ШОС - международная организация, основанная 14 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Штаб-Квартира находится в Пекине.
8 государств-членов: Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан,
Россия, Таджикистан, Узбекистан;
4 государства-наблюдателя:Монголия, Иран, Афганистан, Беларусь;
3 кандидата в государства-наблюдатели:Азербайджан, Армения, Бангладеш, Сирия и Шри-Ланка;
6 государств со статусом «партнёр по диалогу»:Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.
История создания:
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в1960-е годы, когда СССР и КНР хотели решить свои территориальные споры. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешила территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.
В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве затем, в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.
В 2001 году в Шанхае прошла встреча глав государств «Шанхайского форума». Тогда 5 стран-участниц приняли в свой состав Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».
Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“.
Основные цели организации:
1. укрепление доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членам;
2. развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
3. совместное противостояние
4. терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
5. поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
6. содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
7. координация подходов при интеграции в мировую экономику;
8. содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
9. поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
10. взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
11. совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке
![]() |
Направления сотрудничества:
· В сфере безопасности (Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям):
1) координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);
2) международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);
3) информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.)
· Экономическое
· Культурное и гуманитарное
Взаимоотношения с США, ЕС и Японией:
США
Центральная Азия началах интересовать только с С 1991 года, когда распался СССР.В США опасались возрождение коммунистических настроений на постсоветском пространстве, поэтому им было выгодно оспорить сильное влияние России в странах ближнего зарубежья.
В целом, отношение США к Шанхайской Организации Сотрудничества постепенно изменялось: от пассивного наблюдения за её деятельностью до активной заинтересованности. В настоящее время среди западных исследователей широко распространено мнение, что ШОС имеет антиамериканскую направленность и создана в противовес блокам США и западных стран.
ЕС
Во взаимоотношениях Евросоюза и стран Центральной Азии также огромное значение приобретает энергетическая составляющая, а также вопрос о транспортных коридорах. Кроме того, Евросоюз рассматривает центральноазиатский регион в качестве ”буферного фильтра», смягчающий возможную угрозу терроризма, исламского экстремизма, наркотрафика и неконтролируемой миграции на территории стран-членов ЕС.
Сегодняшний ЕС не представляет собой такого монолита, каким была «Европа девяти» или даже «Европа пятнадцати» в начале своего пути. Это справедливо как для внешней, так и для внутренней политики объединённой Европы. В связи с этим, развитие ситуации в области сотрудничества со странами Центральной Азии, скорее всего, будет проходить по следующим сценариям: налаживание двухсторонних связей и вложение инвестиций национальных кампаний (по примеру Германии) либо следование в соответствии с внешнеполитическим курсом США. На данный момент чёткой линии, направленной на партнёрство с ШОС с центральноазиатскими странами, ЕС не выработало.
Япония
Активность Японии в центрально-азиатском регионе резко возросла с конца 1990-х годов. Основной интерес Японии лежит в сфере экономики. Так как она полностью зависима от импорта энергоресурсов, она стремится получить доступ к центральноазиатским углеводородам, особенно в условиях растущей нестабильности на Ближнем Востоке. Япония — единственная страна, оказывающая «безвозмездную помощь» постсоветским странам Центральной Азии, объём которой исчисляется миллиардами долларов.
Ещё в 2003 году Япония предложила всем центральноазиатским странам формат сотрудничества «Япония плюс Центральная Азия». По мнению политологов, диалог в таком формате явился откровенным вызовом ШОС. В своё время японцы заверили МИД РФ, что не намерены трансформировать Диалог в некую организацию, конкурирующую с ШОС, а намерены использовать эту структуру лишь для оказания содействия странам Центральной Азии и Афганистану. Однако не исключено, что США попытаются посредством Японии использовать Диалог для усиления собственного влияния в Центральной Азии.
На данный момент влияния и уровня участия Японии в региональных делах Центральной Азии явно недостаточно, чтобы стало возможным создание новой международной организации в регионе.