Руководители кубинской революции пользовались большим авторитетом, большой любовью в массах. Кубинский народ испытывал национальную гордость оттого, что он первым в Америке, да к тому же под носом самой могущественной империалистической державы, совершил подлинную социальную революцию.
Революции делают массы политически сознательными, способными на самопожертвование и героические подвиги. Маркс назвал социальные революции подлинными локомотивами истории. И это действительно так. Одновременно с этим каждая революция имеет и свои особенности, свой, если хотите, собственный национальный колорит. Местные условия, исторический опыт народа, его традиции, психология, степень развития экономики и ее зависимость от иностранного капитала, степень сознательности рабочего класса, степень влияния ее авангарда и многие другие обстоятельства приводят к тому, что какими-то особенностями каждая революция отличается от других. В то же самое время всем революциям социалистического типа присущи общие закономерности: они осуществляются при активном участии трудящихся масс, обобществляют средства производства и землю; меняют старый правительственный аппарат, угнетавший трудящихся, на новый, действующий через трудящихся и в их интересах, претворяют в жизнь социалистические преобразования.
Ленин учил, что каждый народ придет к социализму своим собственным путем, исходя из своего собственного опыта и конкретных исторических условий. Ленин говорил, что опыт Великой Октябрьской социалистической революции имеет всемирно-историческое значение, но в то же самое время он предупреждал против механического копирования этого опыта. Да, по существу, ни одна из подлинно народных революций и не копирует слепо опыта других революций. Каждая революция действует в первую очередь, исходя из своих собственных условий. Это относится как к Великой Октябрьской социалистической революции, так и к кубинской революции, и ко многим другим революциям. Революции как дети одной семьи, у каждого из детей своя индивидуальность, свои особенности, которые отличают его от братьев и сестер. И в то же самое время между ними много общего, много сходного, много родственного — это то, что их роднит и сплачивает в единую семью. [31]
|
В этом сила революций. Если бы революции развивались в каждой стране по одинаковой схеме, капиталистам было бы сравнительно легко с ними бороться. Но история не только мудра, но и хитра: она облекает революцию иногда в такие одежды, что эксплуататорам требуется время, чтобы распознать ее подлинное лицо, а когда они его распознают, то уже не в силах изменить курс событий, революция уже победила, стала необратимым процессом. Бывает и так, что и самой революции необходимо некоторое время, чтобы осознать самое себя, чтобы обрести правильный путь, ведущий к победе, к социализму. Случается, что на каком-то участке мирового революционного процесса революционная практика обгоняет революционную теорию.[32] Примером такой революции можно привести Венесуэлу. Её сильного и волевого лидера Уго Чавеса.
С момента прихода к власти в 1999 г. подполковник Уго Чавес, следуя по пути, намеченному Че Геварой, ведет политику сближения с Кубой. Взлет цен на нефть, растущая нестабильность на Ближнем Востоке, вторжение американских войск в Ирак в 2003 г. - все это позволило президенту Венесуэлы сделать то, что не удалось его историческому предшественнику: сформировать региональный полюс собственными силами, а не быть марионеткой в руках более сильных игроков. С геополитической точки зрения примеров такому феномену не было. Получаемые страной нефтедоллары Чавес использует для начала программы перевооружения.
|
Указом Уго Чавеса в стране с 1 мая минимальная зарплата установлена на уровне 372 долларов в месяц. Приуроченное к празднику трудящихся повышение на 30% заработной платы касается более 5 миллионов рабочих и служащих. На это ежегодно из бюджета страны будет выделяться свыше 2,5 миллиарда долларов.[33] Выступая по национальному телевидению, Уго Чавес напомнил, что, когда страной руководило капиталистическое правительство, повышение зарплаты трудящимся никогда не превышало 2%.
"Они (капиталисты) всегда придерживались тезиса о том, что необходимо заморозить зарплату для борьбы с инфляцией. Мы же боремся с инфляцией не за счет народа и не обрекаем его на голодную смерть", – заявил Чавес. Согласно официальным данным, в 2007 году уровень инфляции в Венесуэле составил 22,5%. Это самый высокий показатель в Латинской Америке после Аргентины, передает РИА.
Боливийское правительство Эво Моралеса является упертым приверженцем "революционной модели Уго Чавеса", в то время как сама Венесуэла выступает главным спонсором и политическим патроном Боливии.[34]
Боливия, Куба, Никарагуа и Венесуэла договорились о создании фонда по оказанию помощи населению этих стран, страдающему от роста цен на продукты питания. Эта программа обойдется четырем латиноамериканским странам в 100 млн. долл., однако ее детали пока не сообщаются, передает Би-би-си.
|
На встрече лидеров указанных государств президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что продовольственный кризис является "самой серьезной демонстрацией исторической несостоятельности капиталистической модели". Венесуэльский лидер призвал своих коллег к созданию сети распределения продовольствия, чтобы "избежать зависимости от посредников и спекулянтов, которые оставляют без продуктов питания миллионы людей».[35]
Эти примеры, взятые из свежих новостей, показывают, что в тех государствах Латинской Америки, где на практике осуществляются идеи и мечты Че Гевары и других руководителей социалистической Кубы, реально заботятся о людях, об укреплении экономической и продовольственной независимости своих стран.
В юности доктор Гевара считал, что врач обязан посвятить себя улучшению условий жизни широких масс, мечтал облегчать страдания народа. Следуя заветам Че, кубинские врачи создали лучшую в мире медицину, производят уникальные лекарства и вакцины. Гуманитарные миссии в 68 странах мира насчитывают 25 тысяч кубинских докторов. [36]
Модель развития Кубы основывается на вложении национального богатства в человеческие ресурсы и в науку с целью создания здоровой экономики на основе системы здравоохранения. Об этом мечтал полвека назад Эрнесто Гевара, за это он воевал.
Как будто ты вместе с нами
Идешь вперед, как и прежде,
Был вождем ты и надеждой,
А теперь ты – наше знамя.
Нет, не смолкнут гитары,
Их звон летит в поднебесье –
Ты будешь жить в нашей песне, Команданте Че Гевара!
Заключение
Эрнесто Че Гевара - возможно, самая парадоксальная личность в истории уходящего столетия. Вот уже больше сорока лет прошло со дня его трагической гибели, но его портрет по - прежнему можно встретить на страницах респектабельных газет, молодежных журналов, на политических листовках, на рекламных постерах, обложках компакт - дисков и даже на футболках. Он и после смерти продолжает оставаться врагом всяческого истеблишмента, ставший символом политической и гражданской революции. Почти всю свою жизнь он посвятил войне. Война сделала его человеком - легендой. Война отняла его жизнь. И книги он писал, конечно, тоже о войне. Благородный фанатик, сентиментальный смельчак, целеустремленный романтик и жестокий альтруист - таким предстает со страниц своей книги человек, сам себя считавший авантюристом, которого один из крупнейших философов века Жан - Поль Сартр назвал самым совершенным человеком двадцатого века.
Коменданте Че не смог разжечь "партизанский очаг" в Боливии, в этой андской стране и перекинуть оттуда пламя революционной войны на всю Южную Америку, о чем мечтал. Он так и не добрался до своей родной Аргентины. Гевара погиб в соседней Боливии, не понятый местными крестьянами-индейцами, которых хотел освободить. Он принес себя в жертву своим убеждениям. Но его несомненные достоинства так же велики, как и его заблуждения, хотя и то, и другое соединилось в его личности в цельном монолите. И пусть коменданте не доказал своей правоты, он оставил нетленный пример бескорыстия и самопожертвования борца, которого вело по жизни обостренное чувство социальной справедливости.
Некоторые люди считают, что Эрнесто Че Гевара просто миф, раскрученный советским правительством, что он вор, который хитроумно проник в высшие органы Кубинского правительства. Они думают, что Че никогда не проливал кровь ради Латиноамериканского народа, ради его свободы и независимости от империалистической сверхдержавы.
Но они ошибаются! Я думаю, что Эрнесто Че Гевара настоящий революционер и «конкистадор свободы». Он не побоялся трудностей появившихся на его пути, он смело встретил противостояние империализма. Он победил! Его мечты и взгляды тесно влились в новую свободную Кубу.
Куба- это символ пришедшего социализма в Латинскую Америку. И ориентируясь на этот символ, на этот маяк, многие страны, униженные империализмом, нашли путь к социализму и свободе. Для многих из них этот путь закончился еще, не начавшись, но Куба своим примером показала им, что ни одна сверхдержава не в силах остановить народ, который, веря в свою силу, стремится к свободе и независимости.
В прочитанных мною книгах и газетах некоторые авторы (А. Шубин) описывают Эрнесто Че Гевару как дьявола, который вырвался на землю с целью уничтожить всё человечество. Другие же (Е.Долматовский, А.А.Сосновский) считают его богом, пришедшим, чтобы спасти общество от угнетения империализма.
Я же считаю, что Эрнесто Че Гевара гуманист, отвергнувший старое общество, поняв, что оно прогнило до основания. Его главной целью было свержение всех империалистических государств. Многие сказали бы, что это ему не удалось, но я думаю, что он сделал это. Своей жизнью он показал нам, что каждый человек способен и должен вершить свою судьбу сам. В каждом человеке есть искра, которой всего лишь надо помочь вспыхнуть и тогда не одна сила ни сможет эту искру погасить.
Список литературы
1. Ильда Гадеа Из воспоминаний.: М., «Детская литература», 1983.
2. Е.Долматовский «Руки Гевары».: М., «Планета», 1974.
3. Фидель Кастро: «Быть таким как Че…»: - Перевод А. Сосновского. М, «Планета»,1983.
4. И.Лаврецкий «Эрнесто Че Гевара».: М., «Молодая гвардия», 1978.
5. Михаэль Леви «Мыслитель-марксист».: Internet, www.alternatively. ru
6.Пабло Неруда «Признаюсь: я жил».: М., «Иностранная литература», 1987.
7. А.А.Сосновский «Всё - даже свою жизнь».: М., «Детская литература», 1983.
8.Уго Чавес «Мы уничтожим Америку». Internet, www travel. ru
9.Эрнесто Че Гевара «Партизанская война».: М., «Иностранная литература», 1961.
10. Эрнесто Че Гевара «Экономические воззрения».: М., «Экономика», 1990.
11. Эрнесто Че Гевара «Боливийский дневник».: М., Приложение к №42 журнала «Новое время» от 18 октября 1968.
12. Александр Шубин «Че Гевара. Вооружённый радикал на фоне народа». Internet, https://history-futur.newmail.ru/VizovXXCheGevara.htm.
13. Хрестоматия по новейшей истории.: М., «Просвещение», 1976
14. Уго Чавес «Мы уничтожим Америку», Internet, www.regnum.news.ru
15. О.Ясинский «Основы партизанской войны». «Дуэль», №27(475) 4.07.06.
16. «Московский комсомолец» от 12.05.2008 г., Internet, www.mk.ru
17. Internet, https://blotter.ru/news
18. Internet, https://www.tiwy.com/
[1] И.Лаврецкий «Эрнесто Че Гевара».: М., «Молодая гвардия», 1978. стр. 13-15
[2] А.А.Сосновский «Всё-даже свою жизнь».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр.108-109
[3] Ильда Гадеа Из воспоминаний.- М., «Детская литература», 1983, стр.1
[4] И.Лаврецкий «Эрнесто Че Гевара».: М., «Молодая гвардия», 1978, стр. 51-52
[5] Ильда Гадеа Из воспоминаний.- М., «Детская литература», 1983, стр.3
[6] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр.54-56
[7] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр.64
[8] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 80
[9] [9] Эрнесто Че Гевара «Партизанская война». -М., «Иностранная литература», 1961, стр.33
[10] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 156
[11] [11] Эрнесто Че Гевара «Партизанская война». -М., «Иностранная литература», 1961, стр.41
[12] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 156
[13] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 166
[14] Пабло Неруда: «Признаюсь: я жил».- М., «Иностранная литература»,1987, стр.21
[15] Там же, стр. 23
[16] Эрнесто Че Гевара: «Экономические воззрения».- М., «Экономика»,1990, стр. 33.
[17] Там же, стр. 124.
[18] Хрестоматия по новейшей истории. - М., «Просвещение», 1976, стр. 114.
[19] Фидель Кастро: «Быть таким как Че…».-М., «Планета», 1983, стр.3.
[20] https://history-futur.newmail.ru/VizovXXCheGevara.htm
[21] Эрнесто Че Гевара «Боливийский дневник».-Приложение к №42 журнала «Новое время» от 18.10.68, стр. 2
[22] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, тр. 309-310
[23] А.А.Сосновский «Всё-даже свою жизнь».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 114
[24] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия»,1978, стр. 317
[25] О.Ясинский «Основы партизанской войны».-«Дуэль», N 27 (475), 4.07. 2006.
[26] О.Ясинский «Основы партизанской войны».-«Дуэль», N 27 (475), 4.07. 2006.
[27] Эрнесто Че Гевара: «Партизанская война». -М., «Иностранная литература», 1961, стр. 251.
[28] Михаэль Леви «Мыслитель-марксист», Internet, www.alternatively. Ru, стр.12
[29] Там же, стр.13
[30] Михаэль Леви «Мыслитель-марксист», Internet, www.alternatively. Ru, стр. 14
[31] И.Лаврецкий: «Эрнесто Че Гевара».- М., «Молодая гвардия», 1978, стр. 326.
[32] Там же, стр. 328.
[33] «Московский комсомолец» от 12.05.2008 г., Internet, www.mk.ru
[34] Уго Чавес «Мы уничтожим Америку», Internet, www.regnum.news.ru
[35] Internet, https://www.tiwy.com/
[36] Internet, https://blotter.ru/news