Россия была одержима идеей целостной личности в конце 19 нач. 20ВВ. Она (идея) была во всем в исскустве, социологии, и.т.п многостороннее исследование личности.
Личность-целостная, гармоничная, всесторонне развитая была идеалом соотечественников. Они считали что личность – сила способная вывести страну из тупикового состояния.
В развитии идеи личности выделяют 5 оснований:
-духовно-филосовское
-художественно-эстетическое
Задача: восхождение к целостной личности.
-социологическое
-естественно-научное
Призывали к изучению деталей, частей, отдельных факторов личности.
-собственно психологическое.
Выделяют 4 способа существования идеи личности в России
1)Последнее десятилетие 19В-20-е 20В
Существенно было поялвение самой идеи личности. Превращение в личность рассматривались как желательный итог развития личности.Главная задача личности-совершить ответственный поступок что бы стать личностью.
2)с30-60гг 20В Уничтожение личностного в человеке. Идея личности выступает в 2-ух формах: - поиск признака советского человека, - конструирование советского менталитета (активно работали:Ананьев, Рубенштейн, Платонов)
3)с середины 60-80е гг. создание новой концепции советского человека строилась под заказ правящее партии.
Тотальная психотерапия. Психологи пришли к выводу что. Существующие навыки были утеряны и личность представляет весьма туманное образование. Большинство авторов рассматривают личность с разных позиций противоречащих друг другу. В России школы враждовали, каждый считал себя правильным.
4)90е – сегодняшний день. Появились альтернативные пути, открыты новые грани личности. Стал развиваться новый образ человека. В качестве основоположника был петровский. Он говорит что человек изменяется, постоянно развивается. Обращение к реальному исследованию личности с реальными проблемами. Сближение психологии и этики, ученые начали заниматься ценностями человека (лебедев), исследовать мотивацию, мышление. Активно стали развиваться: проблемы психического здоровья, гуманистическая психология. Типологический подход. Изучение представлений обыденного человека. психология глазами простого человека (Улыбина) Развитие психодиагностики. Стали появляться лаборатории, адаптировать зарубежные методики
|
2) Методы исследования личности
Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
1) метод на уровне методологии
-номотетические(поиск общего, закономерностей,универсального.)
-идеографический(личность нечто уникальное, неповторимое, закономерности нет, все непредсказуемо)
2) Теоретические методы направленные на работу с идеями, образами, представлениями
-мысленный эксперимент
-частичное моделирование
Используют исходя из этических соображений невсегда реально можно провести, использлвать для установления гипотез, с целью экономии.
3)эмпирические методы:
-эксперимент (естественный, лабораторный)
-наблюдение (самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное)
-измерение
4) конкретные техники и методики
-тесты(объективные, проективные)
3) Типология теорий личности
Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп. Самыми древними являются гуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант.
|
В морфологических теориях в качестве признака классификации личности используются особенности строения тела человека. Наиболее разработанными вариантами морфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.
Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента: эн-доморфному типу соответствует висцеротонический темперамент, мезоморфному типу — соматотонический, эктоморфному — це-ребротонический.
Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.
|
Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко.
У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно назовем социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Типология Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную.
Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Круп-нова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер.
4) Понятие личности
Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впослед-ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
При многообразии определений, трактуют личность как социально-психологическое образование которое формируется благодаря жизни человека в обществе. У индивида в момент рождения еще нет многих личностных качеств. В понятие личность обычно включают такие свойства которые являются довольно устойчивыми, свидетельствуют об индивидуальности человека и определяют социально значимые черты и поступки.
Различие понятий: человек/индивид/личность.
Человек-общевидовое понятие,
Индивид-конкретное человеческое существо в физиологическом, биологическом смысле
Личность-субъект активной деятельности наделенный сознанием и самосознанием. Участник в жизни общества.
Социализация личности
Социализация-особый процесс включения ребенка в общество, результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом, социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Этот процесс может происходить как стихийно, так и целенаправленно: система воспитательных воздействий.
Само понятие социализации было введено в 40-е 20В, но трактовали его разные психологические школы по разному: бихевиоризм и необихевиоризн, трактуют ее как социальное научение. Гуманистичекая психология, как результат самоактуализации. Для успешной адаптации в этом мире ребенку необходимо определить различия между социальным и предметным миром. Выяснить их закономерности и взаимодействия, а для этого необходима когнетивная база. В процессе общения с окружающими людьми. Ребенок получает сведения о мире, возникает речь, развивается мышление, таким образом социальное и когнетивное развитие тесно связаны. Институтами социализации являются: школа, проф. Учебные заведения, неформальные объединения и молодежные организации.
Составляющие личности это –самосознание,(осознание самого себя), - «я-концепция»-обобщенные представления о самом себе, система установок относительно собственной личности.
5) История развития психологии личности на Западе
2 основных периода:
1) с конца 19В-1930г Классический период
Создавались основные теории. Все персонологи по образованию были медиками.
2)с 30-60гг Альтернативный период
Психологи заявили о себе и начались движения теорий, на встречу друг к другу. В 1930г были написаны первые книги: Левин, Олпорт, Мюррей. До 40-ых в основном психологией занимались европейские психологи, затем подключились американские.
Направления развития:
-френология(анатмическая психология, поиск анатомических особенностей личности (херомантия))
-направления занимающиеся интеллектом и его генетическими детерминантами
-бихевиоризм (личность выдуманное понятие, личность это нечто)
-гуманистические теории (рассмотрение Я – концепции)
-когнетивисты(60-70е)
(гуман и когнет – говорили что главное в человеке его субъективное переживание. Развитие зависит от её субъективного опыта)
-физиологический (биологический подход фокусировал внимание на строении тела (кречмер,шелдон)
-эксперементальная психология
-личностная психология
Они ищут закономерности поведения, пытаются найти обоснование, что бы прогнозировать поведение людей.
6) Классический психоанализ З.Фрейда
Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает.
Метод свободных ассоциаций — метод исследования психического, разработанный в психоанализе. Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично. Позволяет выйти на глубинную, неосознаваемую проблему. В обход механизмов психологической защиты.
Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве
Фрейд выделял в психической жизни три уровня: сознание, предсознание, бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений, переживаний которые человек осознает в данный момент времени.
Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем погружается в уровень предсознания или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.
Область предсознательного, иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, плюс эмоции и воспоминания, которые были вытеснены из области сознания т.к. несут в себе некую угрозу. Бессознательные переживания недоступны сознанию, но во многом определяют действия человека.
Согласно структурной модели психика состоит из трех структур: Ид, Эго, Супер-эго.
Ид – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических, врожденных, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Ид» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни.
Эго - уровень сознания. Находится в постоянном конфликте с Ид, подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формирует общество, в котором существуют различные запреты. На Эго воздействуют 2 силы: ид, супер-эго. Эго стремится установить гармонию между ними, и подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
Супер-эго – носитель моральных стандартов, совесть. Формируется под влиянием общества.
Чтобы уладить конфликт между принципом реальности и удовольствия психика вырабатывает защитные механизмы:
Вытеснение. Травмирующий факт полностью вытесняется, подавляется из области сознания в бессознательное и человек не помнит данного события.
Отрицание – частичное искажение воспроизводимого факта.
Проекция – приписывание другим не приемлимых для себя чувств или побуждений черт характера.
Изоляция – отделение чувствующей части своего я от себя в целом.
Замещение – психика не может ответить источнику и находит замещающий для ответа объект.
Компенсация – это уход в мир фантазий.
Рационализация – это нахождение приемлемого объяснения, неприемлемым мыслям или поступкам.
Реактивное образование – противоположное поведение исходному импульсу.
Сублимация – перевод инстинктивной энергии либидо и мартидо в социально приемлемые формы выражения.
Регрессия – детский способ решения конфликтов, более ранний.
Если равновесие между «Оно», «Я», «Сверх-Я» нарушается, то начинается болезнь — невроз.
7) Стадии психосексуального развития по Фрейду
1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. Остановка на этой стадии приводит к возникновению таких пороков как: курение, гурманство, словесная агрессивность, переедание. Люди считающие что окружающие существуют для них. Такие люди: мстительны, нарцистичны.
2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) – период когда ребенка приучают к чистоплотности. Источник удовлетворения перемещается в анальную область тела. Нарушение развития на этой стадии могут быть вызваны страхом ребенка потерять контроль над своими выделениями. Заторможенность на этой стадии приводит к таким чертам характера как: скупость, чрезмерная чистоплотность, упрямство. Такие люди регидны, стремятся к власти.
3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс у мальчиков и комплекс электры у девочек, что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.
4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.
8) Аналитическая психология К.Юнга
Юнг в отличие от Фрейда считал, что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение (сексуальная энергия либидо) а психическая энергия как таковая, т.е. любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой.
Структура психики по Юнгу.
1. Эго – сознание(восприятие, мышление, воля, эмоции, интуиция, влечения, сновидения)
2. Оно – индивидуальное бессознательное.(Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания, Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты, Врожденные биологические инстинкты и побуждения,Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие бессознательные комплексы)
3. Супер-Эго – моральные нормы, совесть.
4. Тень – теневая сторона психики человека, центр личного бессознательного, антипод персоны (Нереализованные желания «складываются в мешок» и копятся в течение всей жизни, ограничения, накладываемые воспитанием, окружающими людьми, различными институтами. С годами мешок становится тяжелым.)
5. Персона (роль) каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека.(Общество диктует человеку принятие той или иной роли. Персона делает поведение человека прогнозируемым. Начало формирования персоны происходит в детстве.)
6. Коллективное бессознательное – нечто большее, чем сам человек, хранилище информации народа, этноса. Духовное наследие всего, что было пережито человечеством.
Состоит из архетипов, которые обуславливают:
Предрасположенность к поведению определенного типа
Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи»
К.Б. - это нечто большее, чем сам человек и его активизация может быть опасна для психики человека, т.к. К.Б. влияет на всю сознательную и бессознательную деятельность человека. Это может повлечь за собой психические растройства (шизофрения).
Но в активизации К.Б. содержится также и ресурс для развития, преодоления кризисных ситуаций, творческий потенциал.
К.Б. может активироваться спонтанно (генетические особенности)
Есть периоды жизни, когда активизация бессознательного становится наиболее вероятна:
- кризисные периоды (см возрастную психологию)
- средовые воздействия
- повышенная температура при заболевании
- интоксикации
Возможен и другой вариант, когда К.Б. слишком мало активировано, заблокировано. Тогда человек мало энергичен, не получает удовольствия от жизни, не способен к творчеству.
Архетипы – это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир целом», это система установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. Архетипы передаются по наследству, генетически.
Виды:
Анима – внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.
Анимус – внутренний образ мужчины в женщине.
Архетип Матери – могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни человека отношение к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает.
9) Психосоциальная теория Э.Эриксона
Центральной идеей этой теории является положение о том, что на каждой стадии психосоциального развития личность переживает свой кризис. При этом может происходить как благоприятное, так и неблагоприятное разрешение кризиса. В случае благоприятного разрешения обеспечивается позитивное развитие личности и ее переход на следующую стадию с хорошими предпосылками для его преодоления. В случае неблагоприятного разрешения нерешенные проблемы переходят на вторую стадию, что вызывает у личности внутренние переживания.
Стадии: (кризисы)
Младенчество: доверие - недоверие (первый год жизни)
На протяжении первого года жизни получение младенцем пищи, тепла и любви зависит от заботящихся о нем людях. Если родители удовлетворяют физиологические и эмоциональные потребности младенца, у него разовьется базальное чувство доверия к заботящимся о нем людям и миру в целом. Если основные потребности младенца не удовлетворяются, у него может развиться чувство недоверия к миру и другим людям.
Раннее детство: самостоятельность - стыд и сомнение (2-3 года)
На этой стадии начинают развиваться самоконтроль и самостоятельность. Если родители поощряют инициативность ребенка и позволяют ему исследовать, экспериментировать, совершать ошибки, у него разовьется чувство самостоятельности, самоконтроля и уверенности в себе и в своих силах. Если родители чрезмерно опекают ребенка или не одобряют его желание быть независимым, ребенок может начать сомневаться в своих возможностях и стыдиться своего поведения. Самостоятельность будет подавлена, и у него возникнут трудности при взаимодействии с окружающим миром.
Возраст игры: инициативность - вина (4-6 лет)
Если детям предоставляется возможность выбирать занятия, важные лично для них, и если родители поощряют их, но тверды в вопросах дисциплины, у детей разовьется положительный образ себя, и они доведут свои начинания до конца. Если детям не позволять принимать собственные решения, у них может возникать чувство вины при взятии инициативы на себя. У детей может возникнуть убеждение, что быть независимым - плохо, они могут стать пассивными и позволять другим решать за себя.
Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность (6-12 лет)
Дети обучаются мастерить, пользоваться инструментами. В это время дети также впервые получают отзывы от посторонних людей о своих достижениях. Если дети способны находить удовольствие в интеллектуальной деятельности, продуктивности, стремлении к успеху, у них появится чувство компетентности. Если они не достигают успеха или не находят удовольствия от процесса, у них может появиться чувства неполноценности и несостоятельности.
Юность: самотождественность Я - ролевое смешение (12-20)
. На стадии юности мы спрашиваем себя: «кто я? Кем я хочу стать?» Для ответа на эти вопросы необходимо адекватное разрешение всех конфликтов предшествующих стадий. Молодые люди должны исследовать, осознать границы дозволенного, стать независимыми от своих родителей и достичь самоотождественности или ощущения себя. Самоотождественности можно достичь, только испробовав разные роли, типы поведения и идеологии. Неспособность достичь чувства самоотождественности приводит к смешению ролей, неумению принимать решения и выбрать профессию, сексуальную ориентацию и собственную роль в жизни.
Ранняя зрелость: близость - изоляция (20-25)
На этой стадии молодые люди должны научиться строить близкие отношения как в дружбе, так и в любви. Успешное разрешение этой задачи развития зависит от предшествующих стадий. Молодые люди должны научиться устанавливать близкие отношения с другими людьми. Альтернативой является отчужденность, изоляция, страх перед привязанностью и неумение вверять себя другим.
Средняя зрелость: продуктивность - инертность (26-64)
Под продуктивностью понимается умение выйти за пределы эгоизма и личных интересов и заботиться о других. На этой стадии взрослые ощущают потребность быть продуктивными и помогать следующему поколению. Если кризис разрешен неудачно, человек останется эгоцентричным и будет испытывать инертность, неспособность развиваться с эмоциональной и психологической точки зрения.
Поздняя зрелость: цельность Я - отчаяние (от 65 лет до смерти)
На стадии поздней зрелости человек размышляет о своей жизни, рассматривая ее роль в общей схеме всего. Человек оценивает свою жизнь и свои достижения. Если человек оглядывается на свою жизнь с незначительными сожалениями, испытывая удовлетворение и ощущая, что она была небессмысленной, это приводит к чувству самотождественности Я. Если же, напротив, человек ощущает безнадежность, размышляет о своих ошибках и о том, что все могло бы быть иначе, это приводит к чувству отчаяния. Если человек достигает чувства цельности и самотождественности, то, согласно Эриксону, он не будет бояться смерти, и это означает, что он достиг высших форм психосоциального развития.
10) Индивидуальна психология А.Адлера
Основные принципы индивидуальной психологии:
-целостность психической жизни личности
-стремление к превосходству (как основная мотивационная сила в жизни личности)
-социальная принадлежность человека
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви.
Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.
Второй движущей силой развития личности является социальный интерес - стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.
Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности. при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни:
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип. Люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.
Основные методы индивидуальной психологии – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.
11) Гуманистичекая психоаналитическая теория
Теория личности Фромма — это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологии, политики, экономики, религии, культурных факторов ее формирования.
Личность, с точки зрения Фромма, — это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.
В работе Человек для себя Фромм описывает следующие социальные типы характера:
1)Рецептивная ориентация (берущая) — человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить;
2) Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других;
3) Стяжательская ориентация (сберегающая) — в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства;
4) Рыночная ориентация (обменивающая) — личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.
5) Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики — человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются.
Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.
Позже, в работе Душа человека, Фромм описал ещё два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основные проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью.
Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости.
В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой.
В работе Бегство от свободы Фромм описал механизмы такого бегства.
-Авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое Я с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду.
Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
-Разрушительность — попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия.
Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.
-Автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой.
Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные.
Исчезает различие между собственным Я и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам бегства от свободы существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным, не теряя ощущения единения с другими людьми.
Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
12) Социокультурная психоаналитическая теория К.Хорни
Теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера. К.Хорни подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов. Хорни:
-отказывается от конструкта либидо,
-отвергает предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность,
-подчеркивает в большей степени социальные, чем биологические детерминанты личности.
Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.
Базальная тревога. К. Хорни исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека.
Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).
Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.
Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.
Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.
13) Структурная теория черт личности Кеттела
В своей теории черт личности Реймонд Кеттел стремился найти и наглядно показать каким образом личностные особенности взаимодействуют с социумом.
Кеттел утверждал, что личность есть то, что позволяет нам предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Для этого он вывел формулу, которая позволяет нам проследить за ходом его мысли. R = f (S, Р)