МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии №2

______________________ проф. Бычков В.И.

«___»_____________20____ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«Заболевание органов желудочно-кишечного тракта »

 

Автор: к.м.н., доц. Шамарин С.В.

 

Тема: «Заболевание органов желудочно-кишечного тракта »

Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по теме занятия, необходимые для самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

 

Результаты обучения по теме:

«Заболевания желудочно-кишечного тракта, этиопатогенез, диагностика, лечение, профилактика.»

 

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
       
    знать     уметь · теоретико-методологические, методические и организационные аспекты осуществления научно-исследовательской деятельности по теме занятия ОПК-2 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (10) ü ситуационные задачи (3)
· принципы разработки новых методов диагностики по теме занятия;   ОПК-4 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (10) ü ситуационные задачи (3)
1) возможности и перспективы применения современных инструментальных методов в научных исследованиях на примере заболеваний ЖКТ; 2) правила эксплуатации и технику безопасности при работе с инструментальным оборудованием (использовать 1 раз в разделе) ОПК-5 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (10) ü ситуационные задачи (3)
этиологию, патогенез, клиническую картину заболеваний ЖКТ; инструментальные критерии заболеваний ЖКТ; акушерскую тактику, в том числе при неотложных состояниях; принципы и критерии отбора больных в клиническое исследование. ПК-1 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (10) ü ситуационные задачи (3)
· современные перспективные направления и научные разработки, касающиеся кардиотокографии.     ПК-3 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (10) ü ситуационные задачи (3)
определять перспективные направления научных исследований в рамках тематики занятия, разрабатывать научно-методологический аппарат и программу научного исследования; изучать научно- медицинскую литературу по теме занятия, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; работать с источниками патентной информации ОПК-1 ü ситуационные задачи (1)
интерпретировать полученные данные по профилю научного исследования; интерпретировать полученные данные инструментальных исследований по профилю научного исследования ОПК-5 ü ситуационные задачи (1)
своевременно диагностировать критическое состояние плода; · осуществлять отбор больных в исследование по клиническим критериям включения и исключения, критически анализировать и обобщать полученные клинические данные, объективно оценивать эффективность изучаемых методов диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, определять соотношение риска и пользы от изучаемых в соответствии с профилем методов вмешательства ПК-1 ü ситуационные задачи (3)
самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения по заболеваниям ЖКТ; получать новую информацию путём анализа данных из научных источников ПК-3 ситуационные задачи (3)
уметь 1) использовать в профессиональной деятельности фундаментальные и прикладные медицинские знания; · 2) осуществлять сотрудничество с представителями из других областей знаний в ходе решения поставленных задач ПК-4 ü ситуационные задачи (3)
· навыками составления плана научного исследования по теме занятия; ОПК-1 ü ситуационные задачи (1)
· навыками лабораторных и/или инструментальных исследований по теме занятия ОПК-5 ü ситуационные задачи (1)
владеть методами сбора анамнеза, клинического обследования пациента и алгоритмами дифференциальной диагностики при заболеваниях соответственно профилю подготовки; умением анализировать данные клинического обследования, лабораторных и функциональных методов исследования; клинической терминологией и принципами формулировки предварительного и клинического диагноза заболеваний ЖКТ; умением назначать и проводить лечебные мероприятия при заболеваниях, в том числе при неотложных состояниях; навыками проведения научного исследования в соответствии со специальностью ПК-1 ü ситуационные задачи (3)
навыками самостоятельного поиска, критической оценки и применения в практической и научно-исследовательской деятельности информации о новейших методах лечения и диагностики заболеваний соответственно профилю подготовки, новейших данных об этиопатогенезе заболеваний; навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, необходимых для ведения научно-исследовательской деятельности, непосредственно не связанных с профилем подготовки ПК-3 ü ситуационные задачи (3)
владеть навыками постановки и решения научно-исследовательских и прикладных задач на примере исследования по теме заболеваний ЖКТ ПК-4 ü ситуационные задачи (3)

Мотивация темы занятия. Диагностика, терапия заболеваний ЖКТ в современном акушерстве является актуальной проблемой. Качество оказания медицинской помощи, в том числе диагностической и лечебной, большинству пациентов с этой патологией остается на недостаточно высоком уровне, имеется существенный разрыв между достижениями медицинской науки и повседневной клинической практикой, поэтому вопросы, касающиеся научных исследований с участием данных больных, требуют тщательного изучения.

Теория занятия

БЕРЕМЕННОСТЬ И ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНАЯ РЕФЛЮКСНАЯ БОЛЕЗНЬ (ИЗЖОГА У БЕРЕМЕННЫХ) Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь — невоспалительное и/или воспалительное поражение дистальной части пищевода вследствие повторяющегося заброса желудочного и/или дуоденального содержимого, сопровождающееся развитием характерных симптомов. Ряд авторов рассматривают изжогу беременных как отдельный симптом, появляющийся на фоне беременности и обусловленный ею. СИНОНИМЫИзжога у беременных.

КОД ПО МКБ-10 K21. Гастроэзофагеальный рефлюкс.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ По частоте заболевание занимает 2–3 место среди всех болезней органов пищеварения. Болезнь развивается впервые во время беременности в 21–80% случаев (чаще у многорожавших).

КЛАССИФИКАЦИЯ

· G Рефлюкс-эзофагит (с повреждением слизистой оболочки пищевода, обнаруживаемым при эндоскопии).

· G Гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь без эзофагита. · По длительности течения различают:

· G острый эзофагит (остро возникающий и длящийся не более 3 мес);

· G подострый эзофагит;

· G хронический эзофагит (продолжающийся более 3 мес).

ЭТИОЛОГИЯ Важными факторами развития данного заболевания считают: · нарушение моторики пищевода и желудка; · агрессивность компонентов желудочного содержимого. Самая частая причина болезни — рефлюкс агрессивного желудочного сока в пищевод вследствие недостаточности кардиального сфинктера, в результате чего происходит асептический ожог пищевода кислотой желудочного сока.

ПАТОГЕНЕЗ Во время беременности повышается внутрижелудочное давление, что, наряду с другими механизмами заброса желудочного содержимого (недостаточность кардиального сфинктера пищевода, аксиальные грыжи пищеводного отверстия диафрагмы), предрасполагает к желудочно-пищеводному рефлюксу. У беременных чаще развивается так называемый рефлюкс-эзофагит. Во время беременности в крови увеличивается концентрация прогестерона, который способствует расслаблению гладкомышечных органов, в том числе нижнего пищеводного сфинктера (т.е. исчезает препятствие для попадания желудочного содержимого в пищевод). Кроме того, с ростом матки повышается внутрибрюшное давление, также способствующее забросу содержимого желудка в пищевод.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В клинической картине выделяют пищеводные (изжога, отрыжка, срыгивание кислого содержимого, одинофагия, боли в грудной клетке и/или эпигастральной области) и внепищеводные проявления болезни.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ · Положительный «щелочной» тест (быстрое купирование изжоги при приёме всасывающихся антацидов) служит косвенным признаком рефлюкс-эзофагита. · Омепразоловый тест используют для диагностики внепищеводных проявлений. Данный тест основан на уменьшении или купировании внепищеводных симптомов, если они связаны с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, при назначении омепразола в дозе 40 мг. Положительный результат теста считают важным признаком гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. · Для уточнения причин изжоги по показаниям у беременных проводят эзофагогастродуоденоскопию и рН-метрию, манометрию, билиметрию. · Для наилучшей оценки поражения пищевода при рефлюкс-эзофагите показана эндоскопия.

ЛЕЧЕНИЕ

ЦЕЛИ ЛЕЧЕНИЯ · Максимальное усиление факторов защиты от желудочнопищеводного рефлюкса и ослабление агрессивного кислотно-пептического фактора. · Устранение сопутствующей дискинезии.

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Следует избегать положений, способствующих возникновению изжоги: при отсутствии противопоказаний рекомендуют спать с приподнятым головным концом кровати. · Рекомендовано соблюдать строгую диету, питаться дробно, малыми порциями, без переедания. Исключают из рациона жирные, жареные блюда, шоколад, поскольку эти продукты способствуют дополнительному расслаблению сфинктера пищевода. Не следует использовать черный и красный перец и другие острые приправы при приготовлении еды. · В первые 2 ч после еды в желудке вырабатывается соляная кислота, необходимая для переваривания пищи. Именно в это время наиболее высока вероятность появления изжоги. По этой причине не рекомендуют ложиться сразу после приёма пищи.

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ При терапии рефлюкс-эзофагита во время беременности можно назначать невсасывающиеся антациды, обволакивающие и вяжущие препараты растительного происхождения (алгелдрат + магния гидроксид, алюминия фосфат, отвары ольхи соплодий, ромашки цветков, крахмал), прокинетиков, блокаторов H2-гистаминовых рецепторов. Хороший результат отмечают при применении вяжущих препаратов в комбинации с антацидами. Для купирования сопутствующих дискинезий, нормализации тонуса ЖКТ назначают метоклопрамид внутрь в дозе 10 мг 2–3 раза в сутки в течение 10–14 сут. При использовании антацидов, содержащих магний, возможно послабляющее действие. При назначении натрия гидрокарбоната возникает отрыжка и феномен «отдачи», поэтому его применение противопоказано. Необходимо избегать длительного приёма в высоких дозах антацидов, содержащих алюминий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: