Воспроизведение цифр в прямом порядке




ГЛАВА 1

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

U КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА...........

3. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ................................................................

3.1 Ориентационный тест школьной зрелости Керни-Иерасика.....................................................

3.2 Тест «Диагностики уровня развития поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)........

4. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.............................................

4.1 Интеллектуальная шкала Векслера для детей..............

4.2 Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Замбацявичене Э.Ф.)...........

4.3 Школьный тест умственного развития (ШТУР).........

4.4 Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса................................................

5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ........................................................

5.1 Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика

5.2 Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)...

5.3 Диагностика агресивности у детей

(опросник Басса-Дарки)..........................................

5.4 Проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка».....................

5.5 Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности.............

5.6 Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер)

5.7 Психодиагностический тест исследования личности подростка..............................................

5.8 Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?».........

5.9 Краткий обзор проективных методик......................

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ И

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.............................................

6.1 Психологический диагноз......:...............................

6.2 Коррекция агресивности, гиперактивности дошкольников и младших школьников...................

6.3 Отставание в психическом развитии........................

6.4 «Трудные подростки»...........................................

ГЛАВА 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. ОБЗОР БАТАРЕИ ТЕСТОВ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ГАТБ)......................................

2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)........

3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»........................

4. ТЕСТ «ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»..........

5. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ И ГОРОСКОП.....................

ГЛАВА 1

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

1. Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка.

2. Готовность ребенка к школе. Диагностика готовности ребенка к школе.

3. Нарушения в психическом развитии ребенка. Психоди­агностика нарушений в развитии ребенка.

4. Диагностика личностных особенностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М., 1996.

2. Абрамова Г.С.Возрастная психология.М., 1997.

3. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,1998.

4. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.,1983.

5. Рубенштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.

6. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки ум­ственного развития детей. М.,1976.

7. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998.

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

9. Основы психодиагностики (под ред. А. Г. Шмелева). Ростов н/Д, 1996.

10. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагно­стика и коррекция умственного развития в школьном и дош­кольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

1. КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Психодиагностика детей включает несколько направлений:

1 - диагностика умственного развития детей;

2 - диагностика личностного развития и мотивационной сферы;

3 - диагностика готовности к школе;

4 - диагностика нарушений в развитии ребенка;

5 - диагностика одаренности детей;

6 - диагностика причин школьной дезадаптации ребенка;

7 - диагностика поведения с отклонениями;

8 - диагностика межличностных отношений ребенка: в се­мье и в группе сверстников;

9 - профконсультационная диагностика.


2 ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Это совокупность методов и средств диагностики психи­ческого развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников).

Психодиагностика раннего детства - важное и актуаль­ное направление психодиагностики. В раннем детстве конт­роль за соответствием нормам психического развития необ­ходим в целях раннего выявления возможных отклонений, пла­нирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психичес­кого развития. Важность такой работы связана с исключитель­ным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся не­значительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. В раннем детстве, с другой стороны, имеются более широкие возможности коррекции за счет большой «пластичности», чув-

ствителыюсти к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возраст­ных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенно­стей. Большинство тестов для детей моложе 6 лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тес­тами выполнения устных инструкций. Небольшое число за­даний включает элементарные действия с карандашом и бу­магой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность дер­жать головку, манипулировать с предметами, сидеть, повора­чиваться, следить за предметом глазами и т. д.) (А. Анастази, 1982).

Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы умственного развития Бине - Симона, Стэн-форд - Бине.

Детские методики включают определенный круг норма­тивов-критериев, являющихся основой для наблюдения за про­явлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоциональногообщения», «речевого разви­тия» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фикса­ции выполнения нормативного задания (например, опериро­вания кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрас­том обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления опреде­ляемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются ко­личественные и качественные показатели уровня психического развития.

Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим раз­витием детей (В. Штерн, Э. Клапаред, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал

исследования интеллекта. Одним из первых тестов для мла­денцев явился вариант шкалы Бине - Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине -Кюльмана предназначалась для обследования детей с 3-лет­него возраста.

Одними из наиболее известных в истории психологичес­кой диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития» А. Гезелла (1925) (пос­ледующая редакция - А. Гезелл, К. Аматруда,-1947). Табли­цы включают показатели-нормы по четырем сферам поведен­ческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведе­ние», «личностно-социальное поведение». Исследование бази­руется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обьщенной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обсле­дования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного ди­апазона от 4 недель до 6 лет.

Опыт, накопленный школой А. Гезелла в исследованиях по диагностике развития в раннем детстве, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30 - 40-е гг. методики Ш. Бюлера и Г. Гетцера (тесты нервно-психичес­кого развития детей 1-6 годов жизни (1932); перевод на русский язык - 1935 г.). На основе тестов А. Гезелла разра­ботана и шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951). Шкала пред­назначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 мес. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений по­ведения в областях: «моторики», «зрительно-моторной коор­динации», «речевого развития», «социального развития». Нормы-критерии развития по указанным областям располо­жены в шкале в соответствии с возрастными уровнями (все­го выделено 16 уровней: от 1 до 10 мес, затем - уровни 12, 15, 18, 21, 24 и 30 мес, - по 10 задач для каждого месяца).

При оценке выполненного задания за первые 10 мес. ста­вился 1 балл, 12 мес. - по 2 балла, от 15 по 24 - 3 балла, за уровень 30 мес. - по 6 баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Полу­ченный показатель отражает «глобальный возраст» разви­тия исследуемого ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показатель «ко­эффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдель­ности. Результаты могут быть выражены в виде профиль­ных оценок,

В последнее время в области психодиагностики раннего возраста за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оцен­ку сенсорного развития, памяти, способности к научению, за­чатков развития речи. Результатом измерения является «ин­декс умственного развития» (MD).

2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень раз­вития мышечной координации и манипулирования. Резуль­татом измерения является «индекс психомоторного развития». (PDI).

3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настой­чивости и т. д. (Я. Кох, 1978).

Нормы для шкал установлены на выборке из 1 262 де­тей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал ум­ственного и моторного развития, выражаются в шкале оце­нок стандартного IQ. Оценки, по шкале устанавливаются для каждой возрастной группы (возрастные группы состав­лены с интервалами в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес. и месяц для детей от 6 до 30 мес). Коэффициенты надежно­сти шкалы умственного развития, полученные методом расщеп­ления, принимают значения 0,81 - 0,93. Коэффициенты шкалы

моторного развития 0,68 ~ 0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази (1982), шкалы Бейли выгодно отлича­ются от других имеющихся методик для детей раннего воз­раста и весьма полезны для раннего распознания сенсор­ных и неврологических нарушений, эмоциональных рас­стройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка.

Для диагностического обследования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет за рубежом используется другая стандартизи­рованная шкала, предложенная Мак-Карти (Mc-Carthy Scales of Childrens Abilities). Шкала представляет собой тестовую батарею, включающую 18 тестов. Комплекс исследуемых по­казателей психического развития существенно шире, чем в рас­сматриваемых ранее методиках. Тесты сгруппированы в 6 шкал («вербальную», «перцептивного действия», «количественную», «общих познавательных способностей», «памяти» и «мотор­ную»). В результате измерения определяется «индекс общих познавательных способностей» (GCI) в единицах IQ-показа-теля, стандартного для каждой возрастной группы, с интерва­лом в 3 мес. Имеется возможность использования оценок про­фильных по отдельным шкалам. Надежность методики весьма высока. Коэффициенты надежности, определенной методом расщепления для шкалы GCI, составляют 0,93, для остальных шкал - 0,79-0,88, коэффициенты надежности ретестовой со­ставляют 0,90 и 0,69-0,89 соответственно. В отличие от шкал Бейли, предназначенных в основном для оценки текущего уровня развития, имеются сведения, характеризующие прогно­стическую валидность шкал Мак-Карти по отношению к критерию учебных достижений в конце обучения в первом классе (А. Анастази, 1982).

В отечественной психологии значительный вклад в станов­ление психодиагностики раннего возраста в 20 - 30-е гг. вне­сли советские исследователи. В это время у нас в стране ис­пользовались комплексы тестов и других приемов исследова­ния психического развития детей, разработанные К. Корни­ловым («Методика исследования ребенка раннего возраста»,

Таблица 1. Шкала умственного развития Бине - Симона (вариант 1911 г.)

Возраст Содержание задачи возраст Содержание задачи
3 года 1. Показать свои глаза, нос, DOT   3. Обнаружение пропусков в изображении людей
  2. Повторить предложение длиной до шести слогов   4. Назвать день, число, ме­сяц, год
  3. Запомнить два числа   5. Повторить ряд из пяти од­нозначных чисел
  4. Назвать нарисованные предметы 9 лет 1. Назвать все месяцы
  5. Назвать свою фамилию   2. Назвать стоимость всех монет
4 года 1. Назвать свой пол   3. Составить из предложен­ных трех слое две фразы
  2. Назвать указанные пред­меты   4. Ответить на три легких вопроса
  3. Повторить ряд из трех од­нозначных чисел   5. Ответить на пять более трудных вопросов
  4. Сравнить длину показан­ных пиний(3 задачи) ■ 10 лет 1. Ранжирование предметов
5 лет 1. Сравнить(попарно)тяже­сти (3- 12 г. 15 -6 г. 3-12 г)   2. Воспроизведение фигур
  2 Срисовать квадрат   3. Поиск несоответствий в рассказах
  3. Повторить слово из трех слогов   4. Ответы на трудные отвле­ченные вопросы
  4. Решить головоломку   5. Составление предложения из трех слоа с одним из предложенных в задании
  5. Сосчитать четыре пред­мета 11 лет 1. Противостояние внуше­нию при сравнении линий разной длины
6 пет 1. Определить время дня   2. Составление предложе­ний из тоех слов
  2. Назвать назначение не­скольких предметов обихода   3. В течении трех минут про­изнести 60 слов
  3: Срисовать ромб   4. Определение отвлечен­ных понятий
  4. Сосчитать тринадцать предметов   5.Восстановить порядок слов 13 задания)
5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 за­дания) 12 лет 1. Повторение однозначных чисел
7 лет 1.Различить правую и левую CTODOHV   2. Поиск трех рифм к слову «стакан»
  2. Описать картинку   3. Повторение предложений длиной в слогов
  3. Выполнить несколько по­ручений   4. Объяснение смысла кар­тины
  4. Назвать общую стоимость нескольких монет   S. Завершение рассказа
  5. Назвать показанные четы­ре основных цвета    
8 пет 1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними    
  2. Обратный счет от 20 до 1    

1921), А. П. Нечаевым (1925), А. А. Люблинской и А. И. Мака­ровой («Измерительная шкала ума для детей дошкольного воз­раста», 1926), методика исследования детей, предложенная Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. В 40-е гг. Н. М. Щело-валовым разработаны «Показатели нервно-психического разви­тия детей в первый год их жизни». Разработка содержала кри­терии для оценки уровня психического развития детей в возра­сте от 2 до 13 мес. Комплекс нормативных критериев был до­полнен Н. М. Аскарииой (1969) диапазон исследования расши­рен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет лишь качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р. В. Тонкова-Ямполь-ская, Г. В. Пентюхина, К. Л. Печора, 1984).

Проведение исследований и оценка полученных резуль­татов. Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низ­ких к более высоким возрастным уровням. Обследование стар­ших детей начинается с набора заданий, которые соответству­ют уровню меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуе­мый получает менее пяти баллов, предлагаются.тесты еще бо­лее низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.

Таблица 2. Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф. Кюльман 1912 г.)

воз­раст Содержание задания Критерий выполнения  
3 мес. 1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблю­дать, потянет пи в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет пи ребенок подносить руку ко рту Движение направ­лено, а не случайно  
  2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не ме­нее 1 мин. Реакция в форме вздрагивания или другого движения  
 
  3. Координация глазных ябгкж. Держать ребенка спи­ной к свету, перемещать перед глазами крупный бле­стящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица - 75 см Правильная коор­динация перемеще­ния глаз к краям глазных щелей
  4. Слежение за предметом в боковом попе зрения. Цержать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ре­бенка Поворот головки или глаз
  5. Моргание. Резкие движения перед глазами Начинает моргать
бмес. 1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спину подушку Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 с.
  2. Поворот головы на звук. Держать за правым и ле­вым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При не­удаче повторить опыт с колокольчиком или окликом Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука
  3. Отведение большого пальца. ^Вкладывание каран­даша или кубика размером 2 - 3 см в ладонь ребенка Предмет должен быть сжат всеми пя­тью или большим и указательным паль­цами
  4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. д. Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании
  5. Движение рук в направлении к предмету. Протяну­тый яркий предмет в пределах достижения ребенка Уверенное протяги­вание руки к пред-мету
12 мес. 1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставля­ют без поддержки и опоры, затем ставят на пол Стоит 5 с, сидит 2 -3 мин.
  2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослыми или самостоятельно Са мостоятел ьное произнесение или повторение 2 -3 слогов
  3. Подражательные движения. Помахать на расстоя­нии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем - вло­жить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка Безошибочное по­вторение движений
  4. Рисование. Карандашом сделать несколько штри­хов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыпол­нении поводить рукой ребенка. Стремление вос­произвести штрихи. Отсутствие бес­цельных движений
  5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяс­нить, какой предпочитает. Затем опыт повторить Повторное предпоч­тение отдельных предметов
18 мес. 1. Умение пить Питье частыми глотками, а не вса­сывание
  2. Самостоятельная еда Попытки самостоя­тельно пользовать­ся ложкой и вилкой
       
  3. Речь Произнесение про­стых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопро­вождения жестику­ляцией  
  4. Оплевывание. Положить н рот кусочек хлеба, смо­ченный в уксусе Активное оплевыва­ние  
  5. Распознание. Узнавание нарисованных предметов Интерес к отдель­ным картинкам, свидетел ьствующ и й о знании предметов  
24мес. 1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов Должны быть на­званы и показаны пять из восьми -предметов  
  2. Подражательные движения. Поднять перед ребен­ком руки вверх. Предложить ему сделать то же. По­хлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же. Правильное вос­произведение двух-трех движений  
  3. Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол Воспроизведение действий  
  4. Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание само­стоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка Самостоятельное вычерчивание круга  
  5. Разворачивание конфеты Разворачивание пе­ред тем, как поло­жить в рот  
               

За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детямввозрастеЗи6мес.,равнаО,6мес., а для 12,18 и 24 месяч­ных - 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов сум­мируются, что позволяет определить умственный возраст.

Следует обратить внимание, что показатели психического развития, на которые опирается шкала Кюльмана, в значитель­ной мере отстают от норм психического развития детей соот­ветствующих возрастных групп в настоящее время.

Диагностика умственного развития ребенка может осу­ществляться на основе использования шкалы Бине - Стэнфор-да, теста Векслера (детский вариант), теста Равена (детский вариант), «культурно-свободного теста на интеллект» (Кэт-

тел), тестов АСТУР, ШТУР, теста Витцлака, теста «нарисуй че­ловека» Гудинаф и др.

Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей. Оценка уров­ня интеллектуального развития ребенка осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок в рисунке мужчины, как учтены пропорции, перс­пектива и т. д. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность теста достаточно вы­сока, он может использоваться в индивидуальном и груп­повом обследовании.

В младшем школьном возг>асте (3-6 классы) для диаг­ностики умственного развития может применяться ^Группо­вой интеллектуальный тест» (ГИП) словацкого психолога Дж. Ванды. ГИП содержит 7 субтестов:

1) исполнение инструкций (например, подчеркнуть самое длинное слово, самое большое из чисел и т.п. - диагностиру­ется скорость понимания инструкции и точность выполнения;

2) арифметические задачи;

3) дополнение 20 предложений с пропущенными словами (ребенку необходимо уловить смысл предложения, диагнос­тируется его словарный запас и правильность построения пред­ложений);

4) сходство и различия понятий;

5) «аналогии» 40 заданий по выявлению логических от­ношений («вид - род», «часть - целое», «противополож­ность» и др.);

6) «числовые ряды» (необходимо понять закономерность построения числовых рядов; закономерности меняются, поэто­му диагностируется гибкость мышления и индуктивная логич­ность);

7) «символы»

В 7 - 9 классах может применяться Школьный тест ум­ственного развития (ШТУР). В задания ШТУР включены учебно-научные понятия, которые подлежат обязательному

усвоению в школе в учебных предметах математического, гу­манитарного и естественно-научного циклов.

ШТУР состоит из 6 субтестов: /, 2 субтесты - на общую осведомленность; 3 - на установление аналогий; 4 - на клас­сификацию; 5 - на обобщение; 6 - установление закономер­ности в числовых рядах.

Особенности ШТУР:

1 - учитываются не статистические нормы, а социально-психологический критериальный норматив;

2 - используют обязательные школьные понятия;

Таблица 3. Результаты практического решения наглядной задачи (по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной)

 

 

Возраст Используе­мые материалы Описание практических методик Обработка данных  
мыслите пьные процессы сенсорные процессы  
1 год-1 год 6 ме­сяцев Вспомога­тельные предметы 1. «Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (тол­стые нити, веревочки) одинаковой длины, к од­ной из которых привяза­но кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо. 2. «Прокати матрешку». На тележке стоит мат­решка. Вокруг верти­кального штыря, нахо­дящегося на краю те­лежки, перекинута тесь­ма, концы которой по­вернуты к ребенку и идут параллельно друг другу Наблюдают, способен ли ребенок обна­ружить и иссле­довать готовые межпредметные связи Оценивают: насколько раз­вито ли воспри­ятие сопере-мещения пред­метов, как ре­бенок эмоцио­нально реаги­рует на при­ближение предмета -_ цели  
1 год 6 ме­сяцев-2 года Простей­шие орудия 1. «Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом — палочка. Ребенку пред­лагают достать колечко, не трогая его руками. 2. «Что в трубке ле­жит?» В прозрачной трубке лежат шарики Выясняют, уда­ется ли ребенку установить взаимосвязь между предме­гом и орудием Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемеще-ния; учитывает ли ребенок форму, про­странственное  
Возраст Используе­мые материалы Описание практических методик Обработка данных
мыслительные процессы сенсорные промессы
    или другие мелкие иг-эушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики   положение предметов
1 год 6 ме­сяцев-2 года 6 месяцев Специали­зированные орудия 1. «Поехала кукла в гостия. На столе стоит тележка с куклой. На те­лежке имеется верти­кально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ре­бенку прокатить куклу, не трогая тележку руками 2. «Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, эядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок 3. «Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики Анализируют, способен ли ребенок дос­тичь результат, учитывая осо­бенности ору­дия, форму и положение предмета Отмечают, спо­собен ли ребе­нок испольэо-вать орудие, ко­торое переме­щается в раз­ных направле­ниях, учитывая форму предметов
2-3 года Тоже Перед ребенком стоит одноцветный прямо­угольный кубик с отвер­стиями. В отверстия ку­бика нужно вставить втулки с плоскими шляп­ками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки Выявляют, как ребенок уста­навливает связь между несколькими предметами для объедине­ния их в целое посредством орудия Оценивают, как ребенок вос­принимает предметы в ди­намике сопере-мещений, воз­действий и из­менений, а так­же отмечают особенности выделения час­тей и целого
                   

3 - предусмотрена возможность на основе теста предус­мотреть специальные методы исправления дефектов умствен­ного развития.

Для диагностики умственного развития выпускников школ, абитуриентов, студентов может использоваться специ-

альный тест АСТУР (Тест умственного развития для аби­туриентов и студентов), который состоит из 8 субтестов:

1) осведомленность;

2) двойные аналогии;

3) лабильность;

4) классификации;

5) обобщения;

6) логические схемы;

7) числовые ряды;

8) геометрические фигуры (задания на материале школь­ных программ).

На основе теста можно определить общий "балл умствен­ного развития, а также приоритетное овладение какими-либо учебными дисциплинами (математического, естественно-науч­ного, гуманитарного цикла), преобладание вербального и об­разного мышления; в результате можно прогнозировать ус­пешность обучения в различных учебных заведениях по спе­циальностям разного профиля

Для диагностики личностных особенностей детей могут использоваться 16-факторный личностный тест Кэттела (детский вариант), тест Айзенка (детский вариант), Пси­ходиагностический тест ЛДТ, методики выявления самооцен­ки, проективные методики (CAT, рисуночные тесты) и др.

2. 1. Депривация и пути ее выявления

Психическая депривация - это психическое состояние, воз­никающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некото­рых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует не­сколько теорий психической депривации. Под понятием «пси­хическая депривация» подразумеваются различные неблагопри­ятные влияния, которые встречаются в жизни.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странно-

стей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмо­циональной картины, вплоть до очень грубых поражений раз­вития интеллекта и характера. Психическая депривация может представлять пеструю картину невротических при­знаков, а иногда проявляться выраженными соматически­ми особенностями.

Различные формы психической депривации в жизни встре­чаются одновременно. Изолированно выявить их можно лишь экспериментально.

Чаще всего выделяют следующие формы психической деп­ривации.

I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное ко­личество сенсорных стимулов или их ограниченная измен­чивость.

II. Депривация значений (когнитивная): слишком измен­чивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упо­рядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (см.: И. Лангмейер, 3. Матейчек. Психическая депривация в детс­ком возрасте. Прага, 1984).

III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональ­ная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация идентичности (социальная): ограничен­ная возможность для усвоения самостоятельной социальной

роли.

'Большие трудности, следовательно, представляет не толь­ко преодоление явления депривации у детей, воспитывающихся вне семьи, но и грамотная диагностика этого явления. В этом случае необходимо сотрудничество целого ряда работников -педиатра, детского психиатра, психолога, социального работника, педагога и других. Ввиду того, что от своевременного распоз­навания зависит также и эффективность терапевтических и исправительных мероприятий, следует ознакомить с этими при­знаками всех работников, которые общаются с депривирован-

ными детьми, прежде всего детского врача, воспитателей, со­циальных работников и детских сестер.

Диагностика депривации достаточно сложна, ее следует проводить в несколько этапов. Обязательной составной час­тью такой диагностики должно быть медицинское обследова­ние. Необходимо учитывать то обстоятельство, что деприва-ционные моменты могут иметь решающее значение у некото­рых детей, направленных к педиатру с признаками физиче­ских нарушений, например запаздыванием физического раз­вития. Необходимой составной частью медицинского обсле­дования является неврологическое обследование, которое спо­собствует различению депривационных последствий и нару­шений энцефалопатического происхождения.

Только после медицинского обследования ребенка и уста­новления действительно психических причин депривации следует переходить вначале к патопсихологическому и лишь затем к собственно психологическому исследованию. Специ­алисты считают, что нет и, вероятно, никогда не будет специ­ального теста депривации, так что подозрения, которые могут высказать патопсихологи и психологи, должны исходить из результатов довольно обширного исследования.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития являются действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реа­гировать на трудности и отклонения, возникающие постепен­но на отдельных этапах развития.

Для диагностики уровня и вида депривации необходимо получить дифференцированную картину уровня развития психики ребенка по целому ряду отдельных слагаемых: гру­бая и тонкая моторика, социальное поведение, речь и т.п.

Приведем для примера несколько методик, которые могут быть использованы с этой целью.

Динамическая организация двигательного акта

«Перебор пальцев»-. Поочередное прикосновение боль­шим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений),

которое должно производиться обеими руками сначала в мед­ленном (2-3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5-7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся иг­ровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре» или: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты, ко­мандуй: раз, два, три, четыре...»

Оценка результатов: 4 балла - выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; три балла - дезавтомати-зация движений на истощение; два балла - явления персеве-раторности на истощение; 1 балл - выраженная персевера-торность движений.

Реципрокная координация движений (пробы Озерско-го). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Внача­ле экспериментатор показывает, как следует производить дви­жения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продол­жай движения вместе со мной».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: