6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Финансы и кредит”.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки экономиста по специальности “Финансы и кредит” на основе настоящего Государственного стандарта.
Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности; наименование специализаций утверждается и регистрируется в Учебно-методическом объединении (по представлению учебно-методического совета соответствующей специальности).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова “по отраслям” или “по видам”, специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5 %;
|
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться по желанию студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специальности; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и должно содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;
|
- реализовывать основную образовательную программу подготовки экономиста по специальности “Финансы и кредит” в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение по сокращенной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых является для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
- Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 50 %. Доля штатных преподавателей должна быть не менее 50%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
|
- Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по дисциплинам специализации, включая как обязательный компонент выполнение практических заданий на персональных компьютерах. Обязательным требованием также являются создание необходимой информационной базы, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста, и обеспечение доступа студента к различным сетевым источникам информации, включая “Интернет”.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для выполнения учебного плана подготовки специалиста, рекомендованной в программах в качестве обязательной, в целом должна соответствовать нормативу – 0,5 ед. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать требованиям современности. В учебном процессе должны использоваться материалы профессионально-ориентированных журналов и других периодических изданий.
При реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста следует руководствоваться перечнем основной учебной и научной литературы, рекомендуемым УМО.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Производственные практики в период обучения должны организовываться с целью более углубленного изучения отдельных дисциплин специальности и специализации на предприятиях производственной и финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных организациях и структурах, а также в компаниях и фирмах различных форм собственности.
Производственная преддипломная практика студента является обязательным компонентом учебного плана. Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение. Производственная преддипломная практика организуется с таким расчетом, чтобы студент получил возможность использовать опыт, накопленный при ее прохождении, при подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы. Если студент совмещает учебу в вузе с работой в одной из сфер народного хозяйства, вуз имеет право разрешить прохождение преддипломной производственной практики по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специализации, по которой он проходит обучение в вузе.
Прохождение практики должно осуществляться в соответствии с учебным планом и утвержденной вузом программой практики и завершаться составлением отчета о практике и его защитой.