Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия




Теоретические аспекты музеефикации

 

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Сам термин «музеефикация» содержит в себе корень «муз», сразу обозначающий, что этот вид деятельности имеет прямое и непосредственное отношение к музею, и его исследованием должно заниматься музееведение. Однако, если рассматривать структуру музееведения как структуру научной дисциплины, предложенную. Странским и введенную в широкий научный оборот в России в 1988 г. после выхода в свет созданного советскими и немецкими исследователями учебника «Музееведение» [1], то нетрудно обнаружить, что музеефикация как самостоятельное направление музейной деятельности и как проблема в музееведении отсутствует. При этом с каждым годом проходит все больше крупных музееведческих конференций, в центре внимания которых находится музеефикация, по проблемам музеефикации ежегодно защищаются диссертации по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», появляются многочисленные научные публикации. Но, главное, музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.

Понятие «музеефикация» впервые было употреблено в 1920-х гг. в трудах Ф.И. Шмита, но утвердилось в профессиональном языке музейных специалистов после организации в СССР первых музеев-заповедников, т.е. с конца 1950-х гг. Однако в 1960-х - 1970-х гг. проблемы музеефикации ставились и обсуждались в основном специалистами по охране и реставрации памятников истории и культуры. Серьезный вклад в изучение вопроса внесли выпуски трудов НИИ культуры «Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры». Процесс становления музееведения как дисциплины при этом шел параллельно, проблематика музеефикации затрагивалась специалистами-музееведами лишь эпизодически.

В то же время процесс музеефикации в музейной практике активизировался, и недостаточное включение музейных специалистов в его осмысление и прогнозирование начало восприниматься как тормозящий фактор. Во 2-й пол. 1970-х и в 1980-х гг. появляется целый ряд публикаций музейных специалистов, посвященных отдельным проблемам музеефикации. Российское музееведение в 1980-х гг. определяло музеефикацию как «направление культурной политики и отрасль музейного дела, сущность которого заключается в превращении недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа», а целью музеефикации объявляло их «сохранение и рациональное использование в системе культурной пропаганды» [2]; одновременно из определения музейной деятельности была по-прежнему исключена область, связанная с недвижимыми объектами, последнее объявлялось направленным на «сохранение, изучение и использование движимой части национального достояния» [3].

Музейная практика 1980-х - 1990-х гг. принесла новые подходы к сохранению и актуализации наследия: в сферу музейных интересов активно включаются целые ансамбли, среда, ландшафты, объекты нематериального наследия. Эти процессы нашли отражение и осмысление в 1990-х - начале 2000-х гг. во многих музееведческих трудах, посвященных отдельным аспектам музеефикации: Э.А. Шулепова - музеефикация культурно-исторического наследия как механизм ретрансляции социокультурного опыта региона, Е.К. Дмитриева - проблемы музеефикации мемориальных объектов, О.Г. Севан - музеи под открытым небом, Н.М. Булатов, А.И. Мартынов, А. Медведь - музеефикация объектов археологии, М.Е. Каулен - музеефикация культовых памятников и объектов нематериального наследия, Н.А. Никитина - музеефикация мемориальных ландшафтов и т.д.). В 1990-х гг. в «Российской музейной энциклопедии» автором этих строк музеефикация определена как «направление музейной деятельности и охраны памятников», а цель ее сформулирована как «максимальное сохранение, выявление историко-культурной, научной, эстетической ценности объектов и их активное включение в современную культуру» [4].

Важное значение для разработки теоретических основ музеефикации имеют исследования, проводимые специалистами в области охраны, реставрации и консервации памятников. В рамках информационно-аксиологического подхода к культурным ландшафтам как объектам наследия, разработанного Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, были сформулированы терминология и типология ландшафтов, принципы идентификации и исследования ландшафтов различного типа, принципы сохранения и использования средовых объектов наследия, основы управления культурными ландшафтами.

Музеефикация является столь же важным направлением музейной деятельности, как и фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. Музей - очень действенное средство освоения среды обитания человеческого сообщества, фактор стабилизации ее качеств, во всем мире он признан как инструмент решения многих важных социальных проблем. Сегодня развитие музеев на местах, в небольших социумах способствовало бы решению проблем социальной адаптации, консолидации общества, снятия напряжений. Для этого необходимы усилия уже существующих музеев, энтузиастов, управленцев, ученых. Один из необходимых шагов - теоретическое осмысление проблемы музеефикации в рамках музееведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: