ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАБОТЫПРОЕКТИРУЕМОЙ СТО
На проектируемой СТО производятся следующие виды работ: диагностические, ТО в полном объеме, смазочные, регулировочные по установке углов передних колес, ремонт и регулирование тормозов, электротехнические, по приборам систем питания, шиномонтажные, ремонт систем, узлов и агрегатов.
Диагностика - проводятся работы по определению неисправностей в узлах и агрегатах автомобиля. Кроме того, диагностируется состояние ЭСУД и механической части двигателя. Так же могут устранить неисправность на месте.
Участок ТО - предназначен для проведения технического обслуживания и текущего ремонта. Здесь производятся работы по ремонту подвесок, трансмиссии, КПП, тормозной системы замене технических жидкостей, снятие и последующая постановка узлов и агрегатов для ремонта их на соответствующих участках (электротехнический, агрегатный).
Смазочный участок – производится смазка всех трущихся деталей
Участок для регулировки колес - регулировка углов развала колес, схождение колес, регулировку рулевого механизма.
На участках ремонта электрооборудования проводят обслуживание приборов, неисправность которых не может быть устранена на месте.
Шиномонтажный участок предназначен для демонтажа и монтажа колёс и шин, замены покрышек, ремонта камер и дисков колёс
Ремонт и регулирование тормозов – проводится ремонт тормозной системы и прокачка тормозов.
По приборам систем питания – приборы питания двигателя, насосы, форсунки, топливные рамы.
Ремонт систем, узлов и агрегатов – производится ремонт двигателя, коробок передач, раздаток.
Для каждого участка написать предназначение и привести полный перечень работ, производимых на посту или участке.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРОЕКТИРУЕМОЙ СТО
расчет должен быть по форме как в «расчет сто корр»
3.1Расчет производственной программы
Сначала определяем N-число легковых автомобилей, расположенных в зоне обслуживания нашей станции:
N=А*n/1000, (1)
где: А-численность населения, проживающая в зоне обслуживания СТО, чел. (по заданию);
n- число автомобилей на 1000 жителей (по заданию);
N=8700*220/1000=1914 авт.
Далее, рассчитываем количество комплексно обсуживаемых в течении года автомобилей:
Nгод=N*К1*К2*К3, (2)
где: К1- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО: К1=0,20…0,9. Принимаем К1=? и т д
К2-коэффициент, учитывающий увеличение количества обслуживаемых автомобилей за счет транзита: К2=1,1…1,2.
К3-коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизации района: К3=1,03…1,05.
Nгод=1914*0,6*1,1*1=1263 авт.
В настоящее время в Курской области по классам автомобилей существует следующая разбивка:
Особо малый класс-5-10% от общего объёма;
Малый класс-50-70%;
Средний класс-10-30%.;
Большой класс-5-10%.
С учетом данной разбивки, и принимая во внимание, что СТО будет обслуживать автомобили определенного класса, годовая программа будет выглядеть так:
Nсто =Nгод* % авт.
Nсто =1263*0,6=758 авт.
3.2 Расчет годового объёма работ на проектируемой СТО
Для определения коэффициента корректирования удельной трудоёмкости ТО и Р. в зависимости от количества постов СТО, необходимо знать ориентировочно количество рабочих постов на СТО.
В первом приближении число рабочих постов можно определять по формуле:
Хпр1=7,5*Nсто*Lг*tн*Кпр/10000*Dраб*Тсм*С, (3)
где: Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км (по заданию);
Dраб – число дней работы СТО в год, дни (по заданию);
tн - нормативное значение удельной трудоёмкости ТО и ТР, нормо-час., указанное в таблице1.
Таблица 1
Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО
Тип СТО и подвижного состава | Удельная трудоёмкость работ ТО и ТР на1000км пробега tн чел. час | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел. час | |||||
О и ТР | Мытье иуборка (tум) | Прием и выдача (tпв) | Шумо-изоляция салона(tши) | Противокоррозийная обработка
(![]() | |||
Городские СТО легковых автомобилей: | |||||||
особо малого класса | 2,0 | - | 0,15 | 0,15 | 10,0 | 3,0 | |
малого класса | 2,3 | - | 0,20 | 0,20 | 10,0 | 3,0 | |
среднего класса | 2,7 | - | 0,25 | 0,25 | 10,0 | 3,0 | |
Большого класса | 3,0 | 0,3 | 0,3 | 10,0 | 3,0 | ||
Тсм- продолжительность смены, час. (по заданию);
С –число смен (по заданию); У тебя С=1
Кпр– коэффициент корректирования удельной трудоёмкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий, указанный в таблице 3.
Таблица 3
Значение коэффициента Кпр в зависимости от природно-климатических условий:
Климатический район | Значение |
Умеренный | 1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 1,1 |
Умеренно холодный | 1,1 |
Холодный | 1,2 |
Очень холодный | 1,3 |
Хпр1=7,5*758*10000*2,3*0,9/10000*305*8*1,5=3,21 поста
По найденному значению Хпр1, по таблице 2, определяется коэффициент корректирования Кп удельной трудоёмкости ТО и ТР в зависимости от количества постов.
Таблица 2
Значение коэффициента Кп в зависимости от числа постов:
Число постов | Значение |
До5 | 1,05 |
6-10 | |
11-20 | 0,95 |
С учетом коэффициента Кп корректируется удельная трудоёмкость и рассчитывается годовой объём работ по ТО и ТР автомобилей. Удельная трудоёмкость t корректируется в зависимости от количества постов и природно-климатических условий:
t =tн*Кп*Кпр (4)
где: Кп- коэффициент корректирования удельной трудоёмкости в зависимости от количества рабочих постов.
Кпр- коэффициент корректирования удельной трудоёмкости в зависимости от природно-климатических условий (смотри таблицу 3).
Принимаем, используя таблицы: Кп и Кпр и рассчитываем скорректированную трудоемкость t.
t = 2,3*1,05*0,9=2,17 норм. час
3.2.1 Расчет годового объёма по ТО и Р
Расчет ведется по следующей формуле:
Ттоир= Nсто* Lг* t /1000. (5)
Ттоир= 758*10000*2,17/1000=16448,6 норм. час
3.2.2 Расчет годового объёма уборочно-моечных работ
Годовой объём УМР определяется исходя из числа заездов на СТО в год для выполнения УМР в зависимости от класса автомобиля:
Тум =Nсто*dу* tум (6)
где: dу – число заездов на станцию одного автомобиля в год для выполнения моечно-уборочных работ (принимаем dу =5);
tум– средняя трудоемкость УМР в зависимости от класса автомобиля, нормо-час., которую находим по таблице 1.
Тум = 758*5*0,20=758 норм. час
3.2.3 Расчет годового объема работ по самообслуживанию СТО
Работы по самообслуживанию включают в себя комплекс работ по обслуживанию оборудования и коммуникаций СТО: обслуживание подъёмников, стендов, компрессоров и т д. Трудоемкость этих работ определяют в процентном отношении от суммы годовых трудоемкостей работ, производимых на данной СТО:
Тсам = (Ттоир+Тум)*Кс (7)
где: Кс- коэффициент объема работ по самообслуживанию (0,15….0,20).
Тсам = (16448,6 +758)*0,17=2925,12 норм. час
3.2.4 Определение общей трудоемкости работ СТО:
Тсто = Ттоир+ Тум+ Тсам (8)
Тсто = 16448.6 + 758 + 2925,12= 20131,72 норм. час
Результаты сводим в таблицу:
Таблица 4
Распределение годового объема работ СТО
Виды работ | Объем работ, норм.час |
Годовой объем работ СТО для выполнения ТО и ТР | 16448,6 |
Годовой объем уборочно-моечных работ | |
Годовой объем работ по самообслуживанию | 2925,12 |
Всего: | 20131,72 |
3.3 Распределение объема ТО и Р по видам и месту их выполнения
Теперь необходимо, пользуясь таблицей 5, произвести распределение трудоёмкости работ ТО и ТР по видам и месту их выполнения на СТО. В таблице указаны 14 видов работ, но используйте только те, которые вы считаете нужным применять на вашей проектируемой СТО, при этом %% неиспользованных позиций перераспределяются между используемыми, так, чтобы в сумме получилось 100%. При этом количество работ по ТО и Р должно быть не менее 10.
Таблица 5
Приблизительное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО %
№ п/п | Работы | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | свыше 30 | на рабочих постах | на производственных участках | ||
Диагностические | - | |||||||
ТО в полном объеме | - | |||||||
Смазочные | - | |||||||
Регулировочные по установке углов передних колес | - | |||||||
Ремонт и регулирования тормозов | - | |||||||
Электротехнические | ||||||||
По приборам систем питания | ||||||||
Аккумуляторные | ||||||||
Шиномонтажные | ||||||||
Ремонт систем, узлов и агрегатов | ||||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | |||||||
Красильные | - | - | ||||||
Обивочные | - | |||||||
Слесарно-механические | - | - | ||||||
Всего | - | - |
Некоторые работы, выделенные красным цветом, выполняются в 2х местах: на производственных постах (подъемниках) и на производственных участках, где производится разборка, дефектовка и сборка узлов и агрегатов. К таким работам относятся: шиномонтажные, агрегатные, электротехнические, кузовные, по системам питания и некоторые другие.
Выбранные работы выполнения заносят в таблицу 6:
Таблица 6
Распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО %
Виды работ | % | на рабочих постах | на производственных участках | |
Диагностические | ||||
ТО в полном объеме | ||||
Смазочные | ||||
Регулировочные по установке углов передних колес | ||||
Ремонт и регулирования тормозов | ||||
Электротехнические | ||||
По приборам систем питания | ||||
Шиномонтажные | ||||
Ремонт систем, узлов и агрегатов | ||||
Всего |
Распределение трудоёмкости производят по формуле:
Тпi=T*Ki (9)
где: Ki- доля данного вида работ %, (таблица 5,А,Б,С,Д,Е и т.д.);
T –годовая трудоёмкость для выполнения ТО и ТР (таблица 4, строка А);
Тпi – трудоёмкость поста или участка.
1)Тп1=16448,6 *0,06=986,92 нормо-час.
2)Тп2=16448,6 *0,35=5757 нормо-час.
3)Тп3=16448,6 *0,05=822,43 нормо-час.
4)Тпi=16448,6 *0,05=822,43 нормо-час.
5)Тпi=16448,6 *0,1=1644,86 нормо-час.
6)Тпi=16448,6 *0,06=986,92 нормо-час.
7)Тпi=16448,6 *0,1=1644,86 нормо-час.
8)Тпi=16448,6 *0,07=1151,4 нормо-час.
9)Тпi=16448,6 *0,16=2631,78 нормо-час.
После всех расчетов все данные сводят в таблицу 7.:
Таблица 7
Распределение объема ТО и ТР по видам и месту их выполнения (показана с примером)
№ п/п | Работы | Распределение годовых объе- мов по ТО и ТР по видам (пос- тов до 5) | Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполнения | ||||
На рабочих постах | На производст- венных участках | ||||||
% | нормо-час. | % | нормо-час. | % | нормо-час. | ||
Диагностические | 986,92 | 986,92 | |||||
ТО в полном объеме | |||||||
Смазочные | 822,43 | 822,43 | |||||
Регулировочные по установке углов передних колес | 822,43 | 822,43 | |||||
Ремонт и регулирования тормозов | 1644,86 | 1644,86 | |||||
Электротехнические | 986,92 | 789,54 | 197,37 | ||||
По приборам систем питания | 1644,86 | 1151,4 | 493,46 | ||||
Шиномонтажные | 1151,4 | 345,42 | 805,98 | ||||
Ремонт систем, узлов и агрегатов | 2631,78 | 1315,89 | 1315,89 | ||||
Всего: | 16448,6 | 13635,89 | 2812,71 |
3.4 Расчет числа постов
3.4.1 Расчет числа рабочих постов ТО и Р
Для того чтобы определить число рабочих постов ТО и Р необходимо знать распределение объема работ по виду и месту их выполнения как это сделано в таблице 7.
Во втором приближении общее количество постов на СТО определяется по формуле:
Хпр2 = 0,77*Ттоир /Dраб*Тсм*С (10)
где: Ттоир - годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемых на постах.
Принимаем общее количество рабочих постов
Хпр2= 0,77*16448,6 /305*8*1,5=3,46 пост.
Число рабочих постов для данного вида работ ТО и ТР при равномерном поступлении автомобилей определяется по следующей формуле:
Хi= Tni*ф/ Dраб*Тсм*С*n*Pcp (11)
где: ф – коэффициент неравномерности загрузки постов (таблица 8);
Таблица 8
Коэффициент неравномерности загрузки постов
Тип рабочих постов | Тип СТО | |
городские | дорожные | |
Уборочно-моечных работ | 1.05 | 1.15 |
Технического обслуживания и диагностирования | 1.1 | 1.15 |
Текущего ремонта, регулировочных работ | 1.15 | 1.25 |
С'варочно-жестяницких, малярных работ | 1.1 | - |
n- коэффициент использования рабочего времени поста (таблица 9);
Таблица 9
Использование рабочего времени постов ТО и ТР
Тип рабочих постов | %, при числе смен работы в сутки | ||
Уборочных работ | 0.98 | 0.97 | 0.96 |
Моечных работ | 0.92 | 0.9 | 0.87 |
Технического обслуживания: | |||
На поточных линиях | 0.97 | 0.92 | 0.91 |
Индивидуального | 0.98 | 0.97 | 0.96 |
Диагностирования | 0.92 | 0.9 | 0.87 |
Текущего ремонта, регулировочных, сварочно-жестяницких. шиномонтажных работ | 0.98 | 0.97 | 0.96 |
Малярных | 0.92 | 0.9 | 0.87 |
Рср- средняя численность одновременно работающих на посту, чел. (таблица 10);
Таблица 10
Численность одновременно работающих на одном посту
Тип рабочих постов | Рср. чел |
Уборочных работ | |
Моечных работ | |
ТО | |
Диагностирования, регулировочных работ | |
Текущего ремонта | |
Сварочно-жестяницких работ | 1.5 |
Малярных работ | 1.5 |
Tni- годовой объём постовых работ данного вида, нормо-час.
1)Хi= 986,92*1.1/ 305*8*1,5*0.9*1=0,33 пост.
2)Хi= 5757*1.1/ 305*8*1,5*0.97*2=0,89 пост.
3)Хi= 822,43*1.1/ 305*8*1,5*0.97*2=0,13 пост.
4)Хi= 822,43*1.15/ 305*8*1,5*0.97*1=0,27 пост.
5)Хi= 1644,86*1.15/ 305*8*1,5*0.97*1=0,53 пост.
6)Хi= 789,54*1.1/ 305*8*1,5*0.9*1=0,26 пост.
7)Хi= 1151,4*1.15/ 305*8*1,5*0.97*2=0,19 пост.
8)Хi= 345,42*1.1/ 305*8*1,5*0.97*1=0,11пост.
9)Хi= 1315,89*1.15/ 305*8*1,5*0.97*2=0,21 пост.
Полученное число постов и трудоёмкость каждого вида работ заносят в таблицу 11.Полученное число постов заносят в графу «расчетное», в графу «принятое» ставят округленное до ближайшего большего
Таблица 11
Результаты расчётов числа постов
№ | Виды работ | Постовые работы | Участки | ||||
Доля, % | Трудоём- кость,Ti нормо- час. | Число постов, Х1 | Доля, % | Трудо- ёмкость. нормо-час. | |||
Расчет- ное | При- нятое | ||||||
Диагностические | 986,92 | 0,33 | |||||
ТО в полном объеме | 0,89 | ||||||
Смазочные | 822,43 | 0,13 | |||||
Регулировочные по установке углов передних колес | 822,43 | 0,27 | |||||
Ремонт и регулирования тормозов | 1644,86 | 0,53 | |||||
Электротехнические | 789,54 | 0,26 | 197,37 | ||||
По приборам систем питания | 1151,4 | 0,19 | 493,46 | ||||
Шиномонтажные | 345,42 | 0,11 | 805,98 | ||||
Ремонт систем, узлов и агрегатов | 1315,89 | 0,21 | 1315,89 | ||||
Уборочно-моечные | 0,22 | ||||||
Итого: | 14393,89 | Хр=10 | 2812,71 |
3.4.2. Расчёт числа постов уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО могут производиться вручную
или на механизированных установках. При выполнении УМР вручную
(при общем числе рабочих постов до Хр=20) расчёт числа постов для УМР
производят по формуле:
Хум= Tум*ф/ Dраб*Тсм*С*n*Pcp (12)
где: Tум- годовой объём работ по мойке, нормо-час.
Принимаем число постов мойки
Хум = 758 *1.05/305*8*1,5*0.97*1=0,22 пост.=1 пост
3.4.3 Расчет общего числа постов
Общее число постов СТО Хтоир+Хум=Xр
9+1=10