос (1754 - 1835), который создавал памятник с 1804 по 1818гг.

Основная тема монумента - встреча двух руководителей ополчения, в которой К.Минин вручает меч князю Д. Пожарскому и призывает его к борьбе против интервентов.

И.Мартос, отдавая дань классицизму, придает своим персонажам чер­ты античных героев. Но в одеянии К. Минина больше от рубахи и портов русского крестьянина, чем от одежды гражданина Древней Греции.

На обеих сторонах постамента помещены бронзовые барельефы. На одном показаны русские воины, изгоняющие иноземных захватчиков, на другом - сбор средств для формирования народного ополчения.

Среди персонажей этого барельефа усилиями скульптура С. Гальберга изображен сам И. Мартос в образе крестьянина, отдающего в ополчение лвух сыновей (три последние фигуры слева).

В этом сюжете - перекличка двух событий отечественной истории: один из сыновей скульптура, Алексей, принимал участие в Отечественной войне 1812 г.; другой, Никита, находившийся в качестве пансионера Акаде­мии художеств во Франции, был арестован, когда началась война, и погиб.

Первоначальное местоположение памятника - центр Красной площади, напротив Сенатской башни, лицевой стороной к Кремлю. Тем самым при­зывный жест К.Минина к князю Д. Пожарскому, как бы показывающему ему на Кремль, приобретал особый смысл.

В 1930-х гг. проводилась реконструкция Красной площади, и памятник был передвинут к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он стоит и ныне.

 

д) Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве

Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией матери, с которой связывалось избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.

Со временем храм стал одной из важнейших московских церквей. Он неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв.

В 1936 г. храм снесли. В 1990-1993 гг. храм был восстановлен на сред­ства мэрии Москвы и пожертвований граждан. Это восстановление стало возможным благодаря обмерам, которые были сделаны архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. Храм был освящен 4 ноября 1993 г. в 381 годовщину освобождения Москвы от интервентов

 

е) Из исторической песни о Кузьме Минине и князе Пожарском

Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов Нижегородских купцов;

Собравши их, он речь им взговорил:

«Ох, вы гой еси товарищи, Нижегородские купцы!

Оставляйте вы свои дома,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро,

Накупите себе вострых кольев,

Вострых кольев, булатных ножей,

Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,

Пойдем-ка вы сражаться

За матушку, за родную землю,

За родную землю, за славный город Москву; <...>

Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,

Молодые ратнички Нижегородские купцы,

Выбрали себе удалового молодца,

Удалого молодца воеводушку,

Из славного княжеского роду -

Князя Дмитрия по прозванию Пожарского.

Уж повел их славный князь Пожарский

За славный Москву-город сражатися...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: