Федеральное агентство по образованию




Содержание преддипломной практики

Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддипломной практики являются:

- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

- изучение материально- технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- изучение механизма формирования затрат, их эффективность и ценообразование;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предприятием;

- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- анализ управления с позиций эффективности производства.

Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал

Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.

Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.

 

Организация и порядок проведения практики

Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются кафедрой менеджмента. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия.

Научно - методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет ответственный за практику преподаватель ВШММ. Руководитель практики от ВШММ должен:

- в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента;

- консультировать студен по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;

- проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;

- помогать в подборе и систематизации материала для разработки дипломного проекта;

- по окончании практики оценить работу практиканта составленный им отчет.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания, консультирует по вопросам производственного менеджмента, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики им проверяются дневник и отчет о практике и оценивается работа студента.

Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять до 30 с рукописного текста (без приложений).

Студент, не выполнивший программу практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.

 

5. Примерный тематический план преддипломной практики

1. Общая характеристика предприятия.

2. Организационная структура управления.

3. Управление производством.

4. Управление персоналом.

5. Информационная система управления.

6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия.

7. Маркетинг менеджмент и организации.

 

Примечание: По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта.

 

6. Порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной

Практики

Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:

- Цели и задачи предприятия

- Масштаб деятельности предприятия

- Миссию и имидж предприятия

- Характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта

- Географическое положение, климатические и природные условия предприятия

- Степень механизации и автоматизации производства и процессов управления

- Уровень специализации, кооперирования и концентрации производства

- Организационную структуру производства (организационно-право вые формы структурных 3делений и характер организационных отношений между ними)

- Производственную структуру предприятия (технологический аспект).

- Стратегию и тактику управления предприятием Уровень организационной культуры.

 

Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

- Организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно- правовой формы

- Характер организационных отношений между структурными подразделен и ям и

- Компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочии), обеспечивающие структурные подразделения

- Методы применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне

- Структуру и функции аппарата управления предприятием

- Регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями

- Эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

 

Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- Производственной функции предприятия

- Структуры организационной системы включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля

- Оперативного планирования выпуска продукции

- Нормирование труда и управление запасами

- Календарного планирования и диспетчеризации производства

- Мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора

- Управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и высшего звена Студенту необходимо:

- Ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению

- Изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии

- Проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов

- Изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений

- Проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность.

- Ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли)

- Дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельности предприятия

- Изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

 

Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров.(по категориям персонала)

- Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала)

- Процесс подбора кадров руководителей и специалистов

- Систему материального и морального стимулирования

- Функции управленческого персонала

- Требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям обшей и специальной подготовки

- Систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.)

- Методы повышения эффективности управленческого труда.

 

Информационная система управлении. По данному разделу студенты должны изучить:

- Массивы информации

- Коммуникационный процесс

- Коммуникации между уровнями управления и подразделениями

- Коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.)

- Характеристику общей схемы информационных потоков и организации

- Информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации)

- Средства передачи и преобразования информации

- Документооборот предприятия и его характеристику

- Организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия

- Пути устранения недостатков коммуникационного процесса

- Совершенствование коммуникаций в организации.

 

Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо:

- Изучить структуру и содержание деятельности экономических служб

- Ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования

- Приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия

- На основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия

- Изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности

- Осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы

- Внести предложения но выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

 

Маркетинг менеджмент в организации. Студент должен отразить в отчете:

- Задачи службы маркетинга

- Систему организации службы маркетинга

- Задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы

- Анализ маркетинговой среды фирмы

- Структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС)

- Планирование продукции и товарную политику

- Управление качеством товара

- Стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб

- Инновационную политику

- Ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии

- Роль посредников в товародвижении

- Условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта

- Требования к торговым посредникам

- Планирование продвижения товаров на рынке

- Коммуникационную политику фирмы

- Основные методы реализации изделий (услуг)

- Стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность

- Инструменты стимулирования сбыта

- Ценовую политику и конкуренцию

- Факторы, определяющие решения по ценам

- Ценовую рекламу

- Ценовые гарантии и особые соглашения

- Определение цен на новые изделия и их поведение на рынке

- Систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия

- Предложения по повышению эффективности и маркетинговой деятельности предприятия

 

 

7. Основные документы, необходимые для прохождения преддипломной практики:

1. Письмо

2. Задание на практику

3. Дневник прохождения практики

4. Отчет.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература

1. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

2. Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/ Под ред А.Д. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд.-М.:ИТД «КноРус», Изд-во ГНОМ и Д,2001.-544с.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. -М.:МГУ, 1999.-416с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. -М.: Финпресс, 1998. -325с.

6. Гусин В.И. Управление качеством продукции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Короткой Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М., Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. - 288 с.

8.Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1990.-736с.

9.Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент.- М.:Прогресс, 1990.-736с.

Ю.Крупюв М. И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая

литература, 1998. 768 с. 512 с.

11.Крути к А.В., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент.- СПб.;Питер,

2001.-432с.

12. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент.-Казань, К!ТУ, 1997.-252с.

13. Томпсон А. А.. Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.576

14. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева., З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина.-М.:ИНФРА-М, 1999.- 669 с.

15. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб.пособие /Под ред. проф.А.Я.Кибанова.-М.:ИНФРА-М, 1999. -29бс.

16. Управление проектами: Учебник/ Под.ред.В.Д. Шапиро - СПб.: ДваТри, 1996г.-610с.

17. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. -СПб^Митер, 2001.-320с.

18. Экономическая теория/Под, ред. В.Д.Камаева.-М;Владос, 2001 -640с.

19. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1995.

20. Ковалев В,В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. - М,: Финансы и статистика, 2000. - 288с.

21. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.-М.:ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с.

22. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. Ильенковой С. Д. / Ильенкова С. Д., Кандурин А. В., Горбовиов Г. Я. и др. ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2002,583 с.

 

Дополнительная литература

23. Ботавина Р. Н. Этика менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 192с.

24. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов.-М.: Изд-во «Палеотнн», Издлом «Деловая литература», Изд-во «Логос», 2002.-448с. '

25. Вечканов Г.С., Всчканова Г.Р. Макроэкономика.-СПИ;2000.-208с.

26. Волков К.А., Казакова Ф.К., "Предприятия: положения об отделах и службах, должностные инструкции", М.; ЗАО Изд- во "Экономика", 2000г - 416с.

27. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы «Серия Универсальный учебник»: Пер. е англ. - М.; ИНФРА-М:2000.-б62с.

28 Егоршин А.П. Управление персоналом. -Н.Новгород: НИМБ, 1999. --624с.

29. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Л.Н.Оголевой. -М.: И11ФРА-М, 2002. - 238с.

30. Ионычев Н.П. Внешние экономические связи России (IX- начало XX века): Учебное пособие для вузов,-М.: Аспект-пресс, 2001.-399с.

31. История экономических учений: Учебное пособие для студентов высш. экон. учеб, заведен и и/Под, ред. В.С.Автономова и др. -М.:ИНФРА-М.-2000.

32. Киреев Л. Международная экономика. В 2-х частях.- Учебное пособие для вузов.-М.: Международные отношения, 2000.

33.Крейнина М.Н, Финансовый менеджмент. Задачи, деловые ситуации и гесты. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. - 1 12с.

34.Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб- пособие - М.: Финансы и статистика, 2001. — 384с.

35. Малые и средние предприятия. Управление и организация/Под ред. Пихлера Й.Х., Пляйтнера Х.Й., Шмидта К.-Х.-М.: Международные отношения, 2002.- 280с.

36- Маусов Н., Ненадышев В. Персонал в обеспечении инновационной стратегии предприятия//Проблемы теории и практики управления. 1994. №5. С.110-115.

37. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Аскери,1999.

38. Семенов Г.В. Лекции по экономичес кой кибернетике: Учебное пособие. -Казань, КГУ. 1993. -156с.

39. Минаев Э.С., Агеева Н.Г.. Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «У правление развитием организации». Модуль 15. - М.: ИНФРЛ-М, 2000. -256с.

40.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/Под ред.А.Г.Гранберга. М.: ЗАО "Изд-во экономика", 2000. 435 с.

41.С.П.Радионова,Н.В.Радионов. Оценка инвестиционных ресурсов прсдприятий(иишвационный аспект).-СПб.:Альфа, 2001. -208с.

42. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 222 с.

43. Управление организацией: Энциклопедический словарь. - М.: ИНФРЛ -М.2001.-822с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Федеральное агентство по образованию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: