КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
ТЕМА
«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».
студента заочного отделения
группы Д-51
Кирилловой Юлии Витальевны
Научный руководитель:
Полякова Елена Николаевна,
преподаватель
Рыбинск
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития
ребенка является уровень овладения пространственными представлениями,
умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования [7,с.154].
Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.
Актуальность. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться в пространстве. Вместе с тем специфические особенности пространственных представлений как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.
В философских, психолого-педагогических исследованиях отмечается
исключительное значение сформированности пространственных представлений для построения целостной картины мира, осознания своего места в нём.
Ориентировка в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, таким образом оказывая влияние на развитие самосознания, что, как известно, является неотъемлемой частью социализации личности.
Важность сформированности пространственных представлений у детей
была обозначена многими авторами: А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко,
А.В. Семенович, М.М. Семаго, К.С. Лебединская, М.В. Вовчик-Блакитная, О.С.Никольская, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго и другими.
На уровне дошкольного образования пространственные представления
развиваются в различных видах деятельности: в процессе образовательной
деятельности по формированию математических представлений,
изобразительной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в
процессе индивидуальной работы с детьми. Также идет активное формирование пространственных представлений в ходе режимных моментов: утренний прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, в дидактических и подвижных играх.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
Образования (ФГОС ДО) выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного учреждения. Одним из них выступает, принцип интеграции различных видов деятельности, в который входит познавательное развитие, оно предполагает развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, а оно невозможно без представления о пространстве.[8].
Целью интеграции является обеспечение у детей целостного восприятия окружающего мира.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие детей происходит в присущих им видах деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин): сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование, аппликация и другие.).
Особенностью всех выше перечисленных видов деятельности является то, что в процессе их реализации также формируются пространственные представления. Так, например, О.В. Бурачевская рассматривает формирование пространственных представлений у детей посредством конструирования, П.В. Дьяконова - посредством сказок.
Т.А. Мусейибовой обозначены этапы работы по формированию пространственных представлений, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и игровых упражнений.
Существенный вклад, в создание дидактических игр и игровых упражнений, включение их в систему обучения дошкольников, началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли: Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, М.К. Сай, Е.И. Удальцова, А.М. Леушина, М.Н. Перова, Т.К. Жигалкина, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и другие.
В связи с этим я выбрала следующую тему исследования «Формирование
пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».
Объект исследования: формирование пространственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс освоения старшими дошкольниками пространственных представлений с помощью игровых упражнений.
Гипотеза исследования: формирование представления о пространстве детьми старшего дошкольного возраста, если использовать систему игровых упражнений развивающего характера, и включать их в содержание непосредственной образовательной деятельности, в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность дошкольников.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты понятия о пространстве.
2.Выявить особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
3.Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
4. Разработать игровые упражнения для усвоения старшими дошкольниками представления о пространстве.
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственных представлений дошкольников с применением игровых упражнений.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы в детском саду; при осуществлении планирования педагогического процесса по разделу «формирование пространственных представлений»; в ходе создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Структура работы- исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений, дополняющих и раскрывающих теоретические и практические аспекты изложенной в работе информации.
Глава1. Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.