Т. В. Бычкова, Москва
Методической основой для разработки данного урока послужил курс информатики в начальной школе, разработанный под руководством А.В. Горячева ("Информатика в играх и задачах", 4-й класс, часть 1). В ней детям дается представление об алгоритмах, о способах их записи и типах. Урок проводится в нетрадиционной форме и посвящен теме "Алгоритмы и работа с ними", он рассчитан на учащихся 4-го класса, хотя возрастной контингент может быть и другим. Он может быть итоговым, зачетным или проверочным уроком.
Цель урока: проверка знаний учащихся, повышение интереса к изучению предмета, развитие в детях творческой активности, воспитание в них навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.
Тема урока: проверяются знания учащихся по теме "Алгоритмы и работа с ними", начальные навыки основ алгоритмизации и навыки работы с компьютером.
Форма проведения урока: учебно-игровой урок в виде соревнования двух команд друг с другом. Детям приходится постоянно, в быстро меняющейся обстановке контролировать и проверять знания друг друга, а также демонстрировать свои знания. На уроке проверяются знания каждого ученика.
Содержание урока. Каждая группа обучения информатике (обычно это 12—14 человек) разбивается на 2 команды (по 6—7 человек). В каждой команде выбирается капитан, отвечающий за организацию и распределение работ среди ребят своей подгруппы. Весь урок по времени разбивается на 4 этапа. Каждый этап ориентирован на проверку знаний учащихся по тематике данного урока, но специфика этапов разная.
Этап I. Командное тестирование
Данный этап предполагает коллективное участие детей в решении предложенных задач и поиске ответов на вопросы. Этап ориентирован на привитие навыков быстрого мышления, ответственности за коллективное решение и развитие творческой активности.
Содержание этапа. Обеим командам одновременно предлагается один и тот же вопрос по теме урока. Команды обсуждают его. Команда, готовая первой дать ответ, сигнализирует об этом учителю (жюри). Обсуждение вопроса после сигнала не разрешается. Нарушение данного правила лишает команду права на ответ. За каждый правильный ответ команда получает заранее определенное количество баллов.
Время на обсуждение каждого вопроса — 1 минута. По истечении минуты вопрос снимается с обсуждения и команды баллов не зарабатывают. Время проведения этапа — 10—15 минут.
На данном этапе предлагается от 7 до 10 вопросов различной степени сложности.
В процессе проведения этапа заполняется таблица.
Командное тестирование
№ вопроса | Баллы за правильный ответ | Баллы команды № 1 | Баллы команды № 2 |
ИТОГО: |
Примеры вопросов для этапа 1
Вопросы № 1 и № 2
Для данного алгоритма
1. Укажите тип данного алгоритма.
2. Укажите пропущенную команду, если в результате работы было получено число 60.
Ответы: 1). Линейный алгоритм. 2). Z= Х·У.
Вопросы № 3, 4 и 5
Для данного алгоритма
1. Укажите тип данного алгоритма.
2. В результате работы алгоритма было получено число 40. А с каким числом начал работать алгоритм?
3. В результате работы алгоритма было получено число 46. А с каким числом начал работать алгоритм?
Ответы: 1). Разветвляющийся алгоритм.
2). 1 3). 2.
Вопросы № 6, 7 и 8
Для данного алгоритма
1. Укажите тип данного алгоритма.
2. На вход алгоритма подается число 1. Выполните алгоритм и дайте ответ.
3. На вход алгоритма подается число 2. Выполните алгоритм и дайте ответ.
Ответы: 1. Циклический алгоритм. 2. 71 3. 47.
Этап II. Индивидуальное тестирование
Цель индивидуального тестирования заключается в проверке знаний каждого ученика, умения применить их в непривычной для него обстановке и среде. В процессе его проведения определяется личное первенство как в каждой команде, так и в классе в целом.
Содержание этапа. Каждой команде предлагается по 40—50 вопросов различного уровня сложности. Каждый вопрос имеет свою стоимость (от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня его сложности). Участник команды вправе выбрать любой вопрос любого уровня сложности. Его задача — отвечая на вопросы, набрать как можно большее количество баллов за ограниченное время. Желательно, чтобы количество имеющихся вопросов на этом этапе было избыточным.
Время проведения этапа — 10 минут.
Ученик в процессе тестирования заполняет таблицу (см. ниже), которая затем передается комиссии для проверки.