ГОНЧАРОВ Иван Александрович




(1812-1891)

 

Родился в Симбирске, в семье богатых купцов, начальное образование получил дома, затем в частном дворянском пансионе. В 1822 году был отправлен в Московское коммерческое училище, где проучился восемь лет, о которых вспоминает с горечью. В 1831-1834 годах Гончаров учится на словесном отделении Московского университета и попадает совсем в иной круг студенческой молодежи – будущей дворянской и разночинской интеллигенции. После окончания университета, прослужив несколько месяцев секретарем симбирского губернатора, он переезжает в Петербург и сближается с литературными кругами, удивляя всех довольно слабыми стихами и пробуя себя в жанрах очерка и повести.

В 1847 году в журнале «Современник» (см.: Н.А. Некрасов) выходит его первый роман – «Обыкновенная история», который, по выражению В.Г. Белинского, нанес «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму». В 1852-1855 годах Гончаров в качестве секретаря совершает кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», впечатления от экспедиции воплотились в книге очерков, которая так и называлась «Фрегат «Паллада» (1855-1857). По возвращении в Петербург писатель служит в департаменте министерства финансов, затем в цензурном комитете, пока не выходит в отставку в 1860 году.

В 1859 году опубликован второй роман Гончарова, работа над которым длилась около десяти лет, - «Обломов». Главное художественное открытие романа – образ заглавного героя Ильи Ильича Обломова, русского барина «лет тридцати двух-трех от роду», проводящего свою жизнь, лежа на диване в петербургской квартире. В романе важен не столько сюжет (сильно ослабленный), сколько скрупулезное, медленное вырисовывание образа главного героя, освоение пространства вокруг него (одежда, диван, комната, квартира, Обломовка), взаимоотношения с другими героями (Штольц, Ольга, Захар, Агафья Матвеевна). Реалистическая достоверность и тщательность в тонком и до мелочей подробном описании интерьеров, пейзажей и портретов доходит у Гончарова до натурализма, поэтому читателю трудно пробираться сквозь замедленный сюжет, отягощенный деталями быта.

Важную в идейном и художественном отношении роль играет в романе вставная глава «Сон Обломова », написанная значительно раньше других (1849). В ней изображен не просто особый, а до крайности консервативный мир родового имения Обломовки. Обломовка – «мирный уголок», где «небо... ближе жмется к земле» и «правильно и невозмутимо совершаетсягодовой круг», поэтому «все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Легко представить, что само пространство замкнуто, очерчено своеобразным магическим кругом, по которому вынуждено двигаться время. Таким образом, хронотоп «Сна Обломова» - миф об утраченном рае. В реальности Обломовка – это земной рай, где все (даже крестьяне и дворовые) живут счастливо и размеренно, ни о чем не печалясь, рай, который покинул Обломов, повзрослев и оказавшись в Петербурге (мы узнаем это из фактической биографии героя). Поэтому Обломов ужасается, когда узнает, что рядом с Обломовкой будет проложено шоссе (а в сознании героя – нарушена мифологическая замкнутость пространства): «Этого еще недоставало! Обломовка была в таком затишье, в стороне, а теперь ярмарка, большая дорога! …все пропало! Беда!»

Теперь, вне Обломовки, он пытается воссоздать прежний рай в новых условиях, также отгораживаясь от реального мира несколькими слоями перегородок – халатом, диваном, квартирой, создавая тоже замкнутое пространство. Верный нравам Обломовки, герой предпочитает лениться, бездействовать, погружаясь в безмятежный сон, который вынужден иногда прерывать крепостной слуга Захар, «страстно преданный барину», и при этом большой лжец и грубиян. С Обломовым они составляют нерасторжимое единство: «Как Илья Ильич не умел ни вставать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним». Нарушают обломовское затворничество в начале романа постоянные посетители-сослуживцы, которые один за другим пытаются расшевелить его, соблазняя рассказами об удовольствиях светской жизни с трудом скрывая свою пустоту, карьеризм, бездушие. Пожалуй, лишь одному Андрею Штольцу, другу детства Обломова, удается на относительно продолжительное время «разбудить» друга. Сын немца (русский по матери), управляющего Обломовкой, хорошо знаком с ее нравами. Штольц во всем противоположность Обломову (на этой антитезе строится весь роман) – энергичный, деятельный, целеустремленный. Благодаря ему Обломов выходит в свет, занимается запущенными делами имения и даже влюбляется в знакомую Штольца – Ольгу Ильинскую. Ее образ восходит к пушкинской Татьяне и знаменитым «тургеневским девушкам» (см.: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев): «… в редкой девице встретить такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Не жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!.. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись». Любовь к Ольге, по замыслу Штольца, должна была окончательно «пробудить» Обломова, но этого не произошло. Наоборот, Обломов не только вернулся в прежнее состояние, но и усугубил его, женившись на доброй и заботливой вдовушке – Агафье Матвеевне Пшеницыной, которая, создав для него все условия тихого обывательского быта, возродила любимую Обломовку и привела его к гибели.

Роман «Обломов» бы встречен критикой восторженно: в нем оценили, прежде всего, подробный анализ социального явления, описанного Гончаровым, - обломовщины – как состояния духовного и интеллектуального застоя, берущего начало в русском барстве и крепостных порядках. В статье «Что такое обломовщина» (1859) Н. А. Добролюбов продолжил галерею «лишних людей» (Онегин и Печорин) образом Обломова, подчеркнув его социальные истоки. Однако сам Гончаров не обличает своего героя, а относится к нему с большой симпатией, как и его антипод Штольц, да и сам Обломов «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой». Поэтому оценка образа Обломова не может быть однозначно-социальной.

Антитеза Штольц – Обломов может трактоваться и как цивилизационное противостояние Запада и Востока, Европы и России, находящихся между Востоком и Западом. Штольц представляет западное, европейское, начало с его индивидуализмом, культом прогресса, рационализмом и практичностью, но по своим душевным качествам, мягкости и человечности он уступает Обломову, олицетворяющему азиатское начало русской цивилизации. Недаром в халате Обломова подчеркивается его «восточность», а этот видавший виды халат больше всего раздражает Штольца. В старой Обломовке сохраняется патриархальный, исконно-русский, идущий из языческих времен устой жизни с его сказками и суеверьями. Неизбежное его разрушение под напором западной цивилизации, которую несет в Россию Штольц, и медленное умирание доброго, но бессильного Обломова вызывает у Гончарова сожаление.

После «Обломова» писатель возвращается на государственную службу: с 1862 года редактирует газету министерства внутренних дел «Северная почта», затем входит в Совет по делам печати, снова назначается на должность цензора и с большими перерывами пишет свой последний, третий, роман – «Обрыв» (1849 – 1869). Так в истории русской литературы за Гончаровым закрепится расхожее выражение – автор романов на «три "О" »: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В последние десятилетия жизни Гончаров пишет воспоминания, очерки и критические статьи, в том числе ставший классическим разбор комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872).

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: