Краткие содержательные характеристики интеллектуальных операций, замеряемых с помощью субтестов теста Амтхауэра.




Субтест 1 (IN), а) Практический интеллект: здравый смысл, рассудительность, умение выделять в информации практически

I значимую сторону, практически важные детали, б) Общая осве­домленность: обладание обширными фактологическими знани­ями из самых разнообразных сфер, в) Способность создавать собственные, индивидуальные методы для систематизации ин­формации, которая не поддается объективной классификации. «Цепкость» интеллекта, постоянно действующая установка на удер­жание, сохранение {на всякий случай) любой случайной, отры­вочной, непосредственно не относящейся к работе или учебе информации. Любые никак не связанные между собой сведения, факты из самых различных областей группируются человеком по только ему одному понятным или интуитивно чувствуемым при­знакам, и «раскладываются на хранение в определенные ячейки». Для поиска и извлечения необходимых сведений из памяти че­ловек пользуется только ему одному понятной «картотекой». Та­кому человеку кажется интересным многое из того, на что боль­шинство людей вообще не обращают внимания. Человек не ста­рается запомнить, а просто отмечает (т. е. «помещает в соответ­ствующую ячейку») различные новые для себя сведения и факты. Он усваивает не закономерности, обоснования, логику, а только факты, сведения, целостные образы.

Субтест 2 (EL). Интуитивное понятийное мышление. Уме­ние видеть, выделять основное, значимое, главное в описатель­ном, неструктурированном материале, понимать внутренний смысл высказываний, сообщений, отделять существенные, константные свойства, характеристики объектов и явлений от «внешних», вто­ростепенных. Наличие понятийного интуитивного мышления не­обходимо, чтобы использовать научные, теоретические знания в практической жизни. Данная интеллектуальная операция осно­вана на интуитивном анализе. Мыслительная деятельность со­стоит в том, что человек постепенно как бы очищает информа­цию от всего второстепенного, наносного, лишнего, отсекает, отбрасывает все ненужное и оставляет только ее суть. Обычно человеком не осознается принцип, на основании которого он действует, когда «очищает» информацию, принимает решение или делает вывод. Он просто чувствует, знает, что так будет правиль­но, и в основном не ошибается.

Субтест 3 (AN). Понятийное логическое мышление. Умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира, видеть внутреннюю логику в последователь­ности событий, происходящих изменениях, вычленять алгорит­мы деятельности. Способность понимать логику доказательств, смысл формул, правил, сферу их применения; обобщать и час­тично трансформировать собственные знания и опыт, переносить их, использовать в других жизненных или учебных ситуациях; «пе­ребрасывать» логические мостики при недостатке информации или пробелах в знаниях, в результате чего сохраняется возмож­ность понимания общего смысла сообщения. Характеризует об­щую способность к обучению. Понятийное логическое мышле­ние полностью осознано, обладает операциональной обратимо­стью. Используется для поиска причинно-следственных связей, выделения логической последовательности в изложении инфор­мации, доказательства и обоснования интуитивных догадок, ло­гической проверки выводов, связывания научных построений. Для понимания, объяснения или доказательства широко использу­ется метод аналогий.

Субтест 4 (GE). Понятийная категоризация. Способность к образованию понятий, определению конкретных явлений в рам­ках более общих категорий, систематизации знаний, обобщению, структурированию описательного, эмпирического материала посредством создания объективных классификаций. С ее помо­щью характеристика явления, объекта дается по его родо-видо­вой принадлежности, однозначно определяется его положение в системе объективных знаний, появляется возможность заранее прогнозировать весь спектр его существенных характеристик. Мышление становится многомерным, комплексным, исчезают линейность, однонаправленность, формируется способность к теоретическому моделированию. Данная способность позволя­ет создавать искусственные системы (например, языки програм­мирования), научные построения (например, периодическую таб­лицу элементов). Она позволяет легко видеть и усваивать систе­му правил, которые действуют в определенной сфере знаний, характеризует чувство структуры языка.

Субтест 5 (AR). Математическая интуиция. Способность к усвоению и «автоматическому» использованию стандартных ма­тематических алгоритмов. Наличие математической интуиции позволяет человеку сразу видеть тип задачи и метод ее реше­ния, применять адекватные стандартные приемы и операции там, где они требуются, быстро производить в уме примерные расче­ты, контролировать «прикидкой» правильность получаемых ре­зультатов. На ее основе в дальнейшем формируется способность к «свертыванию» стандартных математических алгоритмов, на­личие которой позволяет сразу видеть и сообщать результат ряда достаточно сложных вычислительных операций. Например, че­ловек может «взять» в уме интеграл и сразу сказать ответ, кото­рый получается в результате преобразований, занимающих бо­лее страницы.

Субтест 6 (NU). Формально-логическое мышление. Умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций. Может характери­зовать мышление трех типов (или уровней) в зависимости от того, над какими интеллектуальными операциями надстраивается (или символизацией чего является), какими отношениями обучается человек оперировать. На базе развитого понятийного мышле­ния может формироваться полноценное абстрактное мышление, которое поднимает функционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень, возникает новый, более со­вершенный его тип. Соответственно, резко возрастают возмож­ности индивида в освоении любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач. Если полноценное понятийное мыш­ление не сформировалось, то на базе комбинаторного мышле­ния и математической интуиции развиваются специализирован­ные математические способности, которые позволяют получить высшее образование соответствующего профиля, но характер функционирования интеллекта в целом при этом не меняется. Подобные математические способности не расширяют возмож­ностей в овладении другими науками или в решении жизненных задач. Если развита только математическая интуиция, то на ее основе формируются ограниченные вычислительные способно­сти, позволяющие быстро производить в уме различные ариф­метические расчеты, «по прикидке» контролировать правильность конечного и промежуточных результатов, замечать ошибки в вы­числениях. При неполноценном понятийном мышлении за счет формального (абстрактного) структурирования может происхо­дить некоторое совершенствование операциональной стороны той сферы знаний, в которой человек специализируется.

Субтест 7 (PL). Образный синтез. Способность к форми­рованию целостных представлений на основе последовательно поступающей, несистематизированной, разрозненной, отрывоч­ной, неполной информации. Возникающая целостность представ­ляет собой образную, а не логическую структуру, т. е. для своего осмысления нуждается в последующей аналитической обработ­ке. Если образный синтез функционирует в рамках развитого понятийного мышления, то он может использоваться для науч­ных обобщений, в системных или эмпирических исследованиях. Образный синтез может быть одним из компонентов практичес­кого интеллекта, наличие которого позволяет быстро схватывать ситуацию в целом и выбирать оптимальное направление для даль­нейших действий. На его основе формируется умение во внутреннем плане преобразовывать наблюдаемую ситуацию, пред­ставлять ее под разными углами зрения, образно оценивать воз­никающие смыслы и впечатления. Если практический интеллект или понятийное мышление не развиты, то образный синтез фун­кционирует только в рамках визуального интеллекта, облегчая работу с наглядно-графической, представленной в виде рисун­ков информацией.

Субтест 8 (SP). Пространственное мышление. Способность к вычленению пространственной структуры объектов и опериро­ванию уже не целостными образами или «внешними», видимыми свойствами, а внутренними структурными зависимостями и от­ношениями. Процесс зрительного восприятия преобразуется таким образом, что аналитически выделяются и фиксируются (часто неосознанно) те визуальные параметры объекта, которые непос­редственно связаны с его внутренними, структурными характе­ристиками, его пространственной организацией. Операторны­ми единицами становятся не просто зрительно воспринимаемые свойства объектов, а «абстрагированные индикаторы» их про­странственной структуры, а также отношения, закономерные связи между этими зрительно воспринимаемыми «индикаторами». В пространственном мышлении базовыми являются операции ана­лиза, вычленения внутренних схем, на основе которых в дальней­шем развиваются операции следующего уровня, позволяющие преобразовывать выделенные пространственные схемы. На ос­нове данного типа мышления формируется понимание объектив­ных законов пространственной организации предметов и явле­ний окружающего нас мира. Использование этих законов необ­ходимо для создания искусственной среды обитания человека (архитектурных сооружений, различных предметов, приборов, машин, оборудования).

Субтест 9 (ME). Оперативная логическая память. Форми­руется в результате преобразования памяти на основе понятий­ного мышления. Запоминание предваряется осмыслением, струк­турированием информации, выделением ее внутренней законо­мерной логики. Выделенная таким образом структура (план, схе­ма) и подлежит сознательному запоминанию, а все остальная качественная, содержательная информация сохраняется в памяти как бы сама собой, автоматически, благодаря операции «свер­тывания», которая используется при образовании любого поня­тия. В результате использования понятийного мышления проис­ходит анализ и обобщение подлежащей запоминанию информа­ции, она структурируется и организуется многомерно, по прин­ципу «понятийной пирамиды», поэтому в дальнейшем может быть воспроизведена в уме одновременно и целостно, подвергнута любым преобразованиям, воспроизведена в любом порядке. Запоминанию подлежит только общая схема (план, структура) или итоговое обобщение («верхушка пирамиды»), которые по­зволяют сохранять все качественное многообразие содержания и без потерь его воспроизводить. Обеспечивается полное вла­дение информацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: