Происхождение современной готической культуры




Готическая субкультура

Введение

Субкультура готов – практически самая загадочная и необычная из всех существующих в наше время. На первый взгляд, человек, который хочет называть себя готом, должен загонять себя в определенные рамки, но на самом деле это не так. Потому что только тот, кто действительно влюблен в чарующую атмосферу готической культуры, не будет обременен традициями готов.

Главное отличие гота от обычного человека – это особенные «готические» жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, «carpediem», гласит что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли.

Готическое искусство, будь то рисунки, музыка, книги или что-то еще, должно обладать одной единственной характеристикой – атмосферой, соответствующей стилю «темной романтики». Если конкретнее, произведению должна быть присуща некая загадочность, мистичность, неопознанность. Так как точных критериев атмосферности нет, каждый понимает явление готики по-своему. Из-за этого возникает множество споров (как в реальном мире, так и на просторах Интернета) насчет того, является ли та или иная музыкальная группа готикой. Чью сторону выбрать – зависит от вас, здесь приходится ориентироваться только на собственные предпочтения, так как в большинстве случаев обе стороны частично правы.

Готы – индивидуалисты. Если сказать проще – одиночки. Они отделились от общества, у них своя жизненная философия, своя музыка, литература, мировоззрение. Они по сути романтики, хотя понятие романтизма у них свое собственное.

Происхождение современной готической культуры

В действительности готы – это нечто большее, чем сумма определённых понятий. Каждый раз, задавая подобные вопросы, вы будете получать самые противоречивые ответы. Всё будет зависеть от личности спрашиваемого. Уж очень многое в данной теме представляет собой части более обширной культуры. Это не ярлык и не описание. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на настоящее.

Основной идеей характеризующей готов является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми но, вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически-животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное – игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Методы самовыражения варьируются от создания одежды до написания музыки и новелл. Воображение и оригинальность всегда были ключевыми качествами готов.

Как образ жизни готическая субкультура так же разнообразна, как и её сторонники. Нет никакого определённого стереотипа или униформы. Не все готы депрессивны, не все одеваются в чёрное. Готы слушают разную музыку и используют различные средства самовыражения. Подобное положение вещей создаёт много путаницы в определении понятия готической субкультуры, но при этом является и характерной чертой.

Так как же идентифицировать настоящего гота, если все они так различны? Здесь важно напомнить и ясно осознать упоминавшуюся ранее основную идею готов, как контркультуры: стремление взять темные стороны нашего «Я», и явить их свету, таким образом, что бы мы признали их частью себя независимо от того насколько они плохие или хорошие.

Что бы понять готическую субкультуру более глубоко, необходимо обратить внимание на ее историю. Это течение существует несравненно более продолжительное время, чем тот ярлык, что прилепили к нему в недавнее время. Субкультура появлялась, расцветала и умирала, что бы возродиться вновь во многих сообществах и эпохах. Её сторонники – молодая интеллигенция, скучающая в лоне основной, существующей культуры. Обычно, под основной культурой подразумевается сложившаяся, окостеневшая система кастовых, межличностных отношений, а так же определённая нетерпимость к различным школам искусства и мысли. Именно из-за этих свойств, любая контркультура воспринималась и воспринимается обществом враждебно и подозрительно, иногда принимая форму крайней агрессивности. Единственный момент в истории, когда контркультура воспринималась дружелюбно – это эпоха итальянского ренессанса.

Мы знаем, что современная готическая субкультура появилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца семидесятых и начала восьмидесятых годов. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодёжи среднего класса, который на тот момент активно входил в состояние преуспевания. Получив некоторую, экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей внушаемых извне. Линии социального разделения отдаляли их от людей, с которыми совсем недавно они были на равных, что создавало сильный диссонанс.

Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной контркультуры стал синтез исторических элементов сильно тяготеющих к драматическим традициям, философии и идеям байроновской Англии, Германии времён Второй Мировой, а так же эпохи американских битников. Существуя некоторое время без какого-либо определённого названия, субкультура в начале обрела название New Romantics (в то время как некоторые называли себя Deathers), а уж потом Goths.

К 1981 году, очень неоднозначная по своей природе готическая субкультура разделяется на две фракции – Appolonian и Dionysan. Каждая из этих фракций послужила персонификацией тех сторон, которые были наиболее привлекательны для конкретного гота и выражались в отношении к материализму, элитарности и чувству морального превосходства. Основным различием были способы выражения их чужеродности и неприятия в обществе.

Большинство приверженцев фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в готической субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они целиком отдавались процессу создания и оценки произведений музыки, литературы и изобразительного искусства. Некоторые из них предпринимали малоуспешные попытки узаконить свою субкультуру в глазах общества, которое относилось к ним как к безобидным, болезненным мечтателям.

В то же время Dionysian были охвачены погоней за наслаждениями и страстью саморазрушения. Их вклад в субкультуру более эфемерен и труднее определяется в традиционных понятиях креативности, но всё же обладает достаточной силой в своих тёмных сторонах. Некоторые из известных музыкантов и идейных вдохновителей среди готов принадлежали именно к этой фракции. Будучи более конфронтационной, в своём самовыражении, эта часть субкультуры была признанна общественным мнением как опасная и нежелательная.

Современный стереотип гота – это искажённая карикатура на фракцию Dionysan, отражающая её манию к саморазрушению и упадническим настроениям, при полном отсутствии тёмного шарма и глубины, не говоря уже об основном понятии гота как такового.

К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно слившись с традиционной культурой, так как их приверженцы встали лицом к лицу с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам, сохраняя возможность жить по-прежнему. К этому времени новое поколение разочарованной молодёжи стало подражать Dyonisian готам. Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Некий стереотипный образ жизни готов послужил достаточным, для того, что бы внести в их скучную, лишённую воображения жизнь разнообразие.

Новоявленные киндер-готы были встречены неодобрительно. Новая позиция не была принята исходной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, в начале предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием. После этого начался активный обмен любезностями, где щедро раздавались ярлыки типа «Позёр» и «Фальшивый Гот».

К девяностым годам артистизм и философия исходной готической субкультуры были подменены внешним позёрством и стилем одеваться (dresscode). Немногие из оставшихся готов старой школы ушли в андерграунд, не желая быть сопричастными с тем, что заявляли о себе заурядные и невнятные выскочки, называвшие себя готами перед средствами массовой информации. Они ясно видели, что новые готы не более чем группа наркоманов, которым нечего предложить миру кроме плохих манер и способа одеваться. Мнение новой школы о своих прародителях было не многим лучше.

За прошедшие несколько лет обе школы охватили значительную часть всемирной сети, которая стала и средой выживания, и полем битвы. Свободный доступ к паутине привёл к интересному и неожиданному повороту: новое поколение готов начало качественно расти, развивая свой креативный потенциал, который ранее был центральной идеей у готов старой школы. Новые готы или Goffs, как называют себя некоторые из них, становятся более похожими на исходную субкультуру, чем каждая из враждующих прежде сторон. Эта тенденция позволяет надеяться на благоприятную перспективу для готической субкультуры, привнося в неё свежую кровь, в захватывающей игре на скрытых и потаённых сторонах нашего общества.

Образ го́тов

Готы имеют свой узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий чёрный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения – золото принципиально не используется, поскольку расценивается как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет Солнца (серебро – цвет Луны).

В плане имиджа ранние готы отличались от панков лишь преобладающим чёрным цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Многие их называли Dark Punks (Темные Панки) за внешнюю схожесть и в тоже время мрачное отличие. Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз (и мужчины, и женщины).

Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные чёрные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, а одежда стала более разнообразной: теперь некоторые носят одежду с влиянием XVIII – начала XIX века, другие предпочитают винил, кожу и сетку. Некоторые носят и то и другое, хотя редко одновременно. Чёрный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда ещё появляются красный, синий, пурпурный или, изредка, зелёный (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шёлк, мятый бархат, кожа, винил и сетка.

Хотя вся готическая одежда характеризуется преобладанием мрачных цветов, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и универсальным материалом. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто – с определённой эротизацией (в образе готов могут появляться также элементы фетиш-одежды). Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий – такие, как кружева, жабо, бархат, корсеты и т.п. К примеру, девушки-готессы часто носят корсеты и длинные платья. По работам фотографа Вионы Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле.

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос). Грим остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ. У девушек-готов большое распространение получил яркий и импозантный стиль «вамп» – плотная чёрная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей от ярко-красного (кровавого) до чёрного. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (англ. Corporate Slave Goth): чёрная деловая одежда, неброские украшения, сдержанный макияж.

Можно добавить только то, что в России не все готы одеваются так же, как и представители этой субкультуры в Западной Европе. Порой бывает очень сложно, а иногда невозможно достать подходящую одежду; часто готы работающие или учащиеся заменяют чёрные плащи простой одеждой. В большинстве случаев одеяние «тру гота» уместно лишь на концертах и на сходках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: