СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА




Аннотация. Представлен обзор внебюджетных фондов. Он раскрыт через анализ поступлений и расходований средств, дефицита или профицита Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2015-2017 гг. Относительно Пенсионного фонда проанализированы темпы изменения доходов и расходов. Так же представлена динамика тарифов страховых взносов на обязательное страхование и обеспечение за аналогичный период. Изменение тарифов отражено в качестве взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение с 2015 по 2017 гг. Даны основные плановые характеристики внебюджетных фондов на 2015–2017 гг.: до ходы, расходы, профицит.

Ключевые слова: внебюджетные фонды, страховые взносы, доходы, расходы, дефицит, профицит.

Финансовый кризис и экономические санкции оказывают негативное влияние на развитие социального страхования в России. Основы доходов фондов социального страхования зависят от финансовых ресурсов организаций. Объем их потоков определяется масштабами деятельности хозяйствующих субъектов. В условиях удешевления национальной валюты обесцениваются не только капиталы предприятий, но и страховые фонды. Чтобы обеспечить дальнейшее развития фондов социального страхования необходимо укреплять финансовую систему страны.

Современная финансовая система России включает в себя централизованные и децентрализованные финансы. В свою очередь централизованные финансы состоят из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Также в состав бюджетной системы входят и внебюджетные фонды, которые реализуют принципы социального страхования.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Таким образом, внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

2) строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требует особого внимания со стороны государства;

3) возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях наличии активного сальдо.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

– Пенсионный фонд РФ;

– Фонд социального страхования РФ;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Современная концепция социального страхования предполагает, что взносы на социальное страхование соответствуют степени защиты, необходимой человеку в соответствии с существующим в обществе стандартам уровня и качества жизни; социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты стразовых взносов; обязательность по уплате страховых взносов несут солидарно государств, работодатели и работник.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование являются обязательными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Таким образом, в отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности нормирования и расходования денежных средств фондов в связи социально-экономическим назначением каждого из них.

Задача статистики внебюджетных фондов – определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

¾ общий объем доходов, в том числе по источникам;

¾ прочие доходы;

¾ общий объем расходов, в том числе по направлениям;

¾ прочие расходы;

¾ остаток средств на начало периода;

¾ остаток средств на конец периода.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов: самофинансирования и коммерческой деятельности.

доходам бюджет исполнен в размере 8260,1 рублей. По с 2016 годом доходы на 634,83 миллиарда, или на 8,3%. взносов на пенсионное страхование на 350,5 миллиарда (8,5%) и составили 4481,9 миллиарда. По расходам ПФР исполнен в 8319,5 миллиарда рублей. сравнению с 2016 годом выросли на 489,8 рублей, или 6,3%.

уже ранее фонд, переходящие средств бюджета по итогам 2017 составили 234,2 миллиарда. Эти деньги на финансирование расходов бюджета в 2018 году и позволят снижение размера из федерального.

Для того, ПФР эффективно свои функции и определял стратегию развития необходимо вести учет и расходов и на полученных показателей необходимый анализ.

Таблица 1 - Основные показатели, характеризующие ПФ РФ в 2015—2017 гг.

Показатели 2015 г. (млрд. руб.) 2016г.(млрд.руб.) 2017г.(млрд.руб.)  
Доходы     5255,60  
Расходы     4922,10  
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР 334,1 361,2 418,1  
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 1647,4   2815,30  
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий 2,7 3,6 4,10  
Расходы на выплату пенсий 3054,1   4081,20  
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 254,6 293,6 311,9  
Расходы на предоставление материнского капитала 64,2 97,1 171,3

Источник: Росстат

Рисунок 1 - Доходы и расходы Пенсионного фонда в 2015—2017 гг.

Пенсионного фонда в 2016 году по превысил 4600 млрд., что составляет 10,4 % страны. Что 2017 года, то превысил 5255 млрд., что соответствует 9,9 %.

Взносы в Пенсионный фонд начисляются и сверх установленной предельной величины, но в размере 10% (212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. коэффициент индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в размере 1,073. С учетом индексации предельная величина базы (страховая сумма) составит 670 000 руб. Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная с учетом размера средней заработной платы в РФ и повышающего коэффициента в размере 1,7, составит 711 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014).

