Выделить художественные особенности произведения Ю. Олеши «Три толстяка»




ОЛЕША ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899-1960),русский прозаик,драматург.Родился 19 февраля(3 марта) 1899 в Елисаветграде.Отец, обедневший польский дворянин,был акцизным чиновником.Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.

В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение- роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М.Добужинского),посвятив его своей жене О.Г.Суок. Жанр сказки,мир которой естественно-гиперболичен,соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли«королем метафор»).Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции.Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках»всем положительным героям - циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору ГаспаруАрнери.

Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду,героического примера дети страны Советов здесь не найдут»).Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков,которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса nepеведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет(муз. В.Оранского)и художественный фильм (реж.А.Баталов).

Повествовательная манера Ю. Олеши отличается причудливым сочетаниемкрасок, неожиданностью ассоциативных сближений.ПроизведенияОлеши переведены на многие иностранные языки.

В этой книге есть все, что беспроигрышно нравится детям:заманчивое"вдруг" на каждой странице, крутые повороты сюжета.Герой под пуДями идет по канату;беглецы спасаются от преследователей через подземный ход; дикая пантера вырвалась на свободу и вот-вот растерзает героя. Восставили народ борется со своими угнетателями.Бои, преследование,освобождение от плена, бегство,переодевание(и даже перекрашивание).

Однако есть в этой книге один недостаток,чрезвычайносущественный.В общей форме его можно выразить так: "Три толстяка"- холодная книжка.Оназанимает,но не трогает.Читатель не заплачет над ней, как плачет над "Принцем и нищим", и не засмеется, как смеется над"ПриключениямиСойера". Суок- героиня книги- сероглазая,лукавая и мужественная все-таки кукла,а не живая девочка.Читатель жадно следит за всеми перипетиями сюжета, но сердце у него не сжимается даже тогда,когдаСуок отправляют на казнь.

В чем же литературная природа этого странного холода, исходящего от книги?

В том, по-видимому,что, мир, создаваемый Олешей в "Трех толстяках" (и во многих произведениях,более поздних),- это мир вещей,а не мир человеческих чувств. Но читатели- люди, и трогать их, волновать их дано только человеческому;вещь интересна нам только тогда, когда сквозь нее можно яснее разглядеть человека.

В "Трех толстяках"вещи властвуют самодержавно,тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному.Читая "Трех толстяков",невольно вспоминаешь слова Флобера в одно из его писем: "Излишние сравнения следует давить,как вшей". А"Тритолстяка"будто нарочно для того и написаны,чтобы все вещи,всехживотных,всех людей сравнивать с животными и с вещами.

Примеры:

"Большие розы, как лебеди,медленно плавали в мисках (стр.9);

"Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком" (стр. 11);

"Розы вылились,как компот" (стр. 11);

"Шпоры у него были длинные,как полозья" (стр. 15);

"Пантера,совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на ее шкуре розами" (стр., 90).

А вот о людях: "Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками" (стр.6);

"Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки" (стр.7);

"Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома" (стр. 15).

Зрительно, внешне, все это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, пораженные пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство -зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остается равнодушен к их гибели.

Здесь мы подходим к главному источнику холода, которым веет от книги. Ведь тема "Трех толстяков"- борьба трудового народа с угнетателями, борьба восставшего народа с правительством. Беда не в том, что тема эта взята, как сказочная; наоборот, сказка могла дать огромные возможности для социального обобщения и для раскрытия героизма. Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на ее пути.Как и почему народу удалось одержать победу,как и почему гвардейцы перешли на сторону народа,как восставшие взяли дворец,обо всем этом мы узнаем очень мало - гораздо меньше, чем о розовом платье Суок, о звуке ее имени или о тени, отброшенной на лицо спящего воздушными шарами. Основная тема тонет в капризах сюжета,в кокетливых волнах розового тюля, в вихре"миндаля, изюма,черешен", в водопаде сахарного песка, в сладком наводнении сиропов...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: