*СТАРЫЙ ЛЕБЕДЬ, А-СА-ОО-МАН-СА-YE (Ac ko mok ki, Ak ko mock ki, A’kow-muk-ai, также известный как ПЕРЬЯ), вождь черноногих; умер в 1859 или 1860 году.
В течение последних лет 18-го и первой половине 19-го века было, по крайней мере, три лидера племени черноногих, которые носили имя Старый Лебедь. Индейцы блад, пиеганы и черноногие объединялись в Конфедерацию Блэкфут, которая оккупировала западные прерии с севера на юг от реки Норт-Саскачеван до реки Миссури.
В 1795 году Дункан Макгиливрей - клерк Северо-Западной Компании из Форта Джордж (около современного Линдберга, Альберта), отмечает, что Старый Лебедь(Old Swan - самый ранний известный лидер с таким именем), когда-то был величайшим вождём черноногих и «уважаем и почитаем всеми соседними племенами. А его намерения по отношению к белым людям всегда честные и прямые». Из-за своего преклонного возраста Старый Лебедь отказался от власти в пользу БОЛЬШОГО БЕЛОГО (Gros Blanc) – «человек, безграничного честолюбия и жестокости» - в соответствии с высказыванием Макгилливрея. Старый Лебедь умер в январе 1795 года, и к концу века вождём стал его сын ПЕРЬЯ, который взял имя своего отца.
По темпераменту, ВТОРОЙ Старый Лебедь был похож на своего отца и люди смотрели на него благосклонно, как на эффективного лидера и миротворца. В 1801, 1802 году, он нарисовал карты для топографа из Хадсон Бей Компани - Питера Фидлера, в Честерфилд Хаусе на реке Южный Саскачеван, где сам был постоянным посетителем. Эти карты, носящие его имя, указывают географические области, известные тогда черноногим, а информация указанная в них сыграла важную роль в разработке Аарона Эрроурута в 1802 карты Северной Америки, используемой Meривезером Льюисом и Уильямом Кларком, в их разведке вверх по Миссури 1804 года. Старый Лебедь был уважаем торговцами, как друг белых людей, и отмечался в качестве миротворца в отношениях своего племени с гро-вантрами, северными арапахо, кри и ассинибойнами. В 1814 году он был застрелен индейцем племени блад, во время ссоры, вспыхнувшей между черноногими и кайна, как правило, двумя дружественными племенами.
|
В течение некоторого времени после трагедии, руководство в общине определялось, как «группа Старых Перьев», вероятно, что это был сын или племянник. Известный также, как Перья, он был описан Компанией Гудзонова Залива (КГЗ) в журнале Честерфилд Хаус в 1822году - «Вождь черноногих - сильно привязанный к белым» и на ряду со всеми его предшественниками, заработал репутацию миротворца. Когда Перья посетил весной 1828 года Эдмонтон Хаус (Эдмонтон), он заявил, что соплеменники переживают из-за его болезни, но он всё-таки пришёл, чтобы заключить мирный договор с кри. Через какое-то время после 1828годаПерья взял имя Старый Лебедь и с тех пор был известен под этим именем.
В 1854 году во время пьяной ссоры между черноногими и кайна в Роки Маунтин Хаус(Aльберта) он предотвратил кровопролитие, отправив холодным решением обе фракции обратно в свои лагеря, а затем заставил торговцев собственноручно уничтожить запасы спиртного. Генри Джон Moберли, (КГЗ) ученик клерка в Rocky Mountain House в то время описал его как «Черноногий с большим авторитетом, в возрасте, но все еще активный», а в благодарность за вмешательства вождь подарил ему одну из своих лучших лошадей – «Не то чтобы это что-то значило для Старого Лебедя» - замечает он - «у него было три сотни своих».
|
В начале 1850-х годов руководство племенем черноногих разделялось между тремя вождями. Самым влиятельным из них был ТРЕТИЙ Старый Лебедь, чья личность происходила из группы известной как «Плохие Ружья», состоявшей примерно из 400 человек.
Два других руководителя - Нато'сапи(СТАРОЕ СОЛНЦЕ), лидер группы «Много Знахарей» и Но-окстатос (ТРИ СОЛНЦА), лидер группы «Кусающиеся».
В 1858 году доктор Джеймс Гектор из экспедиции под руководством Джона Паллисера, обозначил Старого Лебедя в качестве одного из главных вождей народа черноногих в Британской Северной Америке. Старый Лебедь видимо высоко оценил Паллисера, называя своим внуком, который в июле 1859 года принял приглашение вождя посетить стойбище на реке Красного Оленя (Aльберта). «Это был очень большой лагерь» - говорит Паллисер – «даже для нас, кто видел так много индейских стойбищ. Мы нашли, что черноногих здесь насчитывается около 400 палаток». Когда на следующий день группа Паллисера покидала лагерь, Старый Лебедь и отряд его воинов сопровождали их возвращение, обеспечивая безопасность экспедиции.
Вскоре после визита Паллисера, Старый Лебедь умер, либо в конце 1859 года или вначале 1860-го, а его имя по закону взял человек по имени Omukaiee (Big Swan) БОЛЬШОЙ ЛЕБЕДЬ. Принимая во внимание, что Старый Лебедь был другом торговцев, его преемник их презирал. Уильям Фрэнсис Батлер описал его как «человека колоссальных размеров, свирепого нрава, хитрого и коварного». Большой Лебедь, умер от туберкулеза в 1872 году, и руководство народом перешло к двум вождям из других групп - Нато'сапи – СТАРОЕ СОЛНЦЕ (сын вождя Нато'сапи) и БОЛЬШАЯ ВОРОНЬЯ НОГА (Isapo-muxika).
|
https://www.biographi.ca/en/bio/a_ca_oo_mah_ca_ye_8E.html
«Настоящие черноногие (сиксика) насчитывают сто палаток (1864). Это самые наглые и беспардонные индейцы, которых я встречал. По информации из весьма достоверного источника я могу заявить полную численность всего племени в триста пятьдесят палаток(350); они живут полностью на британской территории и никогда не приходят в этом направлении, кроме как для торговли, получать свои пособия, или совершать какие-нибудь грабежи, например: разграблять караваны эмигрантов, воровать лошадей, или сражаться с другими племенами, а затем уходят с добычей обратно в свою северную вотчину, бросая вызов преследователям.
Они возмущались, потому что их ежегодные выплаты были очень малы, а при уходе повторно продемонстрировали своё недовольство, убив и оставив в прерии в четырех милях отсюда, быка и корову, которые спокойно паслись, когда они проходили мимо. Я рассматриваю это племя как одно из наихудших в пределах или вблизи агентства, и по истечении в следующем году договора, рекомендую, чтобы их будущие пособия выдаваемые порохом и пулями из расчёта шесть фунтов,…выплачивались британской короной, чьими представителями они, несомненно, являются».