Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер)




Правила пользования опросником АСВ. Перед заполне­нием опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и родителем, заинтересовать его в правди­вости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает инструкцию, убеждается, что опра­шиваемые ее правильно поняли. После того, как родители приступили к заполнению анкеты, инструктирование или по­яснения не допускаются.

На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к од­ной шкале, расположены в одной строке. Справа от номеров от­ветов, относящихся к одной шкале, указаны применяемые в дан­ных рекомендациях сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое зна­чение для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 н 81 относятся к шкале П+ (гиперпротекция), ди­агностическое значение которой равно 7. Для подсчета бал­лов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведен­ных в соответствующей строке номеров. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у об­следуемого родителя диагностируется тот или иной тип

отклонения воспитания. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, П+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка н обозначена теми же буквами. Так, для шкалы П+ общее количество баллов подсчитывается с учетом ответов на вопросыКМ, 107, 113, 119, 125. Именно оно и сравнивается с 7. При наличии отклонений по нескольким шкалам необхо­димо обратиться к Таблице диагностики типов семейного вос­питания для установления типа неправильного семейного воспитания.

Опросник для родителей.

Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содер­жит утверждения о воспитании детей. Утверждения прону­мерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставь­те на номере вопросительный знак.

.1о иЪ опроснике нет «правильных» или «неправильных» ут­верждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы по­можете психологу.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным — куда-нибудь пойти вме­сте, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

, 4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопро­сами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей".

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю свое­му сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (лю­била) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я пвступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то очень утомительное дело.

17. У моего сына есть некоторые качества, которые выво­дят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лег­че, если бы мой муж (жена) не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой(я) сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одеж­ду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему(ей)

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или при­ходилось раньше) присматривать за младшим братом (се­строй).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (до­чери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, что­бы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что. плохо себя чув­ствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не про­ходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в из­лишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское со­брание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (доче­ри), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (до­чери) важные и трудные дела.

46. На моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, это слушаться.

48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сьшу (дочери) чего-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится на­строение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (до­чери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понять чувства другого челове­ка, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого челове­ка, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

"64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам луч­ше знаю, чего ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех дру­гих людей.

68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем дру­гие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (до­черью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил ни­кого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нра­вился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сы­ном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери), нам при­ходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе сло­во. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) про­тив меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.

82. Нередко приходится (или приходилось) подписьшаться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на ра­боте).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) про­шли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы по­моложе, то я наверняка бы в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам (а), потому что не умел(а) его воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он непременно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (доче­ри) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на лю­бую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет, быть таким милым, что я ему все прощаю.

НО. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

ИЗ. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь дела­ми сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нужда­ется во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большин­ства других подростков.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодар­ности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей по­стоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на раз­влечения.

t22. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (выш.-ла.замуж).

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему мо­менту (в учебе, работе или другом), он добился только благо­даря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Кончив уроки (или прийдя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ ОТВЕТОВ

Ф. И. О. Фамилия и имя

заполняющего анкету ____________________сына (дочери) _________

Кто заполнял (отец, мать, Дата Возраст

другой воспитатель) ___________заполнения _________подростка___

          П +  
          П -  
          У +  
          У- 4,
          т +  
          т-  
          3 +  
          3-  
          с +  
          с -  
          н  
          РРЧ  
          пдк  
          вн  
          ФУ  
          НРЧ  
          ппск  
          вк  
          пмк  
          пжк  
    ИЗ     п +  
          п -  
          У +  
          РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь

идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделя­ют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недоста­точная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала П + опросника АСВ) — родите­ли уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания; когда его воспитание стало центральным делом в жизни ро­дителей, основным, чему посвящена жизнь.

Гипопротекция (шкала П-) — случай крайне понижен­ного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него».

2. Степень удовлетворения потребностей подростка.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании гово­рят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балу­ют» его.

Игнорирование потребностей подростка (шкала У-).

3. Количество требований к подростку в семье. Чрезмерность требований (обязанностей) — (шкала Т+). Повышенная моральная ответственность. Требования к

подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответ­ствуют его возможностям.

Недостаточность обязанностей подростка (шкала Т-). В этом случае подросток имеет минимальное количество обя­занностей в семье. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителя о том, что трудно привлечь подро­стка к какому-нибудь делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов (доминирование)

(шкала 3 +). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничиваю­щих его свободу и самостоятельность.

Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала 3-). В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их.

5. Строгость санкций.

Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания — шкала С+). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначи­тельные нарушения.

Минимальность санкций (шкала С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они

уповают на поощрения, сомневаются в результате любых на­казаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена сти­ля воспитания (смена воспитательных приемов) — пере­ход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению.

Таблица 1. Диагностика типов семейного воспитания

 

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Уровень протек­ции Полнота удовле­творения потреб­ностей Количе­ство требова­ний Число запретов Жест­кость санкций
  П У Т 3 С
Потворствую­щая гиперпротекция + +      
Доминирующая гиперпротекция + + ± + ±
Жестокое обращение -   ± ± +
Эмоциональное отвержение - - + ± +
Повышенная моральная от­ветственность     + ± ±
Безнадзорность - - - - +

Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» недостаточную выра­женность; «±» означает, что при данном типе воспитания воз­можна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточ­ность или невыражешюсть.

Причины нарушений в стиле семейного воспитания, выз­ванные особенностями поведения родителей:

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потвор­ствующая или доминирующая). Отношения с ребенком, а по­зднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного за­мужества. Появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь».

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемые нарушения в воспитании: потвор­ствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблю­дается стремление игнорировать повзросление детей, стиму­лировать у них детские качества (детскую импульсивность, не­посредственность, игривость).

Воспитательная неуверенность родителей (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. Ро­дитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопро­сах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминиру­ющая). Отношения родителей к подростку в этим случае фор­мируются под воздействием накопленного страха утраты ре­бенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), дру­гих — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответ­ственность», жестокое обращение. Причиной неразвитос­ти родительских чувств может быть отвержение самого ро­дителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое вре­мя не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, ши-зоидность.

Проекция на подростка собственных нежелательных ка­честв (шкала ППСК). Обусловливаемое нарушение воспи­тания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. При­чиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе.

Внесение конфликта между супругами в сферу воспита­ния (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворству­ющей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превра­щается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недоволь­ство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». Характерное проявление ВК — выражение недовольства вос­питательными методами другого супруга.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подрост­ку в зависимости от пола подростка (шкала предпочтения мужских качеств — ПМК, и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК). Обусловливаемое нарушение воспита­ния — гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действи­тельными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам».

5.7 Психодиагностический тест исследования личности подростка

Описание. Методика ПДТ представляет собой опросник, состоящий из 174 пунктов в виде утверждений типа: «Кое-кто настроен против меня», «Я человек твердых убеждений» и др.

Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал, 10 шкал ниж­него уровня описывают невротизм, психотизм, депрессию, со­вестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснитель­ность), общительность.

Шкалы верхнего уровня характеризуют психическую не­уравновешенность (группируется на базе 1, 2 и 3 шкал ниж­него уровня), асоциальность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: