внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?




Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

В торым по значимости можно назвать принцип целесообразности, который проявляется на всех уровнях общения.

Принцип гармоничности общения предусматривает гармонизацию как целей общения, так и средств достижения этих целей

на всех уровнях речи.

Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-

Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-

Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится

С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы

Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-

ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

 

Ответ (в форме тезисов):

1. Две эти концепции соотносятся идеально. Гармоничность подразумевает под собой достижение цели без агрессии и с использованием верных доводов. Цель – не подавить, а переубедить или убедиться самому. Ведь нет ничего зазорного в том, что ты меняешь свои убеждения в силу открытия новых знаний или чужого влияния. Развитие само по себе прекрасно, нужно уметь смотреть с разных ракурсов.

 

2. Напрямую. Особенно связан это принцип с нормами этики – умением уважать мнение собеседника и показывать это. Ничего не говорит о человеке громче, чем его манеры и воспитание. Гармоничность в общении открывает вашу эрудированную и интеллигентную сторону для собеседника, что, конечно, только располагает к общению.

 

3. Не удивительно, но да, ровно как и все мудрые высказывания, более близкие к истине. По своей натуре люди не могут не спорить, потому что мы привыкли, как и говорит Паскаль, принимать за чистую монету всё, что чувствуем, и болезненно переживать поражения. Мы всё так же смотрим на мир через узкую замочную скважину, и нам кажется, будто из неё он виден целиком. Но когда же мы откроем эту дверь?

Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-

Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

 

6. Каждая часть текста должна подкрепляться микровыводом, от которого бы отталкивалась следующая.

7. Текст не должен содержать пространные рассуждения, уводящие к другой теме.

8.Не нужно излишне наполнять свои высказывания художественными средствами, если это непосредственно не затрагивает тему разговора. Достойный аргумент хорош сам по себе.

 

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении принято называть коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

 

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические

барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физическим состоянием, из-за которых он теряет способность адекватно воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отношениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обусловлены ощущением известности и/или излишней лёгкости (трудности) воспринимаемой информации.

Для тех людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации, трудности понимания могут

быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Целью коммуникации является, прежде всего, обмен данными, в связи с этим обозначу, что инициатива преодоления барьеров должна исходить от обеих сторон. Её мотивируют желание как донести, так и получить информацию. Коммуниканту-источнику сведений следует разносторонне подходить к подаче информации: в современных условиях отлично помогут в этом средства медиа (как видео, так и аудио), ведь аудитория тоже многогранна и пути восприятия у людей разнятся. В свою очередь адресат (то есть получающий данные) должен указывать на существующие проблемы или стараться перевести информацию в иную, удобную для себя форму (запись устных лекций, иллюстрации в таблицах или аудиокниги).

Мне, как визуалу, конечно же, проще всего усвоить что-то, что я могу увидеть (фотографическая память). А потому основным и самым часто встречающимся моим барьером является несоответствующая форма представления – мне приходится прорабатывать приобретаемые знания, прежде чем начать их «впитывать». Обычно для этого необходимо зафиксировать информацию на бумажном носителе (также эффективна для меня мышечная память) или придать ей другую форму (таблица, схема, кластер). Предполагаю, что в дальнейшем это обусловит мою частую работу с доской и электронными материалами во время работы в школе в качестве педагога.

Барьеры общения напрямую связаны с нормами речи. Даже самый малограмотный человек не воспримет запутанную, избыточную и неправильную речь. Услышав её, образованный же человек отвлечётся на сторонние мысли, например, станет исправлять эти ошибки, пытаясь сформулировать для себя смысл сказанных слов. Лишние вопросы будут рассеивать внимание, а попытки ответа на них ещё больше запутывать адресата. Подытоживая, необходимо сказать о том, что преодоление барьеров общения, бесспорно, обоюдный процесс, ведь диалог – прерогатива двоих.

2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.

Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения.

Отношения «ведущий и ведомый» распространены в социальной среде. Это касается практически всех сфера нашей жизни. Неудивительно, что в первую очередь данное понятие применимо и для процесса общения. Я полагаю, это верное утверждение, ведь коммуникативный лидер, как и все прочие, не только обладает преимуществами, но и отвечает за последствия.

Имеется в виду, что одна из появляющихся обязанностей такого человека – не только не завести диалог в тупик, но и не дать ему приобрести оттенок негатива, вернее, перерасти в конфликт мнений. Спектр вопросов и тем, определенная информация, которая может повлечь такие последствия – обо всем этом стоит знать коммуниканту-лидеру. В противном случае общение превратится в наказание и не принесёт никакой пользы. Тем не менее, нельхя предполагать полного доминирования в общении, потому хотя бы, что перебивать говорящего – моветон. Таким образом, никто не отменят норм этики в процессе общения. Беря в расчёт данные оговорки, стоит сказать, что иногда диалог просто «нуждается» в подведении логичного итога, и в этом случае просто замечательно, что есть кто-то, способный его подвести.

Итак, не подлежит сомнению, что эта роль важна в социальной среде. Лидеров общения обычно называют коммуникабельными, что означает, что они не сменяют этого статуса во многих, если не во всех, речевых ситуациях. Инициатива в поддержании диалога влечет за собой некоторую ответственность, к которой им нужно быть готовыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: