Современное состояние информатизации в Республике Беларусь




СТРАТЕГИЯ

Развития информатизации в Республике Беларусь

На 2016 – 2022 годы

 

г. Минск, 2015 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Современное состояние информатизации в Республике Беларусь............. 2. Концептуальные основы развития информатизации в Республике Беларусь............................................................................................................. 3. Основные направления развития информатизации...................................... 3.1. Развитие эффективной и прозрачной системы государственного Управления................................................................................................ 3.2. Развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры........................................................................................ 3.3. Развитие цифровой инфраструктуры бизнеса, онлайнового рынка, банковских услуг...................................................................................... 3.4. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики................................................................ 3.5. Совершенствование социальной сферы на основе информационно-коммуникационных технологий................................ 3.6. Развитие национального электронного контента.................................. 3.7. Развитие собственной отрасли информационных технологий............ 3.8. Обеспечение цифрового доверия, защита информационных ресурсов и информационно-коммуникационной инфраструктуры.... 3.9. Научное обеспечение развития информатизации................................. 4. Условия и механизмы реализации настоящей Стратегии............................ 4.1. Управление процессами информатизации и институциональная структура для развития информатизации.............................................. 4.2. Финансирование процессов информатизации....................................... 4.3. Развитие человеческого потенциала....................................................... 4.4. Международное сотрудничество............................................................ 4.5. Система мониторинга развития информатизации................................. 5. Ожидаемые результаты от реализации настоящей Стратегии....................   Пплан первоочередных мер по реализации Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь в 2016 – 2022 годах........................                      

 

 


 

Начиная с 2010 года развитие информационного общества является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности
и инновационного развития национальной экономики, совершенствования системы государственного управления, повышения зрелости гражданского общества.

На уровне программных документов данный приоритет закреплен
в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 10 февраля 2015 г.

Настоящая Стратегия определяет принципы государственной политики Республики Беларусь в сфере информатизации и основные направления развития информационного общества с учетом совокупности факторов, влияющих на его прогресс.

К основным факторам, способствующим развитию информатизации в Республике Беларусь, относятся:

устойчивая и эффективная политическая система;

достаточно высокий уровень валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на душу населения;

признание информатизации в качестве одного из национальных приоритетов устойчивого развития и совершенствование правового регулирования ее процессов;

развитая собственная информационная индустрия, стимулируемая государством;

высокий образовательный уровень населения.


 

Современное состояние информатизации в Республике Беларусь

Развитие информатизации в Республике Беларусь в течение
2011 – 2015 годов осуществлялось в соответствии со Стратегией развития информационного общества на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1074 (далее – Стратегия-15), и разработанными для ее выполнения Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы (далее – Национальная программа), отраслевыми и региональными программами информатизации.

В качестве факторов развития информационного общества Стратегия-15 предполагала:

совершенствование государственной информационной политики, развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ);

развитие человеческого капитала;

укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

развитие национальной информационной индустрии и научных исследований;

расширение международного сотрудничества и интеграцию в мировое информационное пространство.

Приоритетными направлениями использования ИКТ
в Республике Беларусь являлись:

электронное правительство;

электронная экономика;

электронное здравоохранение;

электронное обучение;

электронная занятость и социальная защита населения;

система массовых коммуникаций и электронный контент.

Задачи развития информатизации, сформулированные в соответствии
с факторами развития и направлениями использования ИКТ, в целом решены. Свидетельством этого являются оценки международных организаций, осуществляющих мониторинг развития сферы ИКТ в мире.

Отставая в силу ряда объективных экономических причин от государств-лидеров, Республика Беларусь по оценке Международного союза электросвязи (далее – МСЭ) и ООН относится к группе стран с высокой динамикой развития ИКТ, непосредственно следующих за лидерами, занимая 55 место по индексу развития электронного правительства ООН из 193 стран мира (64 место
в 2010 году) и 38 место из 152 стран по итоговому индексу развития ИКТ
(52 место в 2011 году).

В целом картина информатизации в Беларуси выглядит следующим образом. Практически создан базовый комплекс электронного правительства,
в который входят такие компоненты как: общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС), система межведомственного электронного документооборота, Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (далее – ГосСУОК), единое расчетное информационное пространство и другие.

Выполнение основных мероприятий подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» Национальной программы позволило обеспечить создание современной инфраструктурной основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: бизнесом, обществом, государством.

По оценкам Комиссии МСЭ по развитию широкополосного доступа
в настоящее время Республика Беларусь занимает 25 позицию по количеству абонентов стационарного широкополосного доступа (28,8 на 100 жителей)
и 23 позицию по количеству домохозяйств, имеющих доступ в сеть Интернет (57,1 на 100 домохозяйств) среди 195 принявших в исследовании стран.

Созданная по итогам реализации Национальной программы ИКИ является основой для формирования и реализации отдельных инфраструктурных проектов в рамках концепции «Интернет вещей», дальнейшего развития государственных информационных ресурсов (далее – ГИР), построения информационного общества.

Создана и развивается государственная система правовой информации. Официальное опубликование правовых актов обеспечивается путем размещения их текстов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Сформирована государственная система оказания электронных услуг организациям и гражданам, функционирует единый портал электронных услуг на базе ОАИС. В настоящее время через единый портал электронных услуг
и интранет-портал ОАИС предоставляются электронные услуги из 13 ГИР. Посредством единого портала электронных услуг для юридических лиц предоставляются восемь услуг, для физических лиц – шесть услуг.

Продолжается переход к модели экономики, основанной на знаниях, инновационной экономике, характеризующейся автоматизацией всех видов производственной деятельности и повсеместным распространением электронного взаимодействия в сферах бизнес-бизнес (B2B), бизнес-государство (B2G), бизнес-потребитель (B2C).

Благодаря развитию единого торгового информационного пространства упрощаются торговые процедуры как внутри страны, так
и на просторах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), с учетом международных стандартов электронного документооборота и идентификации товарных потоков. Инициировано создание системы единого портала внешнеторговой деятельности, направленной на снижение издержек внешнеторговых операций.

Информатизация здравоохранения идет в направлениях: совершенствования единого информационного пространства здравоохранения Республики Беларусь, формирования системы электронных услуг, развития телемедицины.

В учреждениях здравоохранения внедряются комплексные медицинские автоматизированные системы, автоматизированные диагностические рабочие места и рабочие места врачей общей практики. Созданы и действуют информационные системы национального уровня, позволяющие осуществлять мониторинг состояния здоровья различных групп населения и принимать оперативные решения по управлению здравоохранением.

В области электронного образования внимание уделяется доступности обучающимся информационных ресурсов сети Интернет и совершенствованию национальной системы электронных образовательных ресурсов.

Сегодня все без исключения общеобразовательные школы имеют возможность широкополосного доступа к сети Интернет.

По состоянию на январь 2015 г. в международном рейтинге научно-образовательных электронных библиотек «The Ranking Web of World Repositories», включающем более 2 тыс. научно-образовательных электронных библиотек мира, присутствуют 14 репозитариев учреждений высшего образования Республики Беларусь, из которых наиболее высокий рейтинг имеет электронная библиотека БГУ.

В социально-трудовой сфере Республики Беларусь функционирует комплекс государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов республиканского масштаба, охватывающих практически все население Беларуси: «Государственная информационная система социальной защиты», «Информационно-вычислительная система государственной службы занятости», «Автоматизированная система управления индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе государственного социального страхования», «Автоматизированная система управления профессиональным пенсионным страхованием», портал государственной службы занятости и корпоративный портал Фонда социальной защиты населения.

Беларусь в целом находится в русле мировых тенденций развития системы массовых коммуникаций. Все республиканские средства массовой информации (далее – СМИ) представлены в сети Интернет. Наряду
с традиционными в Беларуси получили серьезное развитие интернет-СМИ.

Ведущие белорусские телеканалы осуществляют полноценное интернет-вещание, а также выкладывают ранее показанные телепрограммы (включая выпуски новостей) в свободный доступ.

ИКТ могут стать эффективным инструментом социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь при выполнении следующих условий:

формирование макроэкономических и иных механизмов стимулирования использования ИКТ на законодательном, социально-экономическом
и организационно-техническом уровнях;

пересмотр подходов к оценке эффективности использования ИКТ
от прямого и немедленного экономического эффекта к социально-экономической эффективности инвестиций в сферу ИКТ, оказывающей постепенное, но долговременное влияние на эффективность, как каждой конкретной функции предприятия, так и экономики в целом;

дальнейшая централизация планирования и реализация мероприятий
в сфере ИКТ, предполагающей уход от ведомственной (региональной) разобщенности;

глубокий анализ и реинжиниринг бизнес-процессов государственных функций и соответствующих административных процедур;

развитие и совершенствование системы национальных стандартов, регламентирующих работы в сфере ИКТ;

выработка действенного механизма перераспределения финансирования работ в сфере ИКТ и их дальнейшего использования и сопровождения в пользу взаимовыгодного государственно-частного партнерства;

развитие государственной системы управления формированием
и эффективным использованием ГИР, включая определение информационных потребностей, объем и качество имеющихся ресурсов;

формирование механизма заинтересованности государственных органов и организаций в переходе на выполнение возложенных административных
и регулятивных функций в электронном виде.

Основными факторами, замедляющими развитие информатизации
в стране, являются:

инертность государственных органов и организаций при решении вопросов информатизации;

отсутствие мотивации для изменения бизнес-процессов, необходимых при внедрении ИКТ;

недостаточный уровень инвестиций в ИКТ как со стороны государства, так и бизнеса;

слабое использование возможностей государственно-частного партнерства, в том числе в области обучения и исследований.

 


 

2. Концептуальные основы развития информатизации
в Республике Беларусь

 

Стратегической целью дальнейшего развития информатизации
в Республике Беларусь является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства
Республики Беларусь.

В 2016 – 2022 годах в вопросе развития информатизации
Республика Беларусь ставит своими задачами:

развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых ИКТ во все сферы человеческой жизнедеятельности;

совершенствование системы управления и правового регулирования процессами информатизации;

дальнейшее совершенствование национальной ИКИ;

обеспечение прозрачности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода данных коммуникаций в электронную форму;

создание и внедрение государственной системы идентификации субъектов информационных отношений;

дальнейшее формирование единого информационного пространства
для оказания электронных услуг на основе интеграции информационных систем;

создание условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность;

увеличение объема производства и безопасного потребления высокотехнологичных и наукоемких ИКТ товаров и услуг;

модернизация традиционных отраслей промышленности на основе внедрения мировых стандартов качества, технологий цифрового маркетинга
и производства;

обеспечение непрерывности, безотказности, безопасности информационных потоков.

При решении данных задач следует руководствоваться следующими принципами:

определяющая роль государства в формировании политики информатизации и стимулировании применения ИКТ во всех сферах жизнедеятельности современного общества;

открытость государственного управления, свобода доступа к информации и знаниям;

развитие государственно-частного партнерства в сфере информатизации;

вовлечение в процесс информатизации всех слоев и социальных групп населения, ликвидация цифрового неравенства;

обеспечение нового уровня цифровой грамотности населения;

содействие обеспечению национального суверенитета в информационной сфере и национальной безопасности;

гармонизация направлений информатизации с государствами-партнерами по ЕАЭС, другими государствами Европы и Азии.

Критерием успешности реализации данных направлений является нахождение Республики Беларусь к 2022 году в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству среди развитых стран мира
(в соответствии с классификацией ООН).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: