План семинарских занятий.
Семинар № 1. Тема: Государство и право. Структура права и его действие.
1. Понятие государства. Его основные признаки. Форма государства.
2. Механизм государства, его органы и их характеристика.
3. Сущность права, его признаки и функции
4. Нормы права, их структура и способы изложения
Целью данного семинарского занятия является изучение и уяснение понятия государства, а также структуры права и его действия.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятия «государство», выявить его основные признаки.
2. Ознакомиться с понятием «механизм государства», определить его основные признаки.
3. Рассмотреть понятие «форма государства», выявить и проанализировать его составные элементы.
4. Рассмотреть признаки и функции права.
5. Дать определение норме права.
6. Определить структурные элементы состоит нормы права.
Литература: 1, 11-13, 18,24-26,32,34-36
Методические рекомендации.
Рассматривая вопросы данного семинара, необходимо отметить, что их уяснение является необходимым для дальнейшего изучения «Правоведения».
Отвечая на первый вопрос, необходимо определить, что же такое государство, каковы его основные признаки. Здесь необходимо затронуть проблематику определения происхождения государства. Важно выявить три составляющих элемента формы государства, а именно форму правления, форму государственного устройства, государственно – правовой режим.
Анализируя понятие государства, важно выявить его сущность. Важно рассмотреть подходы к сущности государства, а именно классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и расовый.
|
Рассматривая второй вопрос, необходимо определить механизм государства и его признаки. Необходимо также при ответе на данный вопрос выявить признаки механизма государства и его структуру.
Рассматривая третий вопрос, необходимо проанализировать понятие «право». Также можно рассмотреть религиозный, национальный, расовый подходы к сущности права.
При анализе структуры правовой нормы необходимо рассмотреть элементы, которые её составляют, а именно: гипотеза, диспозиция, санкция.
Семинар № 2 Конституционное право и конституционная основа правовой системы.
1. Характеристика и содержание Конституции РФ.
2. Источники и субъекты конституционного права России.
3. Форма правления современной России.
4. Форма территориального устройства современной России.
Целью данного семинарского занятия является ознакомление студентов с Конституцией РФ, с конституционным правом, а также анализ понятии формы государства на примере Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Каково значение конституции РФ.
2. Какое она имеет содержание.
3. Каковы основы конституционного права РФ.
4. Что является источников конституционного права РФ?
5. Какая форма правления современной России. Каковы её особенности?
6. Какой политический режим РФ закреплён в Конституции? Его особенности.
7. Какая форма территориального устройства России. Её особенности.
Литература: 1,5-10,15,17
Методические рекомендации.
При ответе на первый вопрос необходимо учитывать, что Конституция РФ были принята 12 декабря 1993 года путём всенародного голосования и обладает на территории РФ высшей юридический силой. Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. При раскрытии вопроса о субъектах конституционного права важно раскрыть, что ими являются Россия и субъекты РФ, органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, собрании граждан, собрания избирателей, отдельные граждане. При ответе на третий вопрос важно подчеркнуть, что Россия является республикой. А по территориальному устройству федерацией.
|
Практические задания (задачи):
Задача 1.
1 августа 1998г. в департамент здравоохранения Московской городской администрации поступила жалоба от военнослужащего Жукова. Не получив ответа 25 сентября Жуков попытался выяснить, почему нет никакой информации, однако ему ничего не пояснили, предложив еще подождать.
Какие права попытался реализовать гражданин Жуков?
Задача 2.
Жители поселка "Рыбачий" Окунев и Карпов, находясь на отдыхе, сломали несколько деревьев, разожгли костер, мусор после себя не убрали.
Какую конституционную обязанность нарушили граждане Окунев и Карпов?
Задача 3.
Гражданин Кисельман, житель Калуги, являясь индивидуальным предпринимателем, заявил в налоговую полицию, что не будет платить налоги и составлять декларацию, так как одновременно является гражданином Израиля и все налоги уплатил в том государстве.
Правомерны ли рассуждения Кисельмана?
|
Задача 4.
В окружную избирательную комиссию по выборам Президента РФ поступили документы на регистрацию в качестве кандидатов следующих лиц: Ивана Васильева, известного врача-хирурга в возрасте 34 лет, Семена Григоряна, популярного тележурналиста, приехавшего из Армении в Россию 7 лет тому назад.
Подлежат ли регистрации в качестве кандидатов в президенты РФ указанные лица?
Задача 5.
Какова роль каждого из перечисленных органов в процедуре отрешения президента от должности?
1. Государственная Дума РФ;
2. Совет Федерации РФ;
3. Федеральное Собрание РФ;
4. Конституционный Суд РФ;
5. Верховный Суд РФ.
Задача 6.
К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, трибунал Забайкальского военного округа.
Задача 7.
Определите требования, предъявляемые Конституцией РФ к депутатам Государственной Думы.
1. возраст 25 лет;
2. возраст 21 год;
3. высшее образование;
4. не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
5. имеет право участвовать в выборах;
6. не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью;
7. не может быть собственником предприятий, акционерных обществ;
не должен иметь судимости.
Семинар № 3 Административное право в системе отраслей российского права.
1. Основания возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений.
2. Административные правонарушения.
3. Административная ответственность.
Целью данного семинарского занятия является изучение основ административного права.
Для достижения указанной цели необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какова суть КоАП РФ. Его содержание.
2. Что такое административное правоотношение, его содержание.
3. Каковы основания возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений.
4. Что такое административные правонарушения, каковы их признаки.
5. Что понимается под административной ответственностью.
Литература: 1,4,5-10,15,17,20,21