Живопись Фландрии и Голландии XVII в.




 

План лекции:

– разделение Нидерландов на Фландрию и Голландию;

– фламандская школа;

– голландская школа.

 

После революции Нидерланды разделились на Фландрию (Бельгия) и Голландию (Нидерланды). Фландрия оказалась под политической властью католической Испании, испытав художественное влияние итальянского искусства. Поэтому фламандская школа живописи представляет национальный вариант барокко. Голландская, расположенная севернее, добилась национальной независимости и полной победы бюргерства, распространенный здесь протестантизм (кальвинизм) отличался строгостью и простотой. Поэтому для голландской школы характерен бытовой реализм. Обе школы испытали короткий подъем в первой половине и середине XVII в., но оказали огромное влияние на живопись и культуру европейских стран.

 

Центральной фигурой фламандской школы является Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Получивший хорошее образование, он занимал высокие дипломатические посты, имел великолепный дом и мастерскую, работал во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия), но выработал свой собственный художественный стиль, выразивший идеалы фламандского бюргерства.

Восхищаясь венецианцами (особенно Тицианом), Микеланджело и Караваджо, Рубенс изображал не пропорционально-античное, а пышное и даже грубое тело. Золотистые тона кожи, усиленные красными эффектами подмалевка и теней, сочетание сильных пастозных мазков и жидкого прозрачного слоя придают грузным барочным формам своеобразную легкость и грациозность. Не линейное, а барочное световоздушное пространство, сочный и теплый колорит соединяются с напряженной динамикой композиции: контрастами, диагоналями, S-образными разворотами.

Экспрессия борьбы из экзотической картины «Охота на львов» переносится в пейзаж «Охота на кабана» и даже определяет атмосферу «сельского» пейзажа «Возчики камней», в котором день встречается с ночью. На картине «Блудный сын» вместо евангельской притчи мы видим изображение бытовой сценки на фоне скотного двора.

В ранних (начало 1610-х гг.) алтарных картинах Антверпенского собора «Воздвижение Креста» и «Снятие с Креста» диагональ, вокруг которой организуется основное движение, образует линия креста. Экспрессия этих и других великолепных библейских полотен Рубенса 1620-30-х гг. («Поклонение волхвов», «Пир у Симона Фарисея», «Тайная вечеря») достигается при помощи колорита и совмещения множества разнохарактерных персонажей и действий.

 

В сюжетах античной мифологии художника привлекают сцены бегства («Венера и Адонис»), похищения («Похищение дочерей Левкиппа»), вакханалии («Вакханалия», «Пьяный Силен»). На картине «Возвращение Дианы с охоты» богиня и ее спутницы изображаются вместе с сатирами, а в аллегорической сцене «Союз Земли и Воды» контрастный разворот фигуры Нептуна подчеркивает восхитительную женскую красоту Геи – символ земного плодородия и процветания. Но самый яркий образец материальной (телесной) избыточности фламандского барокко в творчестве Рубенса – образ самого Вакха.

 

Драматизм и тонкое лирическое чувство соединяются в картине «Персей и Андромеда». Множество маленьких «амуров» подчеркивает динамику «второстепенных» действий: снятие с Персея шлема и увенчание его венком победителя, укрывание Андромеды и удержание коня. Щит с головой Медузы Горгоны, которой пугается Пегас и маленький «амур», изображен в середине картины, а на переднем плане – часть тела поверженного дракона с открытой пастью. Рубенс использует барочный прием смещения композиционного центра: кажется, что помещенная с краю обнаженная пышная белоснежная фигура Андромеды сама излучает свет, делающий более яркими ее золотистую накидку и красный плащ Персея. Колористический контраст подчеркивает экспрессию любовного чувства, возникающего на наших глазах.

 

Воплощение идеала женственности пятидесятилетний художник находит в шестнадцатилетней Елене Фоурмен, которая стала его второй женой и натурщицей. Темный мех великолепно оттеняет бархатистую кожу полуобнаженного тела, золотистые волосы и влажные глаза в картинах «Шубка» и «Вирсавия». В последней царственное величие героини подчеркивается красной драпировкой. Барочная пышность отличает портрет Елены Фоурмен в свадебном платье. Неожиданное предвосхищение картин импрессиониста Огюста Ренуара отмечают в «Портрете Елены Фоурмен с детьми». Биографы указывают на заметное сходство второй жены художника с первой – Изабеллой Брандт (умерла в 1626 г.), запечатленной в роскошном костюме на автопортрете Рубенса 1609 г.

 

Однако совсем другое выражение лица первой жены заставляет вспомнить загадочный «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625). Как и портрет «Голова францисканского монаха» (1615), он поражает сложностью характера и глубиной, в чем нередко несправедливо отказывают Рубенсу.

Ученик знаменитого художника Антонис Ван Дейк (1599-1641) участвовал в создании картин Рубенса («Пир у Симона Фарисея») и по-своему интерпретировал античные («Опьяневший Силен»), ветхозаветные («Сусанна и старцы») и евангельские («Отдых на пути в Египет») сюжеты.

 

Прославившись в качестве гравера и портретиста, ван Дейк и в живописных работах сдержанным колоритом и нервной утонченностью подчеркивал аристократизм модели. В эрмитажном автопортрете конца 1620-х – начала 1630-х гг. привлекают внимание обрамленный кудрями лоб, горящий юношеский взгляд, импозантная поза и контрастная на фоне темного костюма белизна холеных рук с длинными кистями и тонкими пальцами.

 

Среди известных семейных портретов ван Дейка можно выделить портрет художника Снейдерса с женой.

В 1632 г. Антонис ван Дейк навсегда уезжает в Англию, где пишет портреты короля Карла I и оказывает существенное влияние на формирующуюся английскую художественную школу.

 

Другую сторону творчества Рубенса более последовательно развивает Якоб Йорданс (1593-1678). Он тоже обращается к античным и к христианским сюжетам. Если в одной из самых выразительных работ художника «Сатир в гостях у крестьянина» ощутим караваджизм, то «Бобовый король» отмечен фламандским размахом Рубенса.

 

Семейным автопортретам Йорданса тоже присущ тот истинно фламандский грубоватый простонародный юмор, который получил своеобразное выражение в известном символе Брюсселя, столицы Фландрии (Бельгии). Это «Маннекен-Пис» («Писающий мальчик»), который согласно одной из легенд спас город от пожара своим нехитрым способом. В 1619 г. Жерому Дюкенуа-отцу было поручено отлить бронзовую статую знаменитого гражданина. Друг народа, он удостоен многих наград и почестей. С 1698 г. знатные горожане, влиятельные люди со всего мира оспаривают честь преподнести ему самый красивый костюм.

По более прозаической версии, после пяти дней праздничных гуляний богатый горожанин нашел своего сына в увековеченной ныне позе. Народные праздненства и трудовые будни изображал в своих картинах («Деревенский праздник», «Отбелка холстов» и др.) Давид Тенирс Младший (1610-1690). На постоялых дворах и в кабачках проходит действие многих его картин («Курильщик» и др.) и даже автопортрета. Экзотическая странность отличает работы Тенирса «Шут» и «Обезьяны в кухне», отражая барочное ощущение дисгармонии мира. Адриан Браувер (1606-1638), много проживший в Голландии, в небольших реалистических картинах на бытовые темы, как и Тенирс, изображал крестьян и бедных горожан в основном пьющими и поющими, играющими в карты и дерущимися.

Элементы «сценки из жизни» условно присутствуют в работах мастера фламандского натюрморта Франса Снейдерса (1579-1657). «Рыбная лавка» и «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» предназначались для украшения богатых интерьеров, поэтому они большого размера.

 

Фламандский натюрморт – действительно «мертвая природа»: груды убитой дичи, рыбы, фруктов и цветов. Таковы работы «Охотничья добыча» и «Натюрморт с фруктами и попугаем» Яна Фейта (1611-1661). Ян Веникс (1640-1719) в «Натюрморт с битым зайцем» вводит элементы пейзажа, подчеркивая ощущение «мертвой природы».

 

Голландская школа отражает национальные традиции и идеалы «третьего сословия»: трудолюбие и благочестие, размеренность и упорядоченность повседневной жизни. Голландский натюрморт – это не «мертвая природа», а «still leven» – «тихая жизнь» вещей. На небольших по размеру картинах Виллема Хеды (1594-1680/82) и Питера Класа (около 1597-1661) изображаются в основном скромно сервированные «завтраки».

 

В натюрмортах Виллема Кальфа появляются изысканные декоративные предметы, но излюбленной эстетической деталью остается золотистая спираль лимонной кожуры.

Задание: Рассмотрите по НМ натюрморты голландских художников и сравните их с фламандским натюрмортом.

Расцвет голландского пейзажа, значение которого в истории европейской культуры трудно переоценить, обусловлен интересом художников к родной природе и формированием принципов реалистического изображения. Поражает разнообразие видов пейзажа: морской и анималистический, деревенский и городской, бытовой и «романтический», зимний и т.п. Крупнейшим мастером голландского реалистического пейзажа справедливо считается Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682). Достоверно и в то же время монументально-драматически изображает он лесное болото и горный поток, вид деревни Эгмонд и еврейское кладбище.

 

Размеренная бытовая жизнь находит отражение в жанровых сценах «малых голландцев». Даже творчество художника воспринимается ими как повседневный труд в будничной обстановке: «Живописец в мастерской» Адриана ван Остаде (1610-1685). Глубоко лиричны в прелести своей тихой размеренной жизни «Швея» Габриэля Мэтсю (1629-1667) и «Хозяйка и служанка» Питера де Хоха (1629-1689), лукаво-драматичны «Больной старик» Яна Стена (1626-1679) и «Бокал лимонада» Герарда Терборха (1617-1681). Однообразие сюжетов повседневной жизни позволяет по достоинству оценить композиционное и живописное мастерство художников.

Среди мастеров бытового жанра особенно интересен Вермеер Дельфтский (1632-1675) «звучностью» колорита и сложностью световоздушной среды. Продолжая традиции ранних голландцев (особенно Яна ван Эйка), Вермеер придает обычной сценке символическую многозначность и психологическую глубину («Девушка, читающая письмо»). Пленительная загадочность «Головки девушки» из Гааги передана нежными сочетаниями синего, желтого и жемчужно-серого. В картинах Вермеера эстетизм обстановки (одежда и драпировки, картины и музыкальные инструменты) подчеркивается «музыкальностью» ритма, создаваемого плавными движениями фигур, как будто растворяющихся в световоздушном пространстве («Ателье. Искусство живописи» 1665).

 

Сальвадор Дали, почитатель таланта дельфтского мастера, восхищался «ритмом кружения» в картине «Кружевница». Предвосхищая открытия художников XIX в., Вермеер Дельфтский пишет с натуры пейзажи родного города.

Жанр портрета в голландской живописи связан с именем Франса Хальса (ок. 1580-1666). Живость его портретам придают элементы жанровой картины, динамичная поза изображаемого и смелость характерного мазка, позволяющая говорить об эскизной манере художника. Особой эмоциональностью отличаются как групповые портреты Хальса («Стрелковая гильдия Св.Георгия» и «Групповой портрет регентш приюта для престарелых»), так и изображения отдельных персонажей: пьяной старухи, содержательницы харчевни Малле Бааббе, с совой на плече и пивной кружкой в руке; молодой смеющейся цыганки.

Центральной фигурой голландской школы, чей реализм преодолевает границы его эпохи, был Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Кажется, что Рембрандт создает на своих полотнах не аналитическое подобие жизни, как Леонардо да Винчи, а непосредственно саму жизнь. В этом ему помогает характерное для голландской школы внимание к «тихой жизни вещей», которое он распространяет и на человека. Преодолевая «бытовизм» малых голландцев, Рембрандт отражает драматизм и глубину внутренней жизни, используя приемы барокко: сначала через динамику композиции, а затем в мягких и глубоких светотеневых контрастах.

Групповые портреты Рембрандта объединяет общее действие: «Анатомия доктора Тюльпа» (урок анатомии), «Синдики» (собрание старейшин цеха суконщиков). В групповом портрете стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга «Ночной дозор» (1642) лица некоторых стрелков оказались закрытыми, а в центре композиции появляется светящаяся фигурка девочки с лицом Саскии, умершей в год написания картины.

 

Рембрандт женился на Саскии ван Эйленборх в 1634 г. и прожил с ней самые счастливые годы. Настроение этих лет отразилось в знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1936).

 

Узнаваемое на всех ее портретах некрасивое, но лучезарное лицо первой жены художника выражает непосредственность и кокетство, иронию и лукавство. Второй раз Рембрандт женился на гувернантке своего сына Титуса («Читающий Титус», 1657) Хендрикье Стоффельс. Он пишет Хендрике входящей в воду в ночной рубашке (1655). Портреты Рембрандта – это портреты-биографии. Таковы портреты матери, старика в красном, старушки. Интересно проследить внутреннюю жизнь художника по его автопортретам. Особенно поражает автопортрет усмехающегося старика в тюрбане (1669).

Задание: Рассмотрите по НМ автопортреты, одиночные и групповые портреты Рембрандта, обратите внимание на их сюжетность и характерность.

Психологическая правдивость реалистической детали углубляет наполненный возвышенной символикой античный образ («Саския в образе Флоры», «Даная», «Аристотель с бюстом Гомера»); библейский сюжет вносит драматизм в обычные занятия («Туалет Юдифи», «Вирсавия»). Ничто так не демонстрирует отличие голландца Рембрандта от фламандца Рубенса, как изображение Андромеды, привязанной к скале.

В легендарных образах Рембрандт, как правило, философски обобщает обстоятельства своей личной жизни. Если в ранних работах драматизация сюжета достигалась за счет композиции и выражения лиц персонажей, то в поздних внутреннее напряжение создается самой атмосферой. Можно проследить эволюцию в интерпретации библейских сюжетов с 1626 до 1665 годов: Ветхий Завет («Товий и Анна с ягненком»; «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима»; «Пир Валтасара»; «Жертвоприношение Авраама»; «Самсон угрожает тестю»; «Самсон загадывает загадки на свадебном пире»; «Иаков благословляет сыновей Иосифа»; «Давид и Ионафан»; «Эсфирь, Артаксеркс и Аман»; «Давид и Урия») и Новый Завет («Изгнание торгующих из храма»; «Бегство в Египет»; «Притча о работниках на винограднике»; «Снятие с креста»; «Ужин в Эммаусе»). Наиболее известные в нашей стране работы «Святое семейство» (1645) и «Возвращение блудного сына» (1663-1665) относятся к зрелому и позднему периоду творчества художника.

Особый интерес представляют графические работы Рембрандта, в которых варьируются живописные темы. Оригинальная интерпретация известных сюжетов и образов обнаруживается в работах «Адам и Ева» и «Доктор Фауст» (1652-53).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: