Глава1. Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.




КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

ТЕМА

 

«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».

 

студента заочного отделения

группы Д-51

Кирилловой Юлии Витальевны

Научный руководитель:

Полякова Елена Николаевна,

преподаватель

 

Рыбинск

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития

ребенка является уровень овладения пространственными представлениями,

умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования [7,с.154].

Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

Актуальность. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться в пространстве. Вместе с тем специфические особенности пространственных представлений как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.

В философских, психолого-педагогических исследованиях отмечается

исключительное значение сформированности пространственных представлений для построения целостной картины мира, осознания своего места в нём.

Ориентировка в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, таким образом оказывая влияние на развитие самосознания, что, как известно, является неотъемлемой частью социализации личности.

Важность сформированности пространственных представлений у детей

была обозначена многими авторами: А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко,

А.В. Семенович, М.М. Семаго, К.С. Лебединская, М.В. Вовчик-Блакитная, О.С.Никольская, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго и другими.

На уровне дошкольного образования пространственные представления

развиваются в различных видах деятельности: в процессе образовательной

деятельности по формированию математических представлений,

изобразительной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в

процессе индивидуальной работы с детьми. Также идет активное формирование пространственных представлений в ходе режимных моментов: утренний прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, в дидактических и подвижных играх.

 

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного

Образования (ФГОС ДО) выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного учреждения. Одним из них выступает, принцип интеграции различных видов деятельности, в который входит познавательное развитие, оно предполагает развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, а оно невозможно без представления о пространстве.[8].

Целью интеграции является обеспечение у детей целостного восприятия окружающего мира.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие детей происходит в присущих им видах деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин): сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование, аппликация и другие.).

Особенностью всех выше перечисленных видов деятельности является то, что в процессе их реализации также формируются пространственные представления. Так, например, О.В. Бурачевская рассматривает формирование пространственных представлений у детей посредством конструирования, П.В. Дьяконова - посредством сказок.

Т.А. Мусейибовой обозначены этапы работы по формированию пространственных представлений, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и игровых упражнений.

Существенный вклад, в создание дидактических игр и игровых упражнений, включение их в систему обучения дошкольников, началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли: Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, М.К. Сай, Е.И. Удальцова, А.М. Леушина, М.Н. Перова, Т.К. Жигалкина, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и другие.

В связи с этим я выбрала следующую тему исследования «Формирование

пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».

Объект исследования: формирование пространственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс освоения старшими дошкольниками пространственных представлений с помощью игровых упражнений.

Гипотеза исследования: формирование представления о пространстве детьми старшего дошкольного возраста, если использовать систему игровых упражнений развивающего характера, и включать их в содержание непосредственной образовательной деятельности, в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность дошкольников.

Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:

1. Раскрыть теоретические аспекты понятия о пространстве.

2.Выявить особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.

3.Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

4. Разработать игровые упражнения для усвоения старшими дошкольниками представления о пространстве.

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственных представлений дошкольников с применением игровых упражнений.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы в детском саду; при осуществлении планирования педагогического процесса по разделу «формирование пространственных представлений»; в ходе создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Структура работы- исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений, дополняющих и раскрывающих теоретические и практические аспекты изложенной в работе информации.

 

Глава1. Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: