1. Установление консультативного контакта. С самого начала
совместной работы перед психологом стоит задача установления
контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и
поддержки. Иногда для этого требуется несколько встреч.
Установлению контакта с клиентом помогает краткое определение целей и задач консультирования.
Цель работы может быть с самого начала озвучена самим клиентом, например: «Я здесь для того, чтобы улучшить отношения с женой, хотел бы об этом поговорить». Если клиент впервые пришел к психологу и испытывает
сложности, затруднения, не знает, с чего начать беседу, психолог
может сам предложить ее структуру: «Обычно сначала я выслушиваю человека и пытаюсь понять его взгляд на предмет разговора, а затем мы вместе ищем решение. Подходит ли Вам такой вариант работы?».
Способ установления контакта, его глубина зависит от личностных особенностей клиента и психолога. Последнему важно с
первой встречи быть наблюдательным. Клиент будет больше доверять психологу, если тот учтет его индивидуальную манеру реагирования.
Установление контакта может быть как очень быстрым, так и
очень медленным.
Чтобы с самого начала скорректировать ожидания от консультирования, можно задать клиенту вопрос: «Как Вы представляете
наше сотрудничество?»; «Как, на Ваш взгляд, я могу Вам по-
мочь?»; «Чего Вы ожидаете от меня?» Если ожидания нереалистичны, психолог помогает клиенту понять, чем может быть полезен психолог, как его можно использовать для достижения своих
целей.
На этапе установления консультативного контакта решаются
следующие задачи:
S создание у клиента ощущения доверия к психологу;
S прояснение (уточнение) характера последующей работы;
|
S прояснение (уточнение) характера ожидаемой и возможной
помощи от психолога.
2. Мультимодальное определение проблемы. На данном этапе
перед психологом стоят следующие задачи:
S стимулировать клиента на подробный рассказ о ситуации,
которая привела его к психологу;
S выслушать изложение проблемы клиентом;
S помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения;
S прийти с клиентом к пониманию того, в чем состоит его
проблема.
Этот этап позволяет психологу выявить, как сам клиент видит
проблему, ее источники. Обычно в начале работы психолог имеет
дело с жалобой клиента на кого-то (или что-то) во внешнем мире.
Психолог должен дать понять клиенту, что он не может изменить
маму, начальника, общество в целом. То, что он действительно
может — это помочь клиенту лучше понять себя, свой вклад в
проблему, и изменить себя, систему своих отношений с окружающим миром. Таким образом, психологу необходимо переструктурировать, перевести жалобу в конкретную проблему, сложность, затруднение, которая будет описана на языке Я-высказываний клиента.
Реальной проблемой клиента достаточно часто является совсем не та, которую он осознает и с которой обращается к психологу.
Чтобы не пропустить важные факты, психологу не стоит принимать «на веру» первоначальное толкование проблемы самим клиентом (самодиагноз клиента). Нужно максимально подробно расспросить клиента о проблеме, выявить все ее аспекты: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, социокультуральные. Если клиент немногословен, психологу помогают вопросы, позволяющие выявить основные модальности относительно данной проблемы: «Что Вы чувствуете, рассказывая мне о..?»;
|
«Как Вы относитесь к тому, что..?»; «Что Вы сами думаете о..?»;
«Как окружающие относятся к..?»
На этом этапе психолог выдвигает предварительные консультативные гипотезы о причинах затруднений клиента.
Иногда клиент рассказывает сразу о нескольких проблемах.
Перед психологом возникает вопрос: с какой из проблем начинать
работать? Безусловно, не стоит пытаться решить все проблемы
одновременно и сразу. На данном этапе достаточно определения
одной проблемы. Остальные должны быть «проговорены», «обозначены» с тем, чтобы работать с ними в дальнейшем. При предъявлении клиентом нескольких проблем психолог может:
а) перечислить все упоминавшиеся проблемы и выяснить у
клиента, какая из них является наиболее важной. Например: «Вы
говорили о трудностях на работе, о ссоре с подругой, о проблемах
в школе у сына. С чем бы Вы хотели поработать сегодня?»;
б) работать с той проблемой, которая при предъявлении показалась наиболее «энергетизированной» (клиент, рассказывая о
ней, был сильно эмоционально вовлечен; уделил проблеме больше
всего внимания). Всегда стоит спросить у клиента, хочет (готов)
ли он поработать с данной проблемой. Иногда о самой «наболев
шей» теме клиент готов говорить лишь тогда, когда будет доверять психологу, и первая встреча может быть своеобразным тестированием психолога со стороны клиента.
Данный этап завершен, когда психолог и клиент приходят к
взаимопониманию относительно изложенной проблемы. Напри-
|
мер, в конце этапа психолог подводит резюме: «Ваша проблема,
насколько я понимаю, состоит в том, что...», и излагает свой
взгляд на проблему, а клиент соглашается с психологом.
3. Желаемые изменения. С четким определением проблемы у
психолога появляется соблазн тотчас приняться за ее решение.
Однако он не может двигаться с клиентом в сторону решения,
пока не прояснен запрос клиента. Иногда последний сам рассказывает психологу о желаемых изменениях данной ситуации.
Однако зачастую психологу необходимо расспросить клиента.
При этом можно задать следующие вопросы:
«Что Вы хотите изменить?»; «Какие изменения данной ситуации позволят говорить о том, что проблема решена?»
Представления психолога относительно идеального выхода,
решения проблемы могут не совпадать с мнением клиента, поэтому необходимо спросить об этом у него самого. Определение желаемого изменения может быть конкретным или носить общий
характер. Важно, чтобы направление дальнейшей работы стало
ясным.
Вопросы, задаваемые клиенту, часто меняют направление
консультативного процесса. Иногда требуется узнать недостающие факты или переосмыслить определение проблемы, что предполагает возвращение на вторую стадию с целью полного сбора информации.
желаемые изменения, а потом выделить проблему. Иногда четкое определение желаемых изменений делает более ясной обозначенную
на предыдущем этапе проблему.
4. Альтернативные пути решения проблемы. Обязательным
этапом консультирования является поиск вариантов решения
проблемы. Каждое терапевтическое направление работает по-раз-
ному на этом этапе: интерпретирует, стимулирует клиента искать
решение, проводит экспериментальную апробацию новых форм
поведения и др.
Сложность данного этапа в том, что решение, иногда «очевидное» для окружающих, невозможно или затруднено для клиента.
Неопытные психологи склонны сразу предлагать клиенту тот или
иной готовый выход, давать советы. Но, для того чтобы психолог
не спроецировал свой личный опыт и переживания на историю
клиента, им обоим необходимо попытаться взглянуть на проблему с
разных точек зрения. На этом этапе обычно возникают наибольшие
трудности. Если психолог «рещит» проблему, а клиент будет
чувствовать, что такой вариант ему не подходит, консультирование принесет мало пользы. Необходимо обеспечить процесс
творческого поиска выхода из проблемной ситуации у клиента.
Одним из способов может быть резюмирование психологом
проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.
Пример. Психолог: «Таня, позволь мне обобщить. Ты рассказала
мне о своих проблемах и трудностях... Ты бы хотела так изменить
ситуацию, чтобы... Тебе приходят на ум какие-нибудь способы,
средства, с помощью которых ты могла бы достичь своих целей?»
Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Клиент прежде всего нуждается в том, чтобы его выслушали и вербализовали его ощущения. Как только психолог выявит разницу между тем, что есть, и тем, чего хочет клиент, последний сам начнет предлагать возможные выходы из положения.
Иногда можно поделиться с клиентом оптимальным, с точки
зрения психолога, решением. Но клиент уже слышал много советов. Данный не вовремя, Неверным тоном совет будет отвергнут.
Хорошим выходом здесь может служить самораскрытие психолога.
В обычном диалоге психолог может использовать разные стили
поведения: активно-директивный, нейтральный, поддерживающий и др. На этом этапе после анализа новых идей, мыслей, способов решения проблемы психологу лучше перейти к эмпатическому стилю слушания клиента.
Таким образом, основная задача консультанта на данном этапе —
помочь клиенту выработать возможно больший набор стратегий
поведения.
Цель этапа — помочь клиенту «вернуть» с пути привычных, стереотипных форм поведения к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от клиента, так и от творческого «Я» психолога.
5. Поиск ресурсов. На втором и четвертом этапах клиент говорит о сложностях и затруднениях, поэтому полезно поискать ресурсы, которые помогут ему решить проблему. Ими могут быть:
сильные черты характера клиента; позитивный опыт преодоления сложных ситуаций; ценности клиента, которые позволяют
сохранить изменения жизненной ситуации, и др. При поиске ресурсов у клиента появляется возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами, найти возможность опереться на самого себя. Формулируя возможность использования того или иного ресурса, психолог в центр высказывания ставит клиента, а не другого человека. Например, не очень удачным будет высказывание: «Твой ресурс — мама». Подойдет, например, следующее: «В этой ситуации ты в качестве ресурса можешь
использовать свои отношения с мамой, твое ощущение поддержки от нее». Такой акцент ориентирует клиента не на конкретных людей, а на способы, при помощи которых он может эту поддержку получать.
Неизвестные клиенту резервы, ресурсы его личности иногда
может помочь обнаружить тестирование или другие методики.
6. Экологическая проверка. Известно, что можно проделать
огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке
и сортировке альтернатив, но если решение относительно изменения поведения не принято, усилия психолога могут быть напрасны. Радикальный показатель: изменилось ли что-нибудь в жизни
клиента после вашей работы; стал ли он вести себя по-другому в
результате консультирования?
Клиент часто очень быстро теряет то, что он приобрел на
консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы
конструктивные решения психолога с клиентом не пропали
даром.