Страховая сумма на обязательное медицинское страхование в 2015 г. не лимитируется. Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Например, с 1 января 2015 г. для участников СЭЗ Крымского федерального округа установлены следующие тарифы страховых взносов: в ПФР – 6%, в ФСС РФ – 1,5%, ФФОМС – 0,1% (ФЗ от 29.11.2014 №378-Ф).

Кроме того, в Фонд социального страхования поступают взносы на обязательное страхование от несчастных случаев (от травматизма). Данные обязательства для работодателей определены Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Таким образом, в ФСС взносы составляют 2,9% плюс взносы от несчастных случаев, которые находятся в интервале от 0,2 до 8,5% от фонда оплаты труда. Ставка взносов от несчастных случаев зависит от степени риска, всего 32 степени и определены Федеральным законом от 22.12.2005 г. 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С учетом взносов на страхование от несчастных случаев минимальная ставка взносов на обязательное страхование и обеспечение составляет 30,2%, а максимальная 38,5% от фонда оплаты труда.

Рассмотрим поступления и расходования средств внебюджетных фондов (табл. 3) Данные о поступлении и расходовании представлены на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 2 – Характеристики внебюджетных фондов за 2015-2017 гг. (млрд. руб)

Годы ПФ РФ ФСС ФФОМС
доходы расходы профицит доходы расходы профицит доходы расходы профицит
        538,7 594,1 55,4 1632,3 1675,3 43,0
          622,6 2,4 1706,5 1758,3 51,7
  5255,6 4922,1 333,5 680,2 661,4 18,8 1804,1 1804,1 -

 

Рисунок 3 – Доходы и расходы ФСС за 2015-2017 гг.

Рисунок 4 - Доходы и расходы ФФОМС за 2015-2017 гг.

Проанализировав данные о поступлении и расходовании средств внебюджетных фондов, можно сделать следующие выводы.

Доходы внебюджетных фондов в номинальном исчислении за 2015– 2017 гг. увеличиваются ежегодно более чем на 12%. Притом, что это выше прогнозируемой инфляции на соответствующий период. В 2015–2017 гг. ставки страховых взносов не будут увеличиваться, а это значит увеличение доходов основано на оптимистическом варианте экономического развития экономики России, несмотря на текущий валютный кризис. Будем надеяться, что у Правительства РФ есть резервы, чтобы не допустить экономической кризис в стране. Несовершенство системы обязательного страхования и обеспечения является элементом несовершенной финансовой системы России.

На сегодняшний день, одна из актуальных задач финансовой системы России – развитие социального страхования. Причины несовершенства социального обеспечения могут быть различны: существенное изменение в демографической структуре населения; невысокие доходы физических лиц; несовершенство финансового рынка, где должна прирастать накопительная часть пенсии (относительно пенсионного обеспечения) и т.д. И в то же время существенно повышать зарплаты работников не в интересах бизнеса, т.к. это приведет к повышению нагрузки по социальному страхованию.

Главная задача при проведении модернизации существующей пенсионной системы в Российской Федерации состоит в создании условий для гармонизации и увязки страховых пенсионных механизмов, системы заработной платы, механизмов занятости населения и демографической политики. Ее базовым элементом, потенциал которого еще только предстоит формировать, должен стать институт обязательного социального пенсионного страхования.

 

 

Список литературы

1. Алтухова Е. Об отсрочках по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды // Налоговый вестник. – 2013. – №11. – С. 87–91.

2. Андрющенко Г.И. Модернизация системы социального страхования/ Стратегия инновационного развития России и социальная сплоченность общества[Текст]: тезисы докладов и выступлений участников XI Международного социального конгресса. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – С. 21–23.

3. Андрющенко Г.И. Развитие систем социального страхования в условиях глобализации [Текст] // Труд и социальные отношения. – 2011. – № 5. – С. 77–82.

4. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата /И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00241-6

5. Роик В.Д. Пенсионная система России: без радикальных перемен не обойтись [Текст] // Человек и труд. – 2011. – №3. – С. 18–24.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: