Глава 2. Исследование взаимосвязи наблюдательности как активного восприятия и типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста




 

Цели, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования

 

В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы МДОУ №38 г. Салават.

Актуальность исследования заключается в том, что при подтверждении гипотезы данную методику можно будет применить в практических целях.

Предмет изучения: наблюдательность как активное восприятие

Объект изучения: дети в возрасте 5-6 лет.

Гипотеза: наблюдательность у детей старшего дошкольного возраста зависит от темперамента.

Задачи:

. Проведение теоретического анализа чувствительности и в частности восприятия в психологии.

. Выявление типа темперамента и уровня наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста.

. Проверка поставленной гипотезы на выбранных испытуемых.

. Качественный и количественный анализ полученных данных.

Методика исследования:

Тест для определения преобладающего типа темперамента А. Белова

Методика исследования наблюдательности.

 

2.2 Методики исследования

 

Тест для определения преобладающего типа темперамента А. Белова.

Методика А. Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Бланк методики находится в Приложении 1.

Обработка результатов.

Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

 

Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%;

 

где, X, С, Ф, М - типы темперамента;, A2, A3, A4 - число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.

Оценка результатов.

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий.

Если этот результат составляет 30-39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

Если результат 20-29%, то средне выражены.

При результате 10-19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.

Методика исследования наблюдательности

В основу исследования мы положили представление о многообразии проявления деятельности восприятия как активного, сознательного, контролируемого процесса. Осознанное восприятие развивается на основе бессознательного и регулируется волей человека. Отсюда возникает возможность исследовать активность восприятия как деятельности, вскрывающей «скрытые» свойства и особенности воспринимаемых содержаний.

Одно из проявлений активного восприятия в обыденной жизни - наблюдательность. Чем наблюдательней человек, тем, с очевидностью, у него лучше развито восприятие и его регуляция.

Методика, использованная в нашем эксперименте - это «Методика исследования наблюдательности», предполагающая процедуру работы со стимульным материалом, обработку данных.

Методика отвечает цели выявления уровня наблюдательности. В качестве стимульного материала используются две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой. В качестве оборудования используются бумага, ручка и секундомер.

Процедура исследования включает экспонирование картинок в течение 60 секунд. Испытуемые получили следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы назовете те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!»

Обработка и анализ результатов включает получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Итоговый показатель используется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле:

 

 

Где У - уровень наблюдательности;

С - существующие различия;

Н - несуществующие различия.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 - то наблюдательность испытуемого слабая.

 

Результаты исследования

 

Результаты тестирования по методике для определения преобладающего типа темперамента А. Белова были сведены в Таблицу 1.

 

Таблица 1. Результаты тестирования по методике А.Белова

№ испытуемого Х С Ф М
1. Алтыншин Р.        
2. Агеева Н        
3. Батов С        
4. Буракаева Г.        
5. Бураншина Г.        
6. Вершинин М        
7.ГубайдуллинаЗ.        
8. Гильметдинова Г.        
9. Гареев Т.        
10. Диваева Э.        
11. Диваев Р.        
12. Даминов Р.        
13. Егорова Н.        
14. Жусупбаева Т.        
15. Замесин П.        
16. Зулькарнаева А.        
17. Камаловава Н.        
18. Коннов С.        
19. Миргалина Д.        
20. Рахимов Д.        
           

 

По результатам первого теста испытуемые были разделены на четыре группы, и среди них было проведено тестирование по методике исследования наблюдательности.

По полученным данным мы рассчитали коэффициенты наблюдательности для каждого испытуемого. В отдельной колонке мы указали уровень наблюдательности, который обнаружил испытуемый. Результаты отражены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Коэффициенты наблюдательности

№ п/п Коэффициент наблюдательности Уровень наблюдательности
1. Алтыншин Р. Средний  
2. Агеева Н. Средний  
3. Батов С. Средний  
4. Буракаева Г. Средний  
5. Бураншина Г. Средний  
6. Вершинин М. Средний  
7. Губайдуллина З. Средний  
8. Гильметдинова Г. Средний  
9. Гареев Т. Средний  
10. Диваева Э. Средний  
11. Диваев Р. Средний  
12. Даминов Р. Средний  
13. Егорова Н. Средний  
14. Жусупбаева Т. Средний  
15. Замесин П. Средний  
16. Зулькарнаева А. Средний  
17. Камаловава Н. Средний  
18. Коннов С. Средний  
19. Миргалина Д. Средний  
20. Рахимов Д. Средний  

 

Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что они за одну минуту не успели выполнить задание.

Обобщая все вышеизложенное мы можем сделать следующие выводы:

· Деятельность восприятия можно исследовать как деятельность наблюдения;

· Наблюдательность основывается как на бессознательных, так и на осознанных действиях;

· Наблюдательность требует навыков сравнения, классифицирования и прочих мыслительных операций;

· Разные испытуемые, в силу своего темперамента, совершая деятельность наблюдения, действуют по-разному: одни пытаются действовать систематично, двигаясь сверху вниз по картинкам, другие же действуют хаотично, называя то, что первым «бросается в глаза»;

· Для всех испытуемых характерен средний уровень наблюдательности.

 

Выводы по результатам исследования

 

. Среди опрошенных преобладают люди с холерическим и сангвиническим типами темперамента, что позволило в отношении этих типов сделать более точные выводы.

. У испытуемых с холерическим типом темперамента наблюдается склонность к хаотическому выполнению поставленных задач, но уровень наблюдательности средний.

. У испытуемых с сангвиническим типом темперамента наблюдается склонность к системности в выполнении задания, уровень наблюдательности также не поднялся выше среднего.

. У испытуемых с флегматическим типом темперамента наблюдается ярко выраженная склонность к отказу от выполнения задания, уровень наблюдательности средний.

. У испытуемых с меланхолическим типом темперамента наблюдается склонность к нерешительности, причем неявно выраженная, уровень наблюдательности средний.

. Таким образом, можно считать, что гипотеза исследования не подтвердилась, связь между типами темпераментов и наблюдательностью у старших дошкольников не установлена.

Для получения более точных результатов и подтверждения закономерности рекомендуется провести более обширное исследование.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Перцепция нераздельно связана с интеллектуальной и познавательной деятельностью.

Восприятие - чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты.

Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами.

Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя.

В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически.

Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.

Сознание подключается к познавательному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений - это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые, в силу своего типа темперамента, обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.

В результате проведенного исследования можно констатировать, что гипотеза о зависимости наблюдательности от типа темперамента не подтвердилась. Все испытуемые в группе, независимо от типа темперамента показали средний уровень наблюдательности.

Но тем не менее восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.


Список используемой литературы

 

1. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. - М., 1993. - 342с.

. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003. - 528с.

. Греченко Т.Н. Психофизиология. - М.: Гардарики, 1999. - 572с.

. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 373с.

. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности. - М., 1997.- 512с.

. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. - М.: Наука, 1997. - 498с.

. Иваницкий А.М. Сознание и мозг // В мире науки, 2005, №11. С. 9 - 14.

. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М.: Наука, 1984. - 512с.

. Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. - М., 1997. - 183с.

. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. - М.: Прогресс, 1975. - 319с.

. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Флинта, 2001. - 397с.

. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. -

. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. - М., 2003. - 544 с.

. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах - М», 2006. - 752с.

. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. -623с.

. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. - М., 1981. - 438с.

. Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Психология. 1995. № 4. С.3-13.

. Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - 520с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Определение преобладающего типа темперамента (А. Белов) <https://vsetesti.ru/241/>

 

Назначение теста

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Инструкция к тесту.

Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (-) - если оно у Вас отсутствует.

В сомнительных случаях ничего не ставьте.

Тестовый материал

1. Блок

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

. Нетерпеливость

. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

. Решительность и инициативность.

. Упрямство.

. Находчивость в споре.

. Неритмичность в работе.

. Склонность к риску.

. Незлопамятность, необидчивость.

. Быстрота и страстность речи.

. Неуравновешенность и склонность к горячности.

. Нетерпимость к недостаткам.

. Агрессивность забияки.

. Выразительность мимики.

. Способность быстро действовать и решать.

. Неустанное стремление к новому.

. Обладание резкими, порывистыми движениями.

. Настойчивость в достижении поставленной цели.

. Склонность к резкой смене настроения.

. Блок

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

. Недоведение начатого дела до конца.

. Склонность переоценивать себя.

. Способность быстро схватывать новое.

. Неустойчивость в интересах и склонностях.

. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

. Увлеченность любым делом.

. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

. Выносливость и работоспособность.

. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

. Обладание всегда добрым настроением.

. Быстрое засыпание и пробуждение.

. Частая несобранность, поспешность в решениях.

. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

. Блок

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность и обстоятельность в делах.

. Осторожность и рассудительность.

. Умение ждать.

. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

. Сдержанность и терпеливость.

. Доведение начатого дела до конца.

. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

. Легкое сдерживание порывов.

. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

. Постоянство в своих отношениях и интересах.

. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

. Ровность в отношении со всеми.

. Аккуратность и порядок во всем.

. Трудное приспособление к новой обстановке.

. Обладание выдержкой.

. Постепенное схождение с новыми людьми.

. Блок

1. Стеснительность и застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

. Неверие в свои силы.

. Легкое перенесение одиночества.

. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

. Склонность уходить в себя.

. Быстрая утомляемость.

. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

. Невольное приспособление к характеру собеседника.

. Впечатлительность до слезливости.

. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

. Склонность к подозрительности, мнительности.

. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

. Чрезмерная обидчивость.

. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

. Малоактивность и робость.

. Безропотность и покорность.

. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов теста.

Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:


Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%;

 

где, X, С, Ф, М - типы темперамента;, A2, A3, A4 - число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:

 

Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;

 

Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.

· Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий.

· Если этот результат составляет 30-39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

· Если результат 20-29%, то средне выражены.

· При результате 10-19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: