Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Тест, незаконченных предложений
Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам
дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.
|
Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.
Инструкция
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложений, а ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро...
Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я...
При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время" реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения
|
ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.
Незаконченные предложения
3. Мы любим маму, а...
15. Я думал, что мама чаще всего...
7. Отцы иногда...
9. Что бы наш папа...
5. Мой брат (сестра)...
11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
4. Бываем среди детей, но...
8. Дети, с которыми я играю...
12. Мои друзья меня часто...
23. Мой учитель (учительница, учителя)...
16. Если бы не было школы...
18. Когда думаю о школе, то...
1. Я думаю, что людей больше...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
17. Я весь трясусь, когда...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если бы я...
24. Всегда мечтаю...
14. Больной ребенок...
Интерпретация теста
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, ыа-
сколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).
«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSGT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. "Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).
|
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.
Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери — 3, 15,
б) отношение к отцу — 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,
г) отношение к семье — 2, 10,
д) отношение к ровесникам — А, 8, 12,
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом — 1,
з) отношение к собственным способностям — 6, 21, и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19,
к) отношение к болезни — 14,
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.
Серия рассказов «Детский мир»
Данная серия относится к апперцептивным методикам, подобным ТАТ, САТи их модификациям. Эта часть диагностического комплекса направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, учителям, сверстникам), а также на выявление значимых переживаний (тревоги, страха). Полный вариант методики состоит из 10 рисунков, сокращенный — из 4 (рис. 1, 2, 3, 10). В отличие от методики «Волшебный мир», где идентификация с определенным персонажем задана инструкцией, в этом задании ребенок отождествляет себя с героем рассказа спонтанно и неосознанно. Автор методики рекомендует проводить беседу с ребенком после тестирования, обсудив подробнее отдельные рассказы. Обсуждение рассказов может выполнять психокоррекцион-ную роль (см. стр. 218-223).
Таким образом, все части проективного интервью относятся к различным группам проективных техник, и, следовательно, результаты диагностики высвечивают проблемы ребенка с разных сторон, способствуя успешной психокоррекционной работе. Существенно также то обстоятельство, что результаты обследования детей с помощью комплекса проективного интервью отражают два уровня мотивов: осознаваемые, «мотивы цели» по терминологии А.Н.Леонтьева (интервью «Волшебный мир», отчасти — тест незаконченных предложений), и неосознанные, «мотивы-смыслы» (методика «Детский мир»). Следовательно, на основании результатов обследования проективным интервью можно судить о степени осознания ребен-
ком своих проблем, что очень важно при переходе к психокоррекции.
На этапе освоения методики рекомендуется соблюдать инструкцию, выполнять всю последовательность заданий. Однако опытный практик в зависимости от целей и задач исследования может вносить в тест методики некоторые изменения: опускать некоторые вопросы, предложения, заменять их другими, менять порядок предъявления незаконченных предложений и рисунков «Детский мир», но непременно сохранять общий контекст каждой части методики.
Интерпретация всех трех частей комплекса проективного интервью преимущественно содержательная. Следует подчеркнуть, что между ответами ребенка на отдельные вопросы и симптомами психологического неблагополучия нет однозначной связи, и диагностические выводы о характере трудностей ребенка не являются обоснованными, если базируются лишь на отдельных ответах. Такие выводы имеют под собой основания только тогда, когда подтверждаются целым рядом высказываний ребенка по всем 3 частям интервью (например, вывод о том, что причиной затруднений ребенка является семейное неблагополучие, остро им переживаемое, правомерен, если во всех частях диагностического комплекса имеется подтверждение этой гипотезы).
Использование методики Розенцвейга в работе с детьми
Методика разработана и апробирована В. В. Добровым и приводится в авторском изложении. В практической деятельности мы столкнулись с рядом задач, в ходе решения которых были вынуждены создать модифицированный вариант методики Розенцвейга.
Задачи, повлекшие за собой изменение методики, носили сугубо конкретный характер. По работе нам часто приходится сталкиваться с таким явлением, как кризис, в который попадают учащиеся при переходе из начального звена в среднее. В литературе «кризис перехода» описан, хотя и неполно.
ЦСИ.ШШ ш^иАоаиагностика t просрориентац ия
Тестовый материал к методике «Детский мир»
Обычно приводятся жалобы родителей и учителей, сводящиеся к тому, что ребенок стал невнимательным, рассеянным, плохо запоминает, неизвестно о чем думает на уроках, стал раздражительным, обидчивым и т.п.
Для того, чтобы проводить консутативно-коррекционную работу с учащимися, учителями и родителями, необходимо было выяснить характер изменений, и в каких значимых для ребенка отношениях это происходит.
Первое изменение, которое мы внесли в детский вариант методики Розенцвейга состояло в подборе по трем типам отношений: отношения ребенка с родителями («Семья»), отношения с учителями («Школа»), отношения со сверстниками («Сверстники»). Второе изменение заключалось в сокращении количества стимульного материала с 24-х до 15-ти карточек, по пять карточек на соответствующий тип отношений. Проводя классический вариант методики фронтально, с классом, мы заметили, что к концу тестирования многие учащиеся устают, у них пропадает интерес к работе и, как правило, меняется характер ответов. Этим и было вызвано сокращение количества стимульного материала. Третье изменение касается инструкции. Многократное экспериментирование с инструкцией дало нам основание утверждать, что большинство детей 3, 5, 6 классов испытывают значительные трудности, когда им предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что, по твоему мнению, скажет второй персонаж, изображенный на картинке?». Механизмы проекции, как нам кажется, у детей данного возраста развиты недостаточно хорошо. По характеру ответов видно, что инструкция ими переформулируется в то, как должен ответить второй персонаж, поэтому ответы учащихся носят социально-желательный характер, т.е. дети знают, как должен вести себя человек в той или иной ситуации.
Инструкция, которая предлагалась нами, переводит методику из проективной в самооценочную. Однако до проведения методики психологу необходимо установить полный контакт с классом, и лишь в ситуации доверия можно проводить данную методику.
Инструкция
«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть-одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал». После этого мы обычно говорим о том, какие чувства и эмоции бывают. Для создания у учащихся чувства безопасности практикуется и анонимное выполнение задания. Полученные ответы, на ваш взгляд, говорят сами за себя.
Пример: 1 ситуация. Ответ: «А я не знаю, откуда они там появились (двойки), (испытываю стыд). Или 4 ситуация. Ответ: «Ладно, посмотрю (оп'ять мне сидеть), — обида.
Далее ответы оцениваются и индексируются в соответствии с основной методикой. Исходя из наших целей, мы индексировали только чувства, которые испытывали учащиеся. Работая с основной методикой, мы отказались от использования ключа и вычисления GGR, т.к. считаем этот показатель малооперационным. Результат оценивается на уровне анализа тенденций и отдельных реакций. Для более удобного анализа полученные баллы переводятся нами в проценты, причем баллы, полученные по каждому типу отношений, например, по «Семье» принимаются за 100%, и, исходя из этого, высчитыва-ется процент отдельных реакций. В конце составляется таблица по всем трем типам отношений. Таким образом, обработка проводится в несколько этапов: индексация ответов учащихся, составление таблиц («Семья», «Школа», «Сверстники», общая) на каждого учащегося в баллах, суммирования результатов в общеклассные 4-е таблицы (в баллах) и после этого вычисление процентов, описанных выше. В итоге мы получаем результаты как по одному учащемуся, так и своеобразный портрет класса.
Тестовый материал к детскому варианту методики Розенцвейга