ГЛАВА 1
ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
U КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА...........
3. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ШКОЛЕ................................................................
3.1 Ориентационный тест школьной зрелости Керни-Иерасика.....................................................
3.2 Тест «Диагностики уровня развития поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)........
4. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.............................................
4.1 Интеллектуальная шкала Векслера для детей..............
4.2 Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Замбацявичене Э.Ф.)...........
4.3 Школьный тест умственного развития (ШТУР).........
4.4 Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса................................................
5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ........................................................
5.1 Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика
5.2 Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)...
5.3 Диагностика агресивности у детей
(опросник Басса-Дарки)..........................................
5.4 Проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».....................
5.5 Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности.............
5.6 Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер)
5.7 Психодиагностический тест исследования личности подростка..............................................
5.8 Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?».........
5.9 Краткий обзор проективных методик......................
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ И
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.............................................
6.1 Психологический диагноз......:...............................
6.2 Коррекция агресивности, гиперактивности дошкольников и младших школьников...................
|
6.3 Отставание в психическом развитии........................
6.4 «Трудные подростки»...........................................
ГЛАВА 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
1. ОБЗОР БАТАРЕИ ТЕСТОВ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ГАТБ)......................................
2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)........
3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»........................
4. ТЕСТ «ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»..........
5. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ И ГОРОСКОП.....................
ГЛАВА 1
ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:
1. Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка.
2. Готовность ребенка к школе. Диагностика готовности ребенка к школе.
3. Нарушения в психическом развитии ребенка. Психодиагностика нарушений в развитии ребенка.
4. Диагностика личностных особенностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М., 1996.
2. Абрамова Г.С.Возрастная психология.М., 1997.
3. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,1998.
4. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.,1983.
5. Рубенштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.
6. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.,1976.
7. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
9. Основы психодиагностики (под ред. А. Г. Шмелева). Ростов н/Д, 1996.
10. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
|
1. КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Психодиагностика детей включает несколько направлений:
1 - диагностика умственного развития детей;
2 - диагностика личностного развития и мотивационной сферы;
3 - диагностика готовности к школе;
4 - диагностика нарушений в развитии ребенка;
5 - диагностика одаренности детей;
6 - диагностика причин школьной дезадаптации ребенка;
7 - диагностика поведения с отклонениями;
8 - диагностика межличностных отношений ребенка: в семье и в группе сверстников;
9 - профконсультационная диагностика.
2 ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА
Это совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников).
Психодиагностика раннего детства - важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. В раннем детстве, с другой стороны, имеются более широкие возможности коррекции за счет большой «пластичности», чув-
|
ствителыюсти к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе 6 лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.) (А. Анастази, 1982).
Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы умственного развития Бине - Симона, Стэн-форд - Бине.
Детские методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся основой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоциональногообщения», «речевого развития» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирования кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития.
Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим развитием детей (В. Штерн, Э. Клапаред, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал
исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине - Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине -Кюльмана предназначалась для обследования детей с 3-летнего возраста.
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития» А. Гезелла (1925) (последующая редакция - А. Гезелл, К. Аматруда,-1947). Таблицы включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обьщенной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет.
Опыт, накопленный школой А. Гезелла в исследованиях по диагностике развития в раннем детстве, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30 - 40-е гг. методики Ш. Бюлера и Г. Гетцера (тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни (1932); перевод на русский язык - 1935 г.). На основе тестов А. Гезелла разработана и шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951). Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 мес. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения в областях: «моторики», «зрительно-моторной координации», «речевого развития», «социального развития». Нормы-критерии развития по указанным областям расположены в шкале в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней: от 1 до 10 мес, затем - уровни 12, 15, 18, 21, 24 и 30 мес, - по 10 задач для каждого месяца).
При оценке выполненного задания за первые 10 мес. ставился 1 балл, 12 мес. - по 2 балла, от 15 по 24 - 3 балла, за уровень 30 мес. - по 6 баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Полученный показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде профильных оценок,
В последнее время в области психодиагностики раннего возраста за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:
1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (MD).
2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень развития мышечной координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития». (PDI).
3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. (Я. Кох, 1978).
Нормы для шкал установлены на выборке из 1 262 детей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал умственного и моторного развития, выражаются в шкале оценок стандартного IQ. Оценки, по шкале устанавливаются для каждой возрастной группы (возрастные группы составлены с интервалами в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес. и месяц для детей от 6 до 30 мес). Коэффициенты надежности шкалы умственного развития, полученные методом расщепления, принимают значения 0,81 - 0,93. Коэффициенты шкалы
моторного развития 0,68 ~ 0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази (1982), шкалы Бейли выгодно отличаются от других имеющихся методик для детей раннего возраста и весьма полезны для раннего распознания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка.
Для диагностического обследования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет за рубежом используется другая стандартизированная шкала, предложенная Мак-Карти (Mc-Carthy Scales of Childrens Abilities). Шкала представляет собой тестовую батарею, включающую 18 тестов. Комплекс исследуемых показателей психического развития существенно шире, чем в рассматриваемых ранее методиках. Тесты сгруппированы в 6 шкал («вербальную», «перцептивного действия», «количественную», «общих познавательных способностей», «памяти» и «моторную»). В результате измерения определяется «индекс общих познавательных способностей» (GCI) в единицах IQ-показа-теля, стандартного для каждой возрастной группы, с интервалом в 3 мес. Имеется возможность использования оценок профильных по отдельным шкалам. Надежность методики весьма высока. Коэффициенты надежности, определенной методом расщепления для шкалы GCI, составляют 0,93, для остальных шкал - 0,79-0,88, коэффициенты надежности ретестовой составляют 0,90 и 0,69-0,89 соответственно. В отличие от шкал Бейли, предназначенных в основном для оценки текущего уровня развития, имеются сведения, характеризующие прогностическую валидность шкал Мак-Карти по отношению к критерию учебных достижений в конце обучения в первом классе (А. Анастази, 1982).
В отечественной психологии значительный вклад в становление психодиагностики раннего возраста в 20 - 30-е гг. внесли советские исследователи. В это время у нас в стране использовались комплексы тестов и других приемов исследования психического развития детей, разработанные К. Корниловым («Методика исследования ребенка раннего возраста»,
Таблица 1. Шкала умственного развития Бине - Симона (вариант 1911 г.)
Возраст | Содержание задачи | возраст | Содержание задачи |
3 года | 1. Показать свои глаза, нос, DOT | 3. Обнаружение пропусков в изображении людей | |
2. Повторить предложение длиной до шести слогов | 4. Назвать день, число, месяц, год | ||
3. Запомнить два числа | 5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел | ||
4. Назвать нарисованные предметы | 9 лет | 1. Назвать все месяцы | |
5. Назвать свою фамилию | 2. Назвать стоимость всех монет | ||
4 года | 1. Назвать свой пол | 3. Составить из предложенных трех слое две фразы | |
2. Назвать указанные предметы | 4. Ответить на три легких вопроса | ||
3. Повторить ряд из трех однозначных чисел | 5. Ответить на пять более трудных вопросов | ||
4. Сравнить длину показанных пиний(3 задачи) ■ | 10 лет | 1. Ранжирование предметов | |
5 лет | 1. Сравнить(попарно)тяжести (3- 12 г. 15 -6 г. 3-12 г) | 2. Воспроизведение фигур | |
2 Срисовать квадрат | 3. Поиск несоответствий в рассказах | ||
3. Повторить слово из трех слогов | 4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы | ||
4. Решить головоломку | 5. Составление предложения из трех слоа с одним из предложенных в задании | ||
5. Сосчитать четыре предмета | 11 лет | 1. Противостояние внушению при сравнении линий разной длины | |
6 пет | 1. Определить время дня | 2. Составление предложений из тоех слов | |
2. Назвать назначение нескольких предметов обихода | 3. В течении трех минут произнести 60 слов | ||
3: Срисовать ромб | 4. Определение отвлеченных понятий | ||
4. Сосчитать тринадцать предметов | 5.Восстановить порядок слов 13 задания) | ||
• | 5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания) | 12 лет | 1. Повторение однозначных чисел |
7 лет | 1.Различить правую и левую CTODOHV | 2. Поиск трех рифм к слову «стакан» | |
2. Описать картинку | 3. Повторение предложений длиной в 2Ь слогов | ||
3. Выполнить несколько поручений | 4. Объяснение смысла картины | ||
4. Назвать общую стоимость нескольких монет | S. Завершение рассказа | ||
5. Назвать показанные четыре основных цвета | |||
8 пет | 1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними | ||
2. Обратный счет от 20 до 1 |
1921), А. П. Нечаевым (1925), А. А. Люблинской и А. И. Макаровой («Измерительная шкала ума для детей дошкольного возраста», 1926), методика исследования детей, предложенная Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. В 40-е гг. Н. М. Щело-валовым разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 мес. Комплекс нормативных критериев был дополнен Н. М. Аскарииой (1969) диапазон исследования расширен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет лишь качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р. В. Тонкова-Ямполь-ская, Г. В. Пентюхина, К. Л. Печора, 1984).
Проведение исследований и оценка полученных результатов. Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших детей начинается с набора заданий, которые соответствуют уровню меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются.тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.
Таблица 2. Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф. Кюльман 1912 г.)
возраст | Содержание задания | Критерий выполнения | |||||
3 мес. | 1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет пи в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет пи ребенок подносить руку ко рту | Движение направлено, а не случайно | |||||
2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин. | Реакция в форме вздрагивания или другого движения | ||||||
3. Координация глазных ябгкж. Держать ребенка спиной к свету, перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица - 75 см | Правильная координация перемещения глаз к краям глазных щелей | ||||||
4. Слежение за предметом в боковом попе зрения. Цержать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка | Поворот головки или глаз | ||||||
5. Моргание. Резкие движения перед глазами | Начинает моргать | ||||||
бмес. | 1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спину подушку | Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 с. | |||||
2. Поворот головы на звук. Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом | Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука | ||||||
3. Отведение большого пальца. ^Вкладывание карандаша или кубика размером 2 - 3 см в ладонь ребенка | Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами | ||||||
4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. д. | Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании | ||||||
5. Движение рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка | Уверенное протягивание руки к пред-мету | ||||||
12 мес. | 1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол | Стоит 5 с, сидит 2 -3 мин. | |||||
2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослыми или самостоятельно | Са мостоятел ьное произнесение или повторение 2 -3 слогов | ||||||
3. Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем - вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка | Безошибочное повторение движений | ||||||
4. Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка. | Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений | ||||||
5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить | Повторное предпочтение отдельных предметов | ||||||
18 мес. | 1. Умение пить | Питье частыми глотками, а не всасывание | |||||
2. Самостоятельная еда | Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой | ||||||
3. Речь | Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией | ||||||
4. Оплевывание. Положить н рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе | Активное оплевывание | ||||||
5. Распознание. Узнавание нарисованных предметов | Интерес к отдельным картинкам, свидетел ьствующ и й о знании предметов | ||||||
24мес. | 1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов | Должны быть названы и показаны пять из восьми -предметов | |||||
2. Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же. | Правильное воспроизведение двух-трех движений | ||||||
3. Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол | Воспроизведение действий | ||||||
4. Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка | Самостоятельное вычерчивание круга | ||||||
5. Разворачивание конфеты | Разворачивание перед тем, как положить в рот | ||||||
За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детямввозрастеЗи6мес.,равнаО,6мес., а для 12,18 и 24 месячных - 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст.
Следует обратить внимание, что показатели психического развития, на которые опирается шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время.
Диагностика умственного развития ребенка может осуществляться на основе использования шкалы Бине - Стэнфор-да, теста Векслера (детский вариант), теста Равена (детский вариант), «культурно-свободного теста на интеллект» (Кэт-
тел), тестов АСТУР, ШТУР, теста Витцлака, теста «нарисуй человека» Гудинаф и др.
Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей. Оценка уровня интеллектуального развития ребенка осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок в рисунке мужчины, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность теста достаточно высока, он может использоваться в индивидуальном и групповом обследовании.
В младшем школьном возг>асте (3-6 классы) для диагностики умственного развития может применяться ^Групповой интеллектуальный тест» (ГИП) словацкого психолога Дж. Ванды. ГИП содержит 7 субтестов:
1) исполнение инструкций (например, подчеркнуть самое длинное слово, самое большое из чисел и т.п. - диагностируется скорость понимания инструкции и точность выполнения;
2) арифметические задачи;
3) дополнение 20 предложений с пропущенными словами (ребенку необходимо уловить смысл предложения, диагностируется его словарный запас и правильность построения предложений);
4) сходство и различия понятий;
5) «аналогии» 40 заданий по выявлению логических отношений («вид - род», «часть - целое», «противоположность» и др.);
6) «числовые ряды» (необходимо понять закономерность построения числовых рядов; закономерности меняются, поэтому диагностируется гибкость мышления и индуктивная логичность);
7) «символы»
В 7 - 9 классах может применяться Школьный тест умственного развития (ШТУР). В задания ШТУР включены учебно-научные понятия, которые подлежат обязательному
усвоению в школе в учебных предметах математического, гуманитарного и естественно-научного циклов.
ШТУР состоит из 6 субтестов: /, 2 субтесты - на общую осведомленность; 3 - на установление аналогий; 4 - на классификацию; 5 - на обобщение; 6 - установление закономерности в числовых рядах.
Особенности ШТУР:
1 - учитываются не статистические нормы, а социально-психологический критериальный норматив;
2 - используют обязательные школьные понятия;
Таблица 3. Результаты практического решения наглядной задачи (по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной)
Возраст | Используемые материалы | Описание практических методик | Обработка данных | ||||||
мыслите пьные процессы | сенсорные процессы | ||||||||
1 год-1 год 6 месяцев | Вспомогательные предметы | 1. «Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити, веревочки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо. 2. «Прокати матрешку». На тележке стоит матрешка. Вокруг вертикального штыря, находящегося на краю тележки, перекинута тесьма, концы которой повернуты к ребенку и идут параллельно друг другу | Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и исследовать готовые межпредметные связи | Оценивают: насколько развито ли восприятие сопере-мещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета -_ цели | |||||
1 год 6 месяцев-2 года | Простейшие орудия | 1. «Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом — палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками. 2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики | Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предмегом и орудием | Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемеще-ния; учитывает ли ребенок форму, пространственное | |||||
Возраст | Используемые материалы | Описание практических методик | Обработка данных | ||||||
мыслительные процессы | сенсорные промессы | ||||||||
или другие мелкие иг-эушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики | положение предметов | ||||||||
1 год 6 месяцев-2 года 6 месяцев | Специализированные орудия | 1. «Поехала кукла в гостия. На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками 2. «Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, эядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок 3. «Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики | Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета | Отмечают, способен ли ребенок испольэо-вать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов | |||||
2-3 года | Тоже | Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки | Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия | Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике сопере-мещений, воздействий и изменений, а также отмечают особенности выделения частей и целого | |||||
3 - предусмотрена возможность на основе теста предусмотреть специальные методы исправления дефектов умственного развития.
Для диагностики умственного развития выпускников школ, абитуриентов, студентов может использоваться специ-
альный тест АСТУР (Тест умственного развития для абитуриентов и студентов), который состоит из 8 субтестов:
1) осведомленность;
2) двойные аналогии;
3) лабильность;
4) классификации;
5) обобщения;
6) логические схемы;
7) числовые ряды;
8) геометрические фигуры (задания на материале школьных программ).
На основе теста можно определить общий "балл умственного развития, а также приоритетное овладение какими-либо учебными дисциплинами (математического, естественно-научного, гуманитарного цикла), преобладание вербального и образного мышления; в результате можно прогнозировать успешность обучения в различных учебных заведениях по специальностям разного профиля
Для диагностики личностных особенностей детей могут использоваться 16-факторный личностный тест Кэттела (детский вариант), тест Айзенка (детский вариант), Психодиагностический тест ЛДТ, методики выявления самооценки, проективные методики (CAT, рисуночные тесты) и др.
2. 1. Депривация и пути ее выявления
Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые встречаются в жизни.
Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странно-
стей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может представлять пеструю картину невротических признаков, а иногда проявляться выраженными соматическими особенностями.
Различные формы психической депривации в жизни встречаются одновременно. Изолированно выявить их можно лишь экспериментально.
Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации.
I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (см.: И. Лангмейер, 3. Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984).
III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной
роли.
'Большие трудности, следовательно, представляет не только преодоление явления депривации у детей, воспитывающихся вне семьи, но и грамотная диагностика этого явления. В этом случае необходимо сотрудничество целого ряда работников -педиатра, детского психиатра, психолога, социального работника, педагога и других. Ввиду того, что от своевременного распознавания зависит также и эффективность терапевтических и исправительных мероприятий, следует ознакомить с этими признаками всех работников, которые общаются с депривирован-
ными детьми, прежде всего детского врача, воспитателей, социальных работников и детских сестер.
Диагностика депривации достаточно сложна, ее следует проводить в несколько этапов. Обязательной составной частью такой диагностики должно быть медицинское обследование. Необходимо учитывать то обстоятельство, что деприва-ционные моменты могут иметь решающее значение у некоторых детей, направленных к педиатру с признаками физических нарушений, например запаздыванием физического развития. Необходимой составной частью медицинского обследования является неврологическое обследование, которое способствует различению депривационных последствий и нарушений энцефалопатического происхождения.
Только после медицинского обследования ребенка и установления действительно психических причин депривации следует переходить вначале к патопсихологическому и лишь затем к собственно психологическому исследованию. Специалисты считают, что нет и, вероятно, никогда не будет специального теста депривации, так что подозрения, которые могут высказать патопсихологи и психологи, должны исходить из результатов довольно обширного исследования.
Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития являются действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реагировать на трудности и отклонения, возникающие постепенно на отдельных этапах развития.
Для диагностики уровня и вида депривации необходимо получить дифференцированную картину уровня развития психики ребенка по целому ряду отдельных слагаемых: грубая и тонкая моторика, социальное поведение, речь и т.п.
Приведем для примера несколько методик, которые могут быть использованы с этой целью.
Динамическая организация двигательного акта
«Перебор пальцев»-. Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений),
которое должно производиться обеими руками сначала в медленном (2-3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5-7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре» или: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...»
Оценка результатов: 4 балла - выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; три балла - дезавтомати-зация движений на истощение; два балла - явления персеве-раторности на истощение; 1 балл - выраженная персевера-торность движений.
Реципрокная координация движений (пробы Озерско-го). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».