Билет 1
Определение психологического консультирования.
Истерические или театральные личности
Анализ статьи (И.Ялом. Лечение от любви)
Билет 2
Тренинг профессионального развития психолога-консультанта (основные направления работы)
Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии
Анализ статьи (Т.Сидорова. Зависимость - проявление личностной структуры)
Билет 3
Оценка эффективности психологического консультирования
Параноидные личности.
Анализ статьи (И.Ялом. Не ходи крадучись)
Билет 4
Основные теоретические положения поведенческого подхода
Определение и источники сопротивления
Анализ статьи (И Вайнер. Психотерапевтический контракт)
Билет 5
Психотерапевтические отношения
Техники бихевиоральной терапии и консультирования (парадоксальная интенция, моделирование, позитивное подкрепление, вызывание отвращения, самоконтроль)
Анализ статьи (Д. Хломов. Анализ рисунка в гештальт-терапии)
Билет 6
Основные теоретические положения РЭТ
Виды директив
Анализ статьи (А Адлер. Влечение к превосходству)
Билет 7
Требования к личности психолога-консультанта.
Техники бихевиоральной терапии и консультирования (релаксация, систематическая десенситизация, имплозия, наказание)
Анализ статьи (И.Ялом. Толстуха)
Билет 8
Нозологические категории и их альтернативы в консультировании
Техники работы с рецидивами
Анализ статьи (Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук. Репарация и самовосстановление: от симбиоза к сепарации)
Билет 9
Невербальное общение
Диссоциативные личности
Анализ статьи (И.Ялом. В поисках сновидца)
Билет 10
Контрперенос в консультировании
|
Виды слушания
Анализ статьи (И.Ялом. Три нераспечатанных письма)
Билет 11
Консультативный контакт
Обсессивные личности
Анализ статьи (К. Хорни. Разрешение невротических конфликтов)
Билет 12
Работа с чувствами клиента в консультировании
Техники воздействия
Анализ статьи (К. Кенинг. Проявления особенностей личности психотерапевта в психотерапии)
Билет 13
Первая встреча с клиентом
Первичные (примитивные) защитные процессы.
Анализ статьи (О.С. Исаенко. Архаичные» формы и методы психологической помощи)
Билет 14
Типология клиентов
Техники слушания
Анализ статьи (Г.И. Малейчук, Н.И. Олифирович. Особенности терапевтической работы с нарциссической травмой)
Билет 15
Понимание психологом клиента
Компульсивные личности
Анализ статьи (Т. Сидорова. Спасательство: внутренний мир снаружи)
Билет 16
Роль теории в психологическом консультировании
Перенос в консультировании
Анализ статьи (Фрейд З. Девушка, которая не могла дышать)
Билет 17
Подготовка психологов-консультантов
Маниакальные личности
Анализ статьи (Г.И. Малейчук, Н.И. Олифирович. Роль ранних отношений с родителями в становлении идентичности ребенка).
Билет 18
Техники рационально-эмотивной терапии
Нарциссические личности.
Анализ статьи (И.Ялом. Не тот ребенок)
Билет 19
Основные теоретические положения психоанализа
Уровни личностной организации
Анализ статьи (И.Ялом. Если бы насилие было разрешено...)
Билет 20
Супервизорство в профессиональном становлении психолога-консультанта
|
Техники психоанализа
Анализ статьи (Исаенко О.С. «Архаичные» формы и методы психологической помощи.)
Билет 21
Влияние профессиональной деятельности на личность психолога
Психопатические (асоциальные) личности.
Анализ статьи (И.Ялом. Я никогда не думала, что это может случиться со мной...)
Билет 22
Развитие профессиональной идентичности психолога-консультанта
Консультативный процесс в психоанализе
Анализ статьи (З. Фрейд. Женщина, которой казалось, что ее преследуют)
Билет 23
Условия успешного консультирования по К.Роджерсу
Депрессивные личности
Анализ статьи (К. Роджерс. Сердитый подросток)
Билет 24
Клинические формы сопротивления
Клиент психолога-консультанта
Анализ статьи (Голдстейн В. Первичное интервью и начальные соглашения)
Билет 25
Техники гештальт-терапии
Шизоидные личности
Анализ статьи (Ш. Роут. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?)
)
Билет 26
Шестишаговая модель консультирования
Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные) личности.
Анализ статьи (К. Хорни Всегда усталый редактор)
Билет 27
Психотерапевтический контракт
Консультативный процесс в гештальт-терапии
Анализ статьи (И.Ялом. Две улыбки)
Билет 28
Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Работа со сновидениями в гештальт-терапии
Анализ статьи (И.Ялом. Терапевтическая моногамия)
Билет 29
Определение и источники сопротивления
Основные теоретические положения гештальт-терапии
Анализ статьи (К.-Г. Юнг. Анима и Анимус)
|
Анима и Анимус — персонификации женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Эта психическая двуполость основана на том биологическом факте, что решающую роль при определении мужского (женского) пола играет количественное преобладание мужских (женских) генов. Количественно меньшая доля генов противоположного пола формирует характерные черты противоположного пола, которые вследствие своей слабости обычно остаются неосознаваемыми.
К. Г. Юнг писал: «Издревле каждый мужчина носит в себе образ женщины, образ не данной определенной женщины, а какой-то определенной женщины. Этот образ по своей сути является наследственным материалом, берущим свое начало в древних эпохах и укоренившимся в живой системе, «типом» («архетипом») всего опыта, накопленного по женской линии предков, воплощение всех женских впечатлений, унаследованной психологической системой приспособления... То же самое можно сказать и о женщине: и ей присущ врожденный образ мужчины. Опыт показывает, что в данном случае правильнее было бы говорить об образе мужчин, в то время как у мужчины речь идет об образе женщины. Поскольку этот образ неосознаваем, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека и является одной из основных причин болезненной привязанности или ее противоположности» (из работы «Психологические взаимоотношения в браке»),
«Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. В этом смысле персона представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как персона представляет собой своего рода мост во внешний мир». (Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом в январе 1925 г.)
Все архетипные манифестации, в том числе Анимус и Анима, имеют свои негативный и позитивный, примитивный и дифференцированный аспекты.
К. Г. Юнг пишет: «В своей первоначальной бессознательной форме Анямус является спонтанным и непреднамеренным млением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние или дисторсию на рассудок («Она вскружила ему голову»). Поэтому Анимус проецируется преимущественно на «духовные» авторитеты или на прочих «героев» (включая певцов, «деятелей искусства» и спортивных звезд). Анима охотнее использует бессознательное, пустое, фригидное, беспомощное, бессвязное, темное и многозначное в женщине... Душа, присоединяясь в процессе индивидуации к Я-сознанию, приобретает у мужчин женские признаки, а у женщин — мужские. Его Анима стремится соединять и объединять, ее Анимус хочет различать и постигать. Это — резкое противоречие... В реальности сознания оно означает возникновение конфликтной ситуации, даже если сознательные взаимоотношения обоих индивидуумов гармоничны». (Из работы «Психология переноса».)
«Анима - архетип жизни... Ведь жизнь является мужчине через Аниму, хотя он и считает, что это происходит благодаря разуму (intellectus). Он совершенствует свою жизнь с помощью разума, но жизнь живет в нем с помощью Анимы. А таинственность Женщины заключается в том, что жизнь является ей через духовный образ Анимуса, хотя она полагает, что это заслуга Эроса, дающего ей жизнь. Она совершенствует свою жизнь и просто живет с помощью Эроса, но реальная жизнь, в которой она может оказаться и жертвой, приходит к своей вершине через рассудок (ratio), который воплощается в Анимусе». (Из неопубликованного доклада о книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» в 1937 г.)
Архетип — «Понятие архетипа... выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей. Эти типичные образы и взаимосвязи характеризуются как архетипичные представления. Чем они отчетливее, тем в большей мере им присуще сопровождаться особенно живыми эмоциональными тонами... Они оставляют впечатления, оказывают влияние и завораживают. Они проистекают из неосознаваемого самого по себе архетипа, бессознательной предформы, которая, по-видимому, относится к унаследованной структуре психики и вследствие этого может манифестироваться повсюду как спонтанное явление». (Из работы «Совесть с психологической точки зрения».)
«Я снова и снова сталкиваюсь с одним и тем же недоразумением, когда архетипы определяют содержательно, то есть как род бессознательных «представлений». Поэтому необходимо еще раз отметить, что архетипы определяются не содержательно, а только формально, и последнее делается лишь весьма условно. Содержательно можно определить только Первообраз и то лишь тогда, когда он осознан и в силу этого наполнен материалом сознательного опыта. Его же форму, напротив... можно сравнить с осевой структурой кристалла, которая определенным образом предопределяет формирование кристалла в исходном растворе, не существуя сама при этом материально. Ее материальное существование проявляется лишь в способе и форме кристаллизации ионов, а затем и молекул. Сам по себе архетип представляет собой пустой формальный элемент, нечто иное, как praeformatio (предформирование), данную априори возможность той или иной формы представления. Наследуются не представления, но формы, которые тоже можно определять только формально. Точно так же нельзя обнаружить наличие архетипа самого по себе, как нельзя обнаружить и наличие инстинктов, пока они не проявят себя в чем-то конкретном». (Из работы «Психологические аспекты архетипа Матери».)
«Мне кажется вполне вероятным, что сущность собственно архетипа неосознаваема, то есть трансцендента, в силу чего я характеризую его как психоидное». (Из работы «Теоретические размышления о сущности психического».)
«Ни на мгновение нельзя предаваться иллюзии, что архетип можно объяснить раз и навсегда и на этом разделаться с ним. Даже самая лучшая попытка объяснения представляет собой лишь более или менее удачный перевод на другой образный язык». (Из работы «К психологии детского архетипа».)
1. Олифирович, Н.И. Репарация и самовосстановление: от симбиоза к сепарации/ Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций.– 2009 г. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20090206.. Дата доступа: 1.08.2009.
2. Малейчук, Г.И. Особенности терапевтической работы с нарциссической травмой/ Г.И. Малейчук, Н.И. Олифирович // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций.– 2009 г. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20090303. Дата доступа: 18.10.2009.
3. Исаенко О.С. Архаичные» формы и методы психологической помощи // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций.– 2010 г. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20100304
4. Олифирович, Н.И. Экзистенциальная терапия кризиса: восстановление контакта с внутренним ребенком/ Н. И. Олифирович, Г. И. Малейчук // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – Выпуск 16. Август 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=634:2010-08-26-18-11-49&catid=58:-16&Itemid=59. Дата доступа: 30.08.2010.
5.