Замечания по ТЗ на проведение ОВОС
По материалам завода по термическому обезвреживанию ТКО
Мощностью 700000 т/год вблизи д. Могутово
Наро-Фоминского района Московской области
Представленное на рассмотрение Техническое задание (ТЗ) на проведение Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проектным решениям строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) на земельном участке вблизи д.Могутово Наро-Фоминского района с кадастровым номером 50:26:0130521:5 имеет множество замечаний, изложенных ниже.
В связи с тем, что данное ТЗ не согласовано с исполнителем ОВОС ООО «ИПЭиГ » и не утверждено заказчиком (ООО АГК-1), следует рассматривать его как предварительный вариант ТЗ, допускающий корректировку.
Разработанное ТЗне отвечает требованиям Положения об ОВОС («Положение об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» № 372 от 16.05.2000г. (ст. 2.6, 2.7, 2.8.,) и действующего ФЗ «Об охране окружающей среды ( № 422-ФЗ от 28.12.2017г.).
1) Заказчик, отвечающий за подготовку документации по намечаемой хозяйственной деятельности (ООО АГК-1), не провел 1-й этап оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Положением об ОВОС (гл.III, п.3.1.1.), и не представил его на рассмотрение общественности. В связи с тем, что заказчик не предоставил общественности на 1-м этапе предварительную обосновывающую документацию по МСЗ, вносить коррективы в данное ТЗ достаточно сложно. Для подготовки замечаний по ТЗ в качестве предварительной документации по МСЗ послужили материалы ОВОС по МСЗ в Воскресенском районе, изложенные на общественных слушаниях (от 10.11.2017г.).
На основании результатов предварительной оценки воздействия и замечаний, подготовленных общественностью, заказчик должен был составить ТЗ на проведение ОВОС.
|
Для сведения (п.3.1.1.) на 1-м этапе заказчик обязан:
- подготавливать обосновывающую документацию по намечаемой деятельности, возможные альтернативы ее реализации, описание условий реализации и другое;
- информировать общественность;
- проводить предварительную оценку и документирует результаты и т.д.
Вместо этого заказчик без предварительных инженерно-экологических исследований на предоставленном в аренду участке у д. Могутово, а также без предоставления альтернативных участков и технологий, произвел незаконную вырубку лесных насаждений на указанном участке в нарушении ФЗ «О государственной экологической экспертизе» (№ 174-ФЗ от 23.11.95г.) – отсутствие положительного заключения ГЭЭ.
2) П.2. Не корректно идентифицированы сведения о проектируемом объекте. Правильнее было бы изложить пункт в следующем виде: «Назначение объекта - сжигание ТКО с целью снижение объема захоронения отходов, размещаемых на полигонах в Московской области, в соответствии с утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами в Московской области». Согласно указанной Терсхемы, ни о каких полигонах, принимающих ТКО из других регионов, кроме Московской области и г.Москвы, не идет речи.
3) П.3. В данном пункте указан только один участок под размещение МСЗ в нарушении статей Положения об ОВОС («Положение об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» № 372 от 16.05.2000г. (ст. 1,6, 2.4, 3.1.1, П. 4) и действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды ( № 422-ФЗ от 28.12.2017г.).
|
Необходимо в п.3 внест и как минимум еще один участок. Для сведения исполнителей ОВОС: рассмотрение альтернативных вариантов реализации МСЗ необходимо для проведения сравнительной оценки воздействия на окружающую среду и выявления наиболее приемлемого варианта реализации намечаемой хозяйственной деятельности, как с экологических, так и экономических позиций.
4) П.5. В данном пункте не указана организация на проектирование завода по термическому обезвреживанию ТКО (далее МСЗ) мощностью 700000 т/год вблизи д. Могутово Наро-Фоминского района. Заказчик должен был на 1-м этапе процедуры ОВОС всем участникам процесса (включая общественность)своевременно предоставить полную и достоверную информацию по вопросу строительства МСЗ (п. 2.7. Положения об ОВОС).
5) П.6. На каком основании заказчик второй раз назначает исполнителем работ по ОВОС организацию ООО «ИПЭиГ », которая получила очень низкую оценку ОВОС по результатам общественных слушаний этих материалов, проведенных в Воскресенском районе. Представленное ТЗ полностью скопировано с ТЗ для завода в д. Свистягино.
По результатам многих экспертных оценок материалы ОВОС при размещении МСЗ в д.Свистягино Воскресенского района, разработанные указанной выше организацией, не соответствуют требованиям природоохранного законодательства. Данной проектной организацией в ОВОС ни экологически, ни экономическине обоснован выбранный вариант размещения МСЗ в д.Свистягино. Предлагаемая мощность завода в 700 тыс. т/год ничем не обоснована.
|
А нализ и сравнительная оценка различных вариантов размещения МСЗ в ОВОС не представлены. Соответственно, голословно заявление исполнителей ОВОС о минимальном воздействии завода на окружающую среду и здоровье населения. В перечне отходов отсутствует морфологический состав, в связи с этим не понятно, какие токсичные вещества будут поступать в атмосферу. Предложенные в качестве очистки от вредных веществ рукавные фильтры улавливают только твердые вещества, но не представлены методы подавления токсичных газообразных веществ. Не представлена информация о замена фильтров и где они будут утилизироваться с токсичной золой и многое другое.
Не представлены данные по экономическому и экологическому ущербу окружающей среде и жителям, проживающим на прилегающей к заводу территории.
6) П.8. Целью проведения ОВОС на выделенном участке является предотвращение или смягчение воздействия МСЗ на окружающую среду и, связанных с реализацией завода социальных, экономических и иных последствий ( п.1.2 Положения об ОВОС). Проведение ГЭЭ не является целью проведения ОВОС, это обязательная процедура.
7) П.10. В данном пункте перечислены не все объекты и сооружения МСЗ. В частности, в главном корпусе не указаны все производственные участки. Не указаны участок сортировки и временного хранения ТКО, площадка для отстоя автотранспорта с размерами. Не представлен полный перечень очистных сооружений (как для очистки стоков, так и для очистки вредных веществ) на территории завода. Не указаны объемы жидкого топлива в хозяйстве.
Основные технико-экономические показатели (ТЭК) не представлены. Необходимо указать следующие показатели: сумма инвестиций под строительство, капиталовложения, стоимость основных фондов, эксплуатационные затраты, энергоресурсы, энергоемкость производства, производительность труда, продолжительность строительства, размеры площадок и корпусов, интенсивность движения транспорта и т.д.
8) П.11. В перечень нормативных документов дополнительно добавить:
- Лесной кодекс РФ с изменениями от 01.01.2017г.;
- Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (№ 539 от 29.12.1995г.);
- СНиП 2.07-01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
9) П.12. В связи с тем, что в п.11 перечислены нормативные документы, в соответствии с которыми предполагается разработка ОВОС, то авторам необходимо в п.12 конкретизировать используемые для этих целей методы с привязкой к конкретному участку и альтернативных вариантов, а не излагать общие фразы для всех площадок МСЗ. В связи с этим 1-е предложение из п.12 следует полностью убрать. Особый акцент сделать на защиту лесов в соответствии с требованиями Лесного кодекса. В соответствии с ЛК (ст.10) леса на рассматриваемом участке до их вырубки могли быть отнесены к защитным лесам, так как находились внутри лесов ГЛФ, а также выполняли рекреационные функции (СНиП 2.07-01-89*, п.9.4).
Далее - после слов «информации» текст изложить в следующей редакции: «статистических данных и инженерно-экологических изысканий на выделенном участке, расположенном в окружении лесов ГЛФ и дачных поселений. При разработке ОВОС оценить последствия изменения биоценоза на прилегающей к участку территории, связанные с вырубкой лесных насаждений на площади 16 га. На основе имеющихся фондовых данных составить полный перечень редких и исчезающих видов животного и растительного мира на данной территории и предусмотреть комплекс мер по их сохранению. При оценке воздействия на лесную растительность использовать установленные для растительности предельно допустимые концентрации вредных веществ, выбрасываемых МСЗ. Оценить степень воздействия МСЗ на среду обитания человека и, связанные с этим, отдаленные последствия влияния вредных выбросов на здоровье населения в окрестностях завода».
И в завершении: «При выявлении недостатка в исходных данных и других неопределенностей (в том числе отсутствие альтернатив) провести поиски новых участков и современных технологий, отвечающих всем требованиям безопасности существования экосистемы, дополнительные изыскания и исследования, с продлением сроков реализации объекта».
10) П.13. Последовательность выполнения всех этапов ОВОС в соответствии с Положением об ОВОС (гл. IV) в этом пункте не представлена. Поскольку заказчик до разработки ТЗ не предоставлял общественности обосновывающую документацию, последующий план работы с общественностью должен быть изложен в иной редакции.
В 1-м предложении пункта после слова «необходимо» текст изложить в следующем виде:
- «проинформировать заинтересованные стороны о настоящем ТЗ и фиксации замечаний и предложений в течение не мене 30 календарных дней со дня публикации информации. Замечания должны быть учтены и отражены в откорректированном ТЗ и предоставленном общественности в новой редакции»;
- «информирование осуществить ……..- далее по тексту;
- в абзаце после слова «в соответствии» продолжить «с Положением об ОВОС (гл. IV)» и далее по тексту.
11) П.14. Поскольку цель проведения ОВОС изложена в п.8, поэтому 1-е предложение в п.14 следует исключить, а вместо него вставить следующее: «При проведении ОВОС следует исходить из потенциальной экологической опасности строительства МСЗ на участке площадью 16 га. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть факторы негативного воздействия на окружающую среду, определить их количественные характеристики;
- рассмотреть альтернативные варианты решения намечаемой деятельности (включая «нулевой» вариант ) и провести оценку воздействия по каждому варианту;
- провести комплексную оценку воздействия на все компоненты окружающей среды и на здоровье населения с учетом сравнительной оценки по каждому варианту;
- на основе сравнительных характеристик определить наиболее приемлемый вариант для достижения намеченной в ОВОС цели – предотвращение или снижение воздействия на ОС и исключения социальных последствий;
- разработать мероприятия – далее по тексту;
- провести экономическую и экологическую оценку стоимости ущерба, причиняемого гражданам, проживающим вблизи предполагаемого к строительству МСЗ.
12) П.15. В предлагаемый состав материалов ОВОС дополнительно включить:
- описание альтернативных вариантов достижения цели, включая «нулевой вариант» (отказ от деятельности), другие площадки для размещения МСЗ, новейшие технологии и другое;
- результаты апробации предлагаемой технологии термического обезвреживания ТКО на территории РФ или в других странах, экологическая целесообразность использования предлагаемой технологии сжигания мусора.
- описание окружающей среды, на которую может быть оказано негативное воздействие в результате реализации проекта МСЗ (по альтернативным вариантам);
- экологическое обоснование выбора варианта реализации проекта строительства МСЗ мощностью 700 тыс.т/год ТКО по результатам проведенной комплексной оценки воздействия на ОС и здоровье населения;
- определение ущерба по каждому варианту, причиняемого окружающей среде и гражданам, проживающим вблизи МСЗ;
- материалы общественных обсуждений на всех этапах проведения ОВОС в соответствии с требованиями Положения (гл. IV